Взаимодействие педагога и гиперактивного ребенка в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Актуальность:

Поскольку среди родителей и педагогов все еще существует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто “распущенность” ребенка или результат неумелого воспитания, то крайне важно организовать такую форму общения, при которой педагоги могут получить как теоретические знания, так и практические навыки общения с гиперактивными детьми и их родителями.

Мастер-класс для педагогов с элементами тренинга

1. Приветствие: “Игра в мяч”.

Участники стоят в кругу. Ведущий называет имя одного из участников, бросает ему мяч и показывает приветственный жест. Тот, кто поймал мяч, проделывает то же самое по отношению к другому участнику, приветствуя его по - своему.

2. Тема нашей встречи: “Сопровождение гиперактивного ребенка в условиях ДОУ и семьи”. Мы выясним кто такие дети с синдромом гиперактивности. Как выявить гиперактивного ребенка и как ему помочь.

2.1. Мини-екция: “Что такое гиперактивность”

Термин гиперактивность до сих пор не имеет однозначного толкования. Многие специалисты к внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность. В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Причинами проявления гиперактивности у ребенка могут быть генетические факторы, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания и др. Синдром гиперактивности – медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет только специалист. Зачастую каждого ребенка, проявляющего излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к гиперактивным.

3. Упражнение “Портрет гиперактивного ребенка”

Чтобы в этом лучше разобраться попробуем составить портрет гиперактивного ребенка.

Каждый из участников предлагает качественное прилагательное, характерное гиперактивному ребенку. По окончании упражнения каждый получит продукт совместной деятельности – портрет гиперактивного ребенка.

4. Игра “Контактеры”

Цель: Дать возможность почувствовать свои ощущения, единство с группой, снять мышечное напряжение.

Содержание: Участники группы под музыку передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. Запрещено разговаривать во время игры. По сигналу каждый выбирает себе партнера и приветствует его.

Сигналы ведущего:

Хлопок в ладоши – пожать партнеру руку
Звонок колокольчика - погладить по спине партнера
Звук свистка - потереться спинками
Топнуть ногой – обнять партнера

5. Мини-лекция “Как выявить гиперактивного ребенка”

Диагноз “синдром гиперактивности” ставит невропатолог. У некоторых детей в медицинской карте это отмечено. В этом случае можно начать коррекционно - развивающую работу. Если диагноз отсутствует, а ребенок проявляет отдельные признаки гиперактивности, то взрослые проводят целенаправленные наблюдения за ним. Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребенка

По результатам наблюдения при необходимости следует обратиться к невропатологу.

6. Упражнение “Как выявить гиперактивного ребенка” (приложение 1)

Цель: Способствовать формированию умения децентрации, установлению доверительных отношений между педагогом и родителем.

Упражнение предназначено:

1 вариант – для педагогов;

2 вариант – для родителей ребенка

Содержание: Поскольку для гиперактивных детей свойственна вариативность поведения, то наблюдение только дома или только в учебном заведении недостаточно. Наблюдая за поведением ребенка в детском саду необходимо побеседовать с родителями, для получения дополнительной информации о ребенке.

Участники группы делятся на пары. Один в роли родителя, а другой в роли педагога. Педагог из предложенного списка вопросов выбирает наиболее информативные и корректные. Родитель отвечает на поставленные вопросы. Пары работают 5 – 7 минут.

Групповое обсуждение деятельности с целью составления списка вопросов для родителей. Участники в роли родителей делятся ощущениями, которые вызывали вопросы, на какие вопросы не хотелось отвечать. Участники в роли педагогов рассказывают о том, какие вопросы помогли получить интересную и полную информацию, а какие оказались нецелесообразными.

7. Игра: “Сто мячей”

Цель: Способствовать развитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.

Содержание: Игра проводится в несколько этапов.

1 этап. Отрабатывание навыка невербального общения при передаче мяча. Участники встают в круг, у ведущего в руках мяч. “Договорившись” взглядом с одним из участников ведущий бросает ему мяч. Поймавший мяч, перебрасывает его следующему участнику так же “договорившись” с ним взглядом. Не допускается падение мяча на пол.

Переход ко второму этапу возможен тогда, когда участники отработают навык невербального общения. При работе с детьми между этапами может пройти не один день, и даже неделя.

2 этап. Игра проводится так же, только ведущий вводит дополнительный мяч, тем самым усложняя игру. Далее в игре может использоваться три, четыре пять мячей. Необходимо не допускать падения мячей на пол. Если мяч упал, то количество их сокращается на один.

8. Мини-лекция: “Как помочь гиперактивному ребенку”

Работу целесообразно проводить в утреннее время. При этом делать перерывы, регулировать нагрузку. Перед началом провести беседу заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо поощрять каждые 15 – 20 минут. Например, выдавать жетоны, которые в течение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурить по столовой, дополнительное время для игры, в зависимости от желаний ребенка.

Инструкции гиперактивному ребенку даются четкие и краткие (не более 10 слов). Гиперактивные дети склонны к манипулированию взрослыми. Чтобы не допустить этого, взрослым необходимо в любой ситуации сохранять спокойствие.

9. Упражнение “Инструкция”

1 этап. Выбирается ведущий, которому вручается лист бумаги с нарисованными фигурами. Его задача дать в течение минуты четкие вербальные инструкции, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа ведущего. В конце ведущий вывешивает лист на доске, а участники группы сравнивают свои работы с эталоном. Группа выявляет причины неточного выполнения задания и формулирует лаконичную инструкцию.

2 этап. Работа в парах. Один из участников пары рисует несложную картинку. Затем дает инструкции партнеру, что и в какой последовательности рисовать. После завершения работы полученный рисунок сравнивается с первоначальным вариантом. Участники меняются ролями.

В завершении упражнения обсуждаются вопросы: Удалось ли выполнить задание партнера? Что помогло, а что мешало его выполнять?

10. Рекомендации “Как играть с гиперактивным ребенком” (приложение 2)

При подборе подвижных игр следует учитывать то, что гиперактивные дети не умеют длительное время подчиняться групповым правилам. Они быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции (заостряя внимание на деталях). Им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других детей. Начинать надо с индивидуальных игр, затем включать ребенка в малые подгруппы и только после этого переходить к коллективным играм.

Игры индивидуальные: Авторская игра И.В.Шевцовой “Разговор руками”, авторская игра Т.Д.Черепановой “Археология”

Игры коллективные: “Черепаха”, “Дотронься до...”

11. Игра “Черепаха”

Цель: Учить контролировать свои движения

Содержание: Ведущий стоит у одной стены, участники группы у противоположной.

Инструкция ведущего: Представьте себе, что я большая черепаха, а вы маленькие черепашки. Я пригласила вас к себе на День рождения и жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь, чтоб дойти только в тот момент, когда торт будет готов.

Через 2 – 3 минуты дается сигнал “Стоп”. Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи. Игра может повторяться несколько раз. Необходимо следить, чтоб никто не останавливался и не спешил.

В завершении игры обсуждение: Трудно ли было двигаться медленно? Что помогло выполнить инструкцию?

12. Упражнение “Заполни таблицу”

Обратимся к рекомендациям Ю.С.Шевченко:

Тренировку слабых функций проводить в игровой форме. (Ребенку легче сфокусироваться на задании).

На начальном этапе работы подбирать игры на тренировку только одной функции

Затем можно усложнить работу, переходя к играм, способствующим развитию двух, а в дальнейшем трех функций.

Опираясь на эти рекомендации, подберем игры касаемо гиперактивных детей.

Участники группы делятся на мини группы по 3 – 4 человека. Всего должно получиться 3 подгруппы.

Задание:

  • 1 группа делает подборку игр на отработку только одной функции (внимание, мышечный контроль, импульсивность)
  • 2 группа подбирает игры на отработку двух функций (внимание + мышечный контроль, внимание + импульсивность, мышечный контроль + импульсивность).
  • 3 группа осуществляет подбор игр на отработку трех функций (внимание + мышечный контроль + импульсивность)

По окончании заполняется общая таблица, которая будет являться продуктом общей деятельности

13. Игра “Маленький зверек” (модификация игры “Маленькая птичка”)

Цель: Помочь взрослым с помощью игровых приемов почувствовать осуществление мышечного контроля

Содержание: Ведущий предлагает закрыть глаза.

- Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас на ладони. Это может быть котенок, щенок, зайчонок. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтоб не разбудить его. Если очень хочется погладить зверька, то осторожно сделайте это легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что – нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится ровным, медленным, спокойным. Вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами на соседнем стуле. Убедитесь, что зверек в безопасности, улыбнитесь ему. Теперь откройте глаза.

Обсуждение. Что вы чувствовали, выполняя упражнение? Трудно ли было сидеть неподвижно в течение его выполнения? А если бы вы получили инструкцию: “Сидеть неподвижно 3 минуты” что бы вы почувствовали? А после завершения такого упражнения?

Исходя из сказанного, можно сделать вывод: Игровая ситуация помогла без затруднений выполнить упражнение.

14. Мини-лекция “Работа с родителями гиперактивного ребенка”

Родители гиперактивного ребенка испытывают чувство вины за его поведение, особенно находясь в общественных местах. Иногда они не знают, что делать в той или иной ситуации. Необходимо разъяснить, что ребенок не виноват, поэтому оклики и замечания, частые запреты (особенно на двигательную активность) не приведут к улучшению поведения, а со временем осложнят взаимоотношения. Гиперактивный ребенок эмоционален, раним. Снизить эмоциональное напряжение помогают тактильные ощущения (поглаживания, массаж, психогимнастические игры “Шалтай – болтай”, Насос и мяч”, “Винт”). Контакт родителя и педагога поможет установить доверительные отношения. Одна из возможностей для этого – карточка – письмо. В ней педагог фиксирует достижения ребенка за день и передает родителю. Родитель, в свою очередь, может поощрить ребенка (погулять дольше на 10 минут, почитать книгу, поиграть с ребенком). Утром родители приносят аналогичную карточку с информацией и передают педагогу. Таким образом, устанавливается контакт между взрослыми, а у ребенка формируется чувство уверенности в себе, повышается самооценка.

15. Упражнение “Письмо – карточка”

Содержание: Участники группы делятся на подгруппы по три человека. Распределяют роли: родитель, педагог, наблюдатель. В течение 7 – 10 минут педагог, и родитель обмениваются карточками. Письменный диалог протекает без обсуждений. Наблюдатель делится своим впечатлением, дает рекомендации участникам подгруппы.

После проведения упражнения группой целесообразно обсудить, какие высказывания были некорректными, а какие помогли получить нужную информацию.

16. Мини-лекция “Пальчиковые игры”

Поскольку гиперактивные дети непоседливы, а их руки находятся в постоянном, иногда бесцельном движении, то полезно обучать этих детей специальным пальчиковым играм, которые бы направили избыточную активность в нужное русло. Во время совместных занятий родителей и ребенка игры способствуют взаимопониманию, налаживанию контакта. С играми можно ознакомиться в книге “Страна пальчиковых игр”

17. Психологический практикум

Цель: Содействие включению в работу группы всех ее участников. Подбор возможных путей разрешения трудных ситуаций.

Участник группы представляет конкретную ситуацию, остальные предлагают пути ее решения.

18. Обратная связь. Игра “Клубочек”

Цель: Рефлексия на проделанную работу.

Каждый из участников группы передавая клубок, высказывает свое мнение о работе группы.

Благодарю за внимание.


Приложение 1

Признаки гиперактивности +
1 Беспокоен, извивается, как уж  
2 Беспокоен, не может оставаться на одном месте  
3 Требования ребенка должны выполнятся немедленно  
4 Задевает, беспокоит других детей  
5 Возбудимый, импульсивный  
6 Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени  
7 Не заканчивает работу, которую начинает  
8 Поведение ребенка требует повышенного внимания учителя  
9 Не старателен в учебе  
10 Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив)  
  Общее число  

Приложение 2

Развивающие игры для гиперактивных детей

1. Подвижные игры на развитие внимания.

“Слалом”.

Из стульев делают две параллельные трассы слалома, дети делятся на две коман6ды. Каждый ребенок должен преодолеть трассу спиной вперед. Если он заденет стул, то должен вернуться на старт.

“Гонка за лидером”.

По разные стороны круга из стульев стоят дети. По команде взрослого они бегут вперед спиной по кругу, стараясь догнать соперника. Три раза задел стул - проиграл. Победитель выявляется через пять кругов.

“Запомни ритм”.

Взрослый предлагает детям запомнить ритм хлопанья в ладоши и воспроизвести его. Для тех, кто не запомнил, дается ориентир в виде записи(1-1-3-4), где цифра - количество хлопков, а “ - “ интервал музыкального ритма.

“Шапка-невидимка”.

В Течение трех секунд запомнить все предметы, спрятанные под шапкой, а после перечислить их.

2. Игры на распределение внимания.

“Мяч в круге”.

Стоя в круге перебрасывать 1,2,3,и более мячей друг, другу сигнализируя о намереньях без помощи слов. Выбывает тот, чей мяч не был пойман.

“Броуновское движение”.

Ведущий вкатывает в круг друг за другом несколько маленьких мячей. Задача детей: мячи не должны остановиться или выйти за пределы круга.

3. Тренировка усидчивости.

“Скамья запасных”.

Выбывший из игры должен сидеть на стуле до ее окончания, если он встанет, то команда получает штрафное очко.

“Замри - отомри”

“Море волнуется раз”.

“Живая скульптура”.

4. Тренировка выдержки. Контроль импульсивности.

“Съедобное - несъедобное”.

“Летает – не летает”.

“Черно с белым не носить, да и нет, не говорить”.

“Скалолазы”.

Пройти вдоль стены, прикасаясь к ней всегда как тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, тот сорвался со скалы.

Приложение 3

Таблица игр на отработку дефицитарных функций

Название слабой функции Индивидуальная игра Групповая игра
Внимание    
Мышечный контроль    
Импульсивность    
Внимание + мышечный контроль    
Внимание + импульсивность    
Мышечный контроль + импульсивность    
Внимание + мышечный контроль + импульсивность