Аудитория – учащиеся 9-х классов.
Цели урока
- Образовательные: познакомить с понятием сортировки и поиска данных в электронных таблицах; сформировать умения осуществлять поиск информации в базе данных с применением автофильтра и проводить сортировку данных.
- Воспитательные: формировать информационную культуру учащихся, настойчивость в достижении поставленной цели, навыки самостоятельной работы, интерес к предмету информатика.
- Развивающие: способствовать развитию логического мышления, самостоятельности мышления, познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: лекция, упражнения, практическая работа.
Продолжительность урока – 45 минут.
Ожидаемые результаты: после изучения данной темы ученики смогут осуществлять сортировку данных и применять фильтр для поиска данных.
Оборудование и материалы:
- Мультимедийная система, учебник Н.Д. Угриновича Информатика – 9.
- Приложение Microsoft Office Excel.
- Презентация к уроку (Презентация)
- Файл для практической работы “Задания.xls” (Приложение 1)
- Файлы для дополнительной работы: “Зарплата.xls” (Приложение 2).
План урока
№п/п | Название этапа | Продолжительность этапа |
I | Организационный момент | 1 мин. |
II | Проверка выполнения домашнего задания (фронтальный опрос) | 3 мин. |
III | Постановка темы и целей урока | 1 мин. |
IV | Изучение нового материала и его первичное закрепление | 15 мин. |
V | Выдача домашнего задания | 1 мин. |
VI | Выполнение практической работы | 15 мин. |
VII | Минутка релаксации | 1 мин. |
VIII | Рефлексия | 6 мин. |
IX | Подведение итогов, оценивание, выставление отметок | 2 мин. |
Ход урока
I. Организационный момент (слайд 1).
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мотивация к работе.
II. Проверка выполнения домашнего задания (фронтальный опрос).
Дома Вы должны были выучить основные понятия параграфа 3.4.1. Проверяем (слайд 2-7).
III. Постановка темы и целей урока (слайд 8-9).
Тема сегодняшнего урока “Сортировка и поиск данных в электронных таблицах”.
IV. Изучение нового материала и его первичное закрепление (слайд 10-25).
Материал, излагаемый учителем, иллюстрируется слайдами презентации. В ходе изучения нового материала учащиеся составляют краткий конспект и выполняют упражнения в тетради.
Сортировка данных в столбцах электронной таблицы (слайды 10-11).
Электронные таблицы позволяют сортировать данные в отдельных столбцах. Если в столбец электронной таблицы ввести данные одного типа (числа, текст, даты или время), можно произвести их сортировку по возрастанию или убыванию (слайд):
- в столбце А – сортировка чисел по возрастанию;
- в столбце В – сортировка текста по убыванию;
- в столбце С – сортировка дат по возрастанию;
- в столбце Ю – сортировка времени по убыванию.
При сортировке по возрастанию данные различных типов выстраиваются в следующем порядке:
- числа – от наименьшего отрицательного до наибольшего положительного числа;
- текст – в алфавитном порядке (числа, знаки, латинский алфавит, русский алфавит);
- дата и время – в хронологическом порядке.
При сортировке по убыванию данные выстраиваются в порядке, обратном указанному выше.
Сортировка записей в электронных таблицах (слайды 12-13).
Электронные таблицы могут содержать сотни и тысячи записей (строк). Часто бывает необходимо их упорядочить, т. е. расположить в определенной последовательности. Упорядочение записей называется сортировкой.
В электронных таблицах существует режим сортировки, который позволяет после выбора любого столбца расширить диапазон сортируемых данных. В этом случае по данным выделенного столбца будут сортироваться строки (записи базы данных) целиком.
Значения, содержащиеся в выбранном поле, располагаются в порядке возрастания или убывания их значений, который определяется типом поля. В процессе сортировки целостность записей сохраняется, т. е. строки таблицы перемещаются целиком.
Сортировка данных в электронных таблица – это упорядочение записей (строк) по значениям одного из полей (слайд 14).
В электронных таблицах можно проводить вложенную сортировку (слайды 15-18), т. е. сортировать данные последовательно по нескольким полям. При вложенной сортировке строки, имеющие одинаковые значения в ячейках первого поля, будут упорядочены по значениям в ячейках второго поля, а строки, имеющие одинаковые значения во втором поле, будут упорядочены по значениям третьего поля.
Упражнение 1.
Для приведенной таблицы запишите фамилии в порядке:
- если записи отсортированы по возрастанию по полю “ФИО”
- если записи отсортированы по убыванию по полю “Оклад”, а затем по полю “Возраст”
- Если записи отсортированы по возрастанию по полям “Оклад”, “Возраст” и “Отдел”.
Поиск данных в электронных таблицах (слайды 19-22). Поиск данных в электронных таблицах осуществляется с помощью фильтров. Фильтр просто скрывает в исходной таблице записи, не удовлетворяющие условиям поиска.
Поиск данных в электронной таблице – это отбор записей (строк), удовлетворяющих условиям поиска, заданным в форме фильтра.
Фильтры позволяют отбирать записи, которые удовлетворяют условиям поиска. Условия поиска записей создаются с использованием операторов сравнения (=, >, < и т. д.).
Для числовых данных существуют следующие операции сравнения:
- = (равно);
- > (больше);
- > (меньше);
- >= (больше или равно);
- <= (меньше или равно);
- <> (не равно).
Для текстовых данных возможны следующие операции сравнения:
- равно (сравниваются все символы);
- начинается с и не начинается с (сравниваются первые символы);
- заканчивается на и не заканчивается на (сравниваются последние символы);
- содержит и не содержит (сравниваются последовательности символов в различных частях текста).
В электронной таблице для задания условия поиска необходимо в базе данных выделить поле, выбрать операцию сравнения и ввести число или последовательность символов. В процессе поиска данные, хранящиеся в ячейках таблицы, будут сравниваться с введенными данными. В результате будут отобраны только те записи базы данных, которые содержат данные, удовлетворяющие условию поиска.
Простые фильтры (слайды 23-25) содержат условие поиска записей только для одного поля. Составные фильтры содержат несколько условий поиска для различных полей. В результате применения составного фильтра будут отобраны только те записи, которые удовлетворяют всем условиям одновременно.
Упражнение 2. Для указанной выше таблицы укажите количество записей, удовлетворяющих условию “Отдел” = бухг и “Возраст” < 40.
V. Выдача домашнего задания (слайд 26).
Н.Д. Угринович. Информатика – 9. параграф 3.4.2. Письменно ответьте на контрольные вопросы.
VI. Выполнение практической работы (слайд 27).
Выполните практическую работу 3.5. Файл “Задания.xls” с листами “Сортировка данных” и “Вложенная сортировка” (Приложение 1) находится в сетевой папке. Для дополнительной работы воспользуйтесь файлом “Зарплата.xls” (Приложение 2).
VII. Минутка релаксации.
Учащиеся возвращаются за парты. Слайд 28.
VIII. Рефлексия.
Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана [1] (слайд 29).
IX. Подведение итогов, оценивание, выставление отметок (слайд 30).
Спасибо за урок!
Используемые источники.
1. Слепухин В.И. “Электронные таблицы”. https://urok.1sept.ru/articles/618136/