Из опыта работы по формированию интереса к математике

Разделы: Математика


Главная цель педагога – научить детей учиться, то есть самостоятельно добывать знания. Для того чтобы знания, приобретенные в школе, были осознанными и глубокими, необходимо активное отношение школьников к учебной работе. Активность же, как подчеркивают многие педагоги и психологи, методисты и учителя, – это результат интереса, вызванного глубоким научным содержанием материала, его новизной и эмоциональностью, творческими приемами и методами его изложения, возможностью для учащихся проявить при усвоении этого материала инициативность, добиться успеха, продвинуться в умственном развитии.

Еще в годы учебы в институте, участвуя в работе студенческого научного общества, занималась изучением проблемы формирования познавательных интересов учащихся.

В 1987 году, обучаясь на факультете подготовки и повышения квалификации организаторов народного образования КГПИ, защитила курсовую работу по теме "Познавательный интерес и пути его формирования".

Как и все педагогические явления, познавательный интерес выступает во всей своей сложности и многозначности: как средство формирования личности, как условие эффективности учебного и воспитательного процессов, как значимый мотив учения. Изучение этого сложного и значимого для личности образования нельзя завершить в одночасье. Из года в год обращаюсь к изучению тех или иных аспектов этой проблемы, к реализации на практике путей формирования интереса к математике.

В 1990–1997 годах преподавала математику в одном из классов по углубленной программе. Вариативная часть программы в разные годы включала в себя кружковые или (и) факультативные занятия, которые посещали все учащиеся класса. В 11 классе учащиеся изучали единый курс "углубление основного курса математики" в количестве 7 уроков в неделю. Результаты этой экспериментальной работы были подытожены на районном семинаре директоров школ в 1997 году.

Практически в эти же годы (с 1994 г. по 1999 г.) велась работа над проблемой "Формирование интереса к математике через нестандартные формы уроков". Практическая реализация основ теории вопроса заключается в том, что на уроках используются занимательные задачи, математические сказки и стихи (некоторые учащиеся сами пишут стихи и сказки), сообщения интересных фактов и сведений из истории математики, организация игровых моментов и игр "математическое домино", "математический хоккей", дидактических игр "Отправление телеграммы", "Поездка в такси", математических соревнований, математических ярмарок.

Большое внимание уделяется внеклассной работе. Проводятся вечера "Математика – царица наук", "Женщины – математики","Вечер веселых и смекалистых", математические праздники "Знания имей отличные по теме "Дроби десятичные", "Знания имей отменные по теме "Дроби обыкновенные", математические соревнования "Час веселой математики" и "Математика – гимнастика ума", "Математические посиделки", "Математический винегрет", КВНы, познавательные игры "Что? Где? Когда?", "Счастливый случай", "Брейн-ринг", "Поле чудес", математические спектакли, викторины, конкурсы творческих работ.

С 1999 г. по 2004 г. велась работа над проблемой "Формирование интереса к математике путем активизации самостоятельной деятельности учащихся, с 2004 года – работа над проблемой "Формирование интереса к математике посредством задач".

Самостоятельная работа учащихся, т. е. их работа в отсутствии учителя или, по крайней мере, без обращения к его помощи в течение какого-то промежутка времени, как прием обучения, может входить почти во все методы обучения, применяться на различных этапах процесса обучения для достижения тех же целей, что преследуются на работах, выполняемых под руководством учителя.

На этапе проверки домашнего задания и актуализации прежних знаний эффективны математические диктанты, цифровые диктанты, графические диктанты. Прием "Буквенный диктант" ценен для развивающего обучения. Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв учащиеся составляют слово. При использовании приема "Буквенный диктант" вопросы формулируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса и областей знаний.

Например:

Н – режущий предмет;
О – ученик, занимающийся по всем предметам на «5»;
Ж – в золотой дубочек спрятался клубочек;
Е – её привозят из леса в канун Нового Года;
Н – герой сказки Карлик – …;
И– в нем зимуют раки;
Е – все, что мы кушаем (3 буквы);
У – домашняя водоплавающая птица, очень прожорливая;
М – холодное сладкое лакомство.

Из букв составляем слово – УМНОЖЕНИЕ.

При проведении устного счета используются задания занимательного характера. Например, выполняя действия над числами, записанными в квадрате, находится масса бобра.

Задание. Узнайте длину тела бобра (в дециметрах). Поможет вам удивительный квадрат.

5,9 6,3 3,6
2,3 2,7 0
3,7 4,1 1,4
  1. Из первой строки выберите наименьшее число.
  2. Из второй строки – наибольшее.
  3. Из третьей строки выберите не наибольшее и не наименьшее число.
  4. Найдите сумму выбранных трех чисел, и вы найдете ответ на вопрос.

Часто на уроках в 5 и 6 классах учащиеся решают задачи, "предложенные" математическими героями Смекалкиным и Верхоглядкиным.

Задание. При выполнении домашнего задания Витя Верхоглядкин забыл поставить запятые в примерах на сложение и вычитание десятичных дробей. Помогите ему исправить забавные равенства.

52 + 18 = 7;
3 +108 = 408;
42 + 17 = 212;
736 + 336 = 4;
63 – 27 = 603;
57 – 4 =17.

Иногда задание учащимся дается в нестандартной форме.

Учитель: Когда я шла на урок, мне дали письмо и попросили передать вам – пятиклассникам.
Содержимое письма:
"Мудрые пятиклассники! Я измерил две стороны своего треугольного забора. Они равны 18,7м и 13,6м. А третью сторону измерить не могу, так как забор пересекает канаву, которую мне с измерительным шнуром никак не перепрыгнуть. Мой сосед сказал, что периметр моего забора равен 42,9м. Сказал и ушел. А я так и не понял, как мне измерить третью сторону и причем здесь это странное слово "периметр". Помогите мне разобраться.

Клоун."

Многие вопросы школьного курса математики могут быть успешно изучены учащимися самостоятельно с помощью учебника, так как учебник имеет обучающую функцию, во многом аналогичную функции учителя. Но от учителя зависит сделать процесс приобретения знаний с помощью учебника более успешным – научить учащихся самостоятельно приобретать знания, научить их учиться.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
  • ФРОНТАЛЬНЫЕ
  • ГРУППОВЫЕ

ТИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

(В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЯМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

ВОСПРОИЗВОДЯЩИЕ

РЕКОНСТРУКТИВНО-ВАРИАТИВНЫЕ
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ
ТВОРЧЕСКИЕ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

  1. РАБОТА С КНИГОЙ
  2. УПРАЖНЕНИЯ
  3. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
  4. ПРОВЕРОЧНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ, КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ДИКТАНТЫ, СОЧИНЕНИЯ
  5. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ
  6. ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ, НАБЛЮДЕНИЯ
  7. ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ

Наиболее распространенными являются следующие виды работы с учебником:

1) чтение текста вслух;
2) чтение текста про себя;
3) воспроизведение содержания прочитанного вслух;
4) обсуждение прочитанного материала;
5) разбиение прочитанного текста на смысловые части (вначале с помощью учителя, потом самостоятельно);
6) самостоятельное составление плана прочитанного, который может быть использован учеником при подготовке;
7) работа с оглавлением и предметным указателем;
8) работа с рисунками и иллюстрациями;
9) работа над понятием, термином;
10) составление конспекта схемы, таблицы, графика на основе материала, изученного по учебнику.

Одним из способов организации работы с учебником математики является формирование приемов этой работы. В их состав входят:

  • общий прием работы с учебником математики;
  • составление плана ответа по математике;
  • прием усвоения теоремы.

Формирование познавательных интересов учащихся самым непосредственным образом связано с развитием их творческой активности. На уроках предлагается учащимся выполнить работы творческого характера: придумать собственную задачу или пример на только что усвоенное правило, решить задачу различными способами и показать, какой из них является более рациональным, подготовить материал из истории математики, придумать математическую сказку, написать математическое сочинение, стихотворение, выполнить рисунки из геометрических фигур, изготовить модели геометрических тел и т.п.

В процессе изучения математики, наряду с теоретическими сведениями, учащиеся овладевают определенными приемами решения задач. Обычно с приемами решения задач учитель знакомит сам, показывает образец решения задач нового типа, раскрывает технологию решения задачи, показывает, чем мотивировано применение некоторого метода, чем обусловлен выбор того или иного пути. Известный математик и методист Д.Пойа писал: "Учитель, стремящийся развивать способности учеников к решению задач, должен пробудить в них известный интерес к этим задачам и обеспечить им широкие возможности для подражания и приобретения опыта". Как и учитель, учащиеся тоже должны овладеть общими подходами к решению математических задач. Для этого учитель знакомит учащихся с общими приемами решения математической задачи и общим приемом контроля решения задачи.

Большую роль в развитии математических способностей учащихся играют математические кружки и индивидуальные занятия с учениками. На протяжении многих лет работы велись математические кружки. Очень много времени уделяется индивидуальным занятиям с учащимися, которым математика дается трудно, и с теми, кто обладает незаурядными математическими способностями. Такие учащиеся успешно защищают честь школы на олимпиадах по математике. Есть среди них те, кто закончил с отличием не только школу, но и математический факультет педагогического института, и, будучи теперь педагогами, используют в своей работе опыт своего учителя.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беребердина Н. Развитие интереса к математике. – Приложение "Математика" к газете "Первое сентября", 2002, № 39, с. 1.
  2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребность к самообразованию. М., Просвещение, 1985.
  3. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе. Тобольск, издательство ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997.
  4. Елисеева О. Как сделать урок интересным. – Приложение "Математика" к газете "Первое сентября", 2000, № 38, с. 1.
  5. Гликман И. Как стимулировать желание учиться, – Народное образование. 2003, № 2
  6. Казаренко В.И. Формирование интереса к учению на внеклассных занятиях. – Советская педагогика. 1985, № 5, с. 63 – 65.
  7. Курамшин И.Я., Куренева Т.В., Устинова М.С., Хабибуллина А.Б., Хамитов Р.Г. О технологиях обучения естественнонаучным предметам в средней школе. Казань, 2002.
  8. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., "Знание", 1979.
  9. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. Книга для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.
  10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М, Просвещение,1979.
  11. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М., "Знание", 1972.
  12. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.
  13. Щукина Г.И. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся. Л., 1967.