В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из этой семьи,
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Цель: развитие интереса к истории своей семьи, родословной; воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по изучению понятия «родословная»;
- «Правила составления родословных».
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала;
- создать условия для развития у школьников познавательного интереса, нравственного отношения к живому наследию своих предков;
- воспитывать любовь и уважение к своим предкам, их традициям.
Ожидаемые результата программы
1 уровень: представление о родословной;
2 уровень: правила и этапы работы над
родословной
Метапредметные и личностные результаты
- Личностные УУД
- Сформировать умение осознавать и определять значимость семейных отношений, ценности семьи и чувство уважения к своим близким.
- Познавательные УУД
- Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию (работа с текстом)
- Сформировать умение анализировать и обобщать факты.
- Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).
- Коммуникативные УУД
- Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
- Регулятивные УУД
- Сформировать умение определять цель учебной деятельности.
- Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план выполнения задания.
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Оборудование:
- Раздаточный материал: анкета «Моя семья»; листочки по рефлексии «Родословная моей семьи».
- Толковый словарь С.И.Ожегова.
- ММ-проектор, компьютер.
- Презентация «Родословная моей семьи. Правила составления родословной».
- Альбомы учащихся школы с родословными.
- Иллюстрации к занятию.
Этапы занятия |
Ход занятия | Формирование УУУ и ТООУ |
I. Организационный момент | Звучит песня «Моя семья» Муз.
и сл. Александра Ермолова На экране эпиграф «В семейном кругу…» (слайд 2) 2.Мотивация: (у детей в руках веселые и грустные смайлики). Учитель: Здравствуйте, ребята! Готовы ли вы к работе? |
Личностные УУД 1. Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию. |
II. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 3. Ребята, наше занятие
началось с песни «Моя семья», как вы думаете, отражает ли она тему нашего занятия? Существует ли связь между прошлым и настоящим? Каждое растение, дерево имеет свои корни. А у человека есть корни? Так о чем мы сегодня будем говорить? Дети формулируют тему занятия – наверное, о семье, о родословной, о родовом древе… Учитель: Верно, тема нашего занятия:
«Родословная моей семьи. Правила составления
родословных». 4. Ребята, глядя на тему нашего урока, давайте сформулируем цели занятия: Дети отвечают: Учитель: Верно, ребята! Кроме того вы поработаем со словарем, заполните анкету «Моя семья» и побудете экспертами. Мы должны помнить, знать и расширять знания о своих предках. Для чего? Дети отвечают: Чтобы рассказать об этом своим детям. А дети – своим детям. Это необходимо потому, чтобы не прервалась связь поколений. (слайд 5). 5. Планируемые результаты Учитель: Я вам предлагаю построить
домик (символ вашей семьи) и в нем вы отразите все,
что мы будем делать на занятии. (Учащиеся приклеивают цветные кирпичика: тема, цели, этапы). (слайд 6). 6. Актуализация собственного опыта Учитель: Ребята, может кто-то из вас
уже знает, что такое родословная, родовое дерево,
семья, предки? Дети отвечают. Верно, ребята! А теперь давайте заглянем в словарь С.И. Ожегова и посмотрим, какие определения написаны там. 7. Работаем в парах. 1пара ищут слово – «поколение» Ответы детей. На слайде – определение понятий из словаря
Ожегова. (Работа с домиком) (слайд 7). 8. Проблемная ситуация Какая информация нужна для составления
родословной? Я предлагаю вам заполнить анкету «Моя семья». (слайд 8) (Работа с домиком) |
Личностные УУД 1. Сформировать умение осознавать и определять значимость семейных отношений, ценности семьи и чувство уважения к своим близким. 2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Регулятивные УУД 1.Сформировать умение определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД 1. Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию (работа с текстом) Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. Коммуникативные УУД 2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом). Познавательные УУД 2. Сформировать умение анализировать и обобщать факты. 4. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). |
III. Поиск решения | Через 3 минуты. Учитель: Давайте посмотрим, что вы уже знаете? Дети отвечают: Учитель: Ребята, а вы на все вопросы
ответили? Дети отвечают: Она нужна, чтобы составить родословную своей семьи. Учитель: Ребята, с какой проблемой вы
столкнулись? Остальные колонки заполните, пожалуйста, дома, 9. Физкультминутка А сейчас давайте немного прервемся и проведем физкультминутку. (слайд 9) «Родная семья» Папа и мама у нас стебельки, (Работа с домиком) 10. Изучение новых знаний и способов деятельности. Учитель: Итак, ребята, как вы
считаете, существует какой – то порядок
составления родословной: Дети отвечают: (Работа с домиком) Учитель: Верно! Но есть еще один важный момент. (Учитель раскладывает на столе листочки с правилами составления родословной) Ребята, что можно сделать с этим
материалом? Дети раскладывают «правила» на столе, решают, как они должны быть распределены по-порядку. Учитель: А теперь выйдите к доске и расположите на доске правила с помощью магнитиков. Учитель поправляет, если что не так, добавляет сверху слово «Правила» и спрашивает: Так что же у нас получилось? Дети отвечают: Правила составления родословной. Учитель: Верно! Давайте с ними
ознакомимся. (Работа с домиком) 11.Работа в группах Учитель ставит на три стола таблички с
символами групп (домик, дерево, зайчик),
предлагает детям выбрали свой символ (листочки
перевернуты) и сесть за стол с таким же символом. Учитель: Ребята, я предлагаю вам
побыть в роли экспертов. У меня в руках
родословные учащихся нашей школы. Через две минуты дети отвечают (один ученик от
группы). (Работа с домиком.) Учитель: Молодцы, ребята! Вы
проанализировали работы ребят и увидели, в какой
форме можно оформить родословную. 12. Задание детям: Работа над пословицами. Учитель: А что же в народе говорят о
семье?
Дети составили пословицы, вышли к доске – прочитали. (слайд 14). (Работа с домиком) |
Познавательные УУД
3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД 2. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат и искать самостоятельно средства достижения цели.
Регулятивные УУД 3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план выполнения задания.
Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей. Коммуникативные УУД 1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом). |
IV. Итог урока | 13. Итог занятия Учитель: Ребята,
как хорошо у нас заканчивается занятие. А теперь посмотрим: Все ли мы с вами выполнили,
что планировали? Покажите свои домики. Рефлексия Учитель: Что на занятии мы узнали нового? (слайд 15). Учитель: ПОКАЖИТЕ СВОИ СМАЙЛИКИ. Изменилось ли у вас настроение или нет в ходе занятия? |
Регулятивные УУД 4. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Личностные УУД 2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. |