Взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Ориентация на развитие художественного творчества дошкольников является мировоззренческой установкой современного воспитания и образования. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для художественно-эстетического воспитания ребёнка. Совершенствование личности дошкольника предполагает воспитание у него положительного отношения к миру, развитие креативного мышления, разнообразных способностей, которые в основе своей наиболее мощно развиваются в художественно-творческой деятельности. Формирование у детей целостного и многогранного представления об окружающем мире, осмысление явлений в процессе активной творческой деятельности является одной из основных задач ДОУ в художественно-эстетическом направлении. В связи с этим, основная цель взрослых (воспитателей, специалистов, родителей) - приобщение дошкольников к искусству, организация интересной, содержательной жизни в детском саду через активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса посредством создания единого творческого содружества.

Наиболее актуальной и органичной в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребёнка является интеграция образовательных областей, разных видов детской художественно-творческой деятельности и форм организации педагогического процесса. Такой подход позволяет охватить весь педагогический процесс в целом. А педагогам даёт широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным в соответствии с ФГТ и требованиями образовательной программы МБДОУ № 62 “Детский сад комбинированного вида “Почемучка”.

Хотелось бы представить вашему вниманию, наиболее интересные и успешно реализуемые в нашем детском саду формы взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, родителей и воспитанников) в решении задач по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Одной из эффективных форм взаимодействия взрослых и детей является участие в коллективной театрализованной деятельности в рамках творческого проекта ДОУ “Фестиваль сказок”. Он рассчитан на сотворчество детей, воспитателей, музыкального руководителя, учителя-логопеда и родителей, которые не разучились играть, сочинять и фантазировать. В каждой возрастной группе в процессе подготовки театрализованного представления особое внимание уделяется взаимодействию с семьями воспитанников, объединённых в своеобразное творческое содружество “Театр для всех”. Он несёт в себе концепцию объединения всех творческих сил и проявлений взрослых и детей.

Учитель-логопед ориентирует педагога в работе над правильным произношением, речевым дыханием, учит правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи посредством практического консультирования.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателями подбирает музыкальный репертуар, работает над пластикой, артистичностью, сценической культурой и выразительностью образа: помогает найти и выбрать выразительные средства (мимику, жесты, движения), работает над музыкальной и речевой интонацией.

Воспитатель в ходе подготовки театрализованных постановок берёт на себя роль режиссёра-постановщика, координирует действия специалистов и семей воспитанников, организует совместное обсуждение сценария будущего представления и распределение ролей. Совместно с музыкальным руководителем воспитатель ведёт кропотливую работу по созданию сценического образа посредством перевоплощения и импровизации (помогает актёру понять характер персонажа сказки или художественного произведения, смысл ситуации, в которой он оказался, оценить его поступок и выразить в исполнении своё отношение). Также воспитатель активно организует детей и родителей для изготовления костюмов и декораций будущего спектакля.

Родители активно включаются в процесс подготовки театрализованного представления. Они не только помогают готовить костюмы и декорации, но являются полноправными участниками спектаклей, исполняя роли, в том числе вокальные.

Воспитанники принимают участие в разнообразных видах совместной художественно-творческой и музыкальной деятельности, пробуя и примеряя на себя различные роли: артиста, художника-оформителя, декоратора, костюмера, тем самым определяя для себя собственную роль в процессе подготовки спектакля.

Творческий процесс по созданию спектакля превращается в интересную игру, в которой взрослые и дети учатся воплощать свои творческие замыслы. Выступление на сцене предоставляет возможность каждому актёру, не важно – это ребёнок или взрослый, проявить творчество, реализовать свой потенциал посредством эмоционального раскрепощения, снятия напряжённости и зажатости, создания положительного эмоционального настроя. Участвуя в театрализованных спектаклях, отдавая зрителям частичку своей души и эмоциональных переживаний, исполнители получают взамен большой заряд творческой энергии. Совместная театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь воспитанников детского сада, дарит им радость. Дети в восторге, когда они впервые видят свою маму, своего папу в новом амплуа – в образе сказочного персонажа. На задний план уходят все “взрослые” комплексы артистов-родителей, которые без капризов, совершенно серьёзно облачаются в маски и сказочные шапочки, примеряют ушки и хвостики, гримируются: рисуют друг другу усики и носики. Как же это весело и увлекательно! И, поверьте, такие моменты детской дошкольной жизни навсегда останутся в памяти каждого ребёнка!

Ярким результатом такого творческого взаимодействия являются совместные театрализованные представления: инсценировка по стихотворению С.Я. Маршака “Кто колечко найдёт?”, “Сказка о глупом Мышонке”, “Как поросёнок Хрюша поздравил маму с днём рождения”.

Важнейшим условием успешности реализации творческих проектов по созданию театрализованных представлений является использование всеми участниками воспитательно-образовательного процесса художественно-творческого комплекса в ДОУ, который объединяет ресурсы группы (мини-центр совместной театрализованной деятельности) и детского сада (театральная гостиная). Художественно-творческий комплекс является пространством жизнедеятельности детей и взрослых, которое обеспечивает максимальные возможности для развития музыкально-художественного творчества и интеграции его со всеми видами разнообразной творческой деятельности: игра, музыка, танец, пластика, речь. В театрализованном мини-центре есть всё необходимое: костюмерная, гримёрная, а также куклы, атрибуты, декорации для разных видов театра, в изготовлении которых принимают участие дети и взрослые (родители, воспитатели и специалисты детского сада). Такая среда очень привлекает и пробуждает интерес к театральному искусству, к совместной художественно-творческой деятельности.

Взаимодействие всех участников совместного творческого процесса способствует взаимообогащению и обмену педагогическим мастерством между воспитателями, специалистами и родителями, сближает и объединяет детей и взрослых в единый творческий союз, интегрируя разные виды искусства, игру и жизнь, сказку и явь. А общий интерес к делу влияет на улучшение качества взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями: ведёт к формированию добрых отношений, взаимопониманию и взаимному доверию, создаёт положительный микроклимат в группе, в семьях воспитанников, а самое главное – помогает детям адаптироваться в социальном окружении.

Поиск новых подходов во взаимодействии всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в свете требований к современному образованию дошкольников позволил успешно внедрить такую инновационную форму сотрудничества воспитателей, специалистов с семьями воспитанников, как “Ассамблея больших и маленьких почемучек”. Идея Ассамблеи возникла из желания продемонстрировать родителям разнообразные, интересные для ребёнка виды художественно-творческой деятельности, которыми можно заниматься в часы семейного досуга, включить семьи воспитанников в эту деятельность.

Особенностью Ассамблеи является возникновение настоящего творческого союза детей, педагогов и родителей, объединённых общим интересным делом. Ассамблея даёт возможность взрослым занять позицию партнёра в деятельности, понять, что реально интересует ребёнка, стать соучастниками образования детей, выступить создателями условий, при необходимости – советчиками. Кроме того, нам хотелось помочь родителям увидеть своего ребёнка в иной, по сравнению с домашней, среде, способствовать повышению педагогических знаний и опыта через художественно-игровое взаимодействие со специалистами (выступающими в роли Фей-мастериц), тем самым расширяя детско-взрослое сообщество ДОУ.

С одной стороны Ассамблея – это интерактивная форма культурно-досуговой деятельности детей и взрослых в ДОУ, а с другой – это творческий и образовательный проект, направленный на решение задач по развитию художественно-творческих способностей дошкольников. Ассамблеи имеют тематический характер: “Ярмарка народных промыслов”, “В стране творчества и фантазии”, “День рождения Почемучки”, “Путешествие по сказкам”.

Например, в творческой Ассамблее под названием “Город кукольных мастеров” все участники (взрослые и дети) сначала “превращаются” в кукольных мастеров и сообща из разных художественных материалов изготавливают театральных кукол, а потом становятся то зрителями, то артистами-кукловодами. Но в любом случае каждый участник осуществляет свой самостоятельный выбор, всегда оставаясь активным участником действия. В процессе творческого взаимодействия меняется позиция ребёнка, происходит реализация в образовательном пространстве идеи “субъектности” - ребёнок сам выбирает, действует, получает результаты и оценивает их. Все это способствует становлению социальной компетентности дошкольника, что позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих: сверстников и взрослых, своё отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Ребёнок учится замечать изменение настроения взрослого и сверстника, учитывать желания других людей. В ходе Ассамблеи учитель-логопед с маленькими помощниками берут на себя роль группы журналистов, которые собирают информацию о впечатлениях от творческого процесса. Так в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых средств, проявляется коммуникативная компетентность. Так, мы формируем у детей навыки социальных взаимоотношений между сверстниками и взрослыми в процессе игровой художественно-продуктивной и музыкальной деятельности.

Опыт проведения творческой Ассамблеи показал, что это ещё и прекрасная возможность продемонстрировать профессиональный, творческий потенциал всего педагогического коллектива, познакомить родителей с организацией и многофункциональным использованием эстетической предметно-развивающей среды ДОУ. По отзывам родителей в некоторых семьях после проведения Ассамблей появились мастерские кукол, импровизированные театрализованные постановки с участием детей и взрослых (друзей, приятелей), художественные мини-выставки, оформленные детьми совместно с родителями. На наш взгляд, такая форма проведения культурно – досуговых мероприятий, как Ассамблея – одна из успешных форм взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в решении задач по развитию художественно-творческих способностей воспитанников.

В заключении, хотелось бы отметить, что поиск новых интерактивных форм профессионально-педагогического взаимодействия в рамках художественно-эстетического воспитания дошкольников позволил, благодаря нововведениям, переориентировать ролевые позиции субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей и родителей) и превратить их в субъекты совместной художественно-творческой деятельности. Осознанная партнёрская деятельность в команде единомышленников способствует продуктивному взаимодействию, сотворчеству и сотрудничеству, достижению положительных результатов и эффектов в едином культурном пространстве. А вовлечение семей воспитанников в орбиту педагогической деятельности детского сада, заинтересованное участие в творческих проектах ДОУ взрослых и детей, позволило создать нам устойчивые традиции в успешном решении задач по развитию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях детского сада. В то же время, плодотворное взаимодействие и сотрудничество с коллегами позволяют воспитателям и специалистам ДОУ, повысить свою квалификацию и профессиональное сознание, стимулируют социальную и профессиональную активность, стремление к профессиональному развитию, творчеству и самореализации в профессии.