Цели урока: формирование практических умений и навыков, в том числе, умений наблюдать физические явления, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы.
Тип урока: урок-исследование на основе лабораторной работы №1 в 9-м классе.
Оборудование для учащихся:
1) желоб
2) брусок
3) датчик- секундомер, транспортир, миллиметровка.
Пояснительная записка: класс делится на три научных сектора. Назначаем научных руководителей секторов. Научный руководитель координирует работу, отвечает за выполнение, направляет лучшего теоретика, экспериментатора, математика для заполнения листа-отчета (Приложение 1) на доске. В начале урока перед всеми учащимися выдвигаются три гипотезы, касающиеся равноускоренного движения. Научным секторам предлагается, выбрав гипотезу, доказать её или опровергнуть на основе эксперимента.
Каждый учащийся заполняет индивидуальный лист-отчет о проделанной работе. По мере выполнения работы такой же лист-отчет заполняется представителями научных секторов (теоретиком, экспериментатором, математиком) на доске. По завершении работы над таблицей научный руководитель отчитывается о проделанной работе. Все учащиеся внимательно слушают, задавая при необходимости вопросы, формулируются окончательные выводы.
План урока
1. Организационный этап (2 мин). Приветствие.Сообщается тема, цель и структура урока.
2. Актуализация знаний. Мы изучили основные закономерности равноускоренного движения, выучили формулы и определения. Повторим их:
- Что такое равноускоренное движение?
- Что такое ускорение?
- По каким формулам можно найти перемещение при равноускоренном движении ?
- По какой формуле можно найти скорость?
- Что собой представляет график скорости? Как называется эта зависимость?
- Что представляет собой график зависимости перемещения от времени?
Мы использовали всегда готовые формулы, а сегодня попробуем доказать некоторые соотношения равноускоренного движения на основе эксперимента.
На доске. Вы видите звенья процесса научного познания:
Исходные факты —> гипотеза —> следствие —> эксперимент —> выводы
Мы сегодня вместе в таком процессе поучаствуем.
Звучат слова А.С. Пушкина:
“О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...”
На доске Выдвижение гипотез:
№ | Вопрос | Гипотеза |
1 | Какое соотношение выполняется между S1:S2:S3 | 1:4:9 |
2 | Скорость V зависит от t линейно | V=at? |
3 | а зависит от угла а наклона желоба | Да, нет |
3. Эксперимент: На ваших столах находятся приборы и все необходимое: лист-отчет, карточки-памятки для ваших исследований. Каждый научный сектор должен:
- представить теоретическое обоснование опыта
- поставить эксперимент и описать его
- провести наблюдения
- построить график
- сделать выводы.
Вся информация об эксперименте должна быть занесена в таблицу на бланке. (Приложение 2).
На доске таблица заполняется представителями от каждого сектора по мере выполнения работы. После заполнения всей таблицы к доске выходят научные руководители от каждого сектора и отчитываются о проделанной работе. Результаты обсуждаются всеми учениками и корректируются учителем. По завершении работы над таблицей формулируются окончательные выводы. Бланки подписываются учащимися и в конце урока сдаются на проверку.
Итоги:
- Движение по наклонному желобу - равноускоренное
- V(t)– линейная функция
- Чем больше угол тем наклона плоскости , тем больше ускорение тела
- .Выставление оценок за комментарии и отдельно за отчеты
Домашнее задание: параграф 8 повт., Кирик Л.А. самостоятельная работа №6 достаточный уровень.
ЛИТЕРАТУРА
- Оснащение школы техническими средствами в современных условиях. Под ред. Л. С. Зазнобиной. - М.:УЦ “Перспектива” ,2000.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996 (Библиотека журнала “Директор школы”).
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.
- Горлова Л.А. “Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике” - М.: “ВАКО”, 2006.