Цели: ввести определение параллелограмма, рассмотреть его свойства.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания
Обсудить решения домашних заданий, ответить на вопросы учащихся.
2. Самостоятельная работа
Вариант 1.
- Найдите сумму углов выпуклого тринадцатиугольника.
- Каждый угол выпуклого многоугольника равен 135°. Найдите число сторон этого многоугольника.
Вариант 2.
- Найдите сумму углов выпуклого двенадцатиугольника.
- Сумма углов выпуклого многоугольника с равными друг другу углами равна 1260°. Найдите число сторон этого многоугольника.
Вариант 3 (для подготовленных учащихся).
Каждый угол данного выпуклого многоугольника равен 150°. Найдите сумму углов выпуклого многоугольника, число сторон которого в два раза меньше, чем число сторон данного многоугольника.
3. Изучение нового материала
1. Дать определение параллелограмма. Воспроизвести рисунок 157 из учебного пособия на доске (учащиеся – в тетрадях) и записать: «Параллелограмм АВСД». Предложить учащимся записать пары параллельных сторон: АВ || СД, BC || АД.
Обратить внимание учащихся на то, что определение параллелограмма позволяет сделать два вывода:
а) Если известно, что некоторый четырёхугольник является параллелограммом, то можно сделать вывод о том, что его противоположные стороны параллельны.
б) Если известно, что у некоторого четырёхугольника противоположные стороны попарно параллельны, то он является параллелограммом.
2. На закрепление определения параллелограмма можно предложить учащимся устные задания:
а) Дан АВС. Параллельно сторонам АВ и АС проведены прямые ЕF и ДЕ. Определите вид четырёхугольника АДЕF.
б) В параллелограмме АВСД проведена диагональ ВД. Докажите, что АВД = СДВ.
в) Прямая ЕF параллельна стороне АВ параллелограмма АВСД. Докажите, что АВЕF – параллелограмм.
3. Рассмотреть свойства параллелограмма.
4. Доказать, что в параллелограмме сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна 180°.
4. Закрепление изученного материала
Решить задачи №376(а) – устно; №376(б), 372(а).
5. Итоги урока
Если в условии задачи дано, что АВСД – параллелограмм, то можно использовать его свойства:
6. Домашнее задание: вопросы 6-8, с.111; №372(б), 376(в, г), 374.
Для желающих можно выдать индивидуальное задание:
1. В параллелограмме АВСД на сторонах АД
и BC взяты точки K и E соответственно так, что КВЕ = 90° и отрезок ЕК
проходит через точку O пересечения диагоналей.
Докажите, что ВО = ОЕ.
2. На сторонах АС и ВС треугольника АВС отмечены
точки Д и Е соответственно, а внутри треугольника
– точка М так, что четырёхугольник ДСЕМ является
параллелограммом и ДЕ || АВ. Прямая ДМ пересекает
отрезок АВ в точке K, а прямая ЕМ – в точке Н.
Докажите, что АК = НВ.
Указания к решению задач.
1. Последовательно доказываем, что BOE =КОД, ВДЕ = ВКЕ,
EД || ВК, ЕД = ВК, ВКЕ
= ВЕД, ВКЕ = ВДЕ, КЕВ = ДВЕ.
Значит, ОВ = ОЕ.
2. В параллелограммах АДЕН и КДЕВ, АН = ДЕ и КВ = ДЕ.
Значит, АН = КВ. Следовательно, АК = НВ.