Урок-исследование равноускоренного движения. 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Цели урока: формирование практических умений и навыков, в том числе, умений наблюдать физические явления, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы.

Тип урока: урок-исследование на основе лабораторной работы №1 в 9-м классе.

Оборудование для учащихся:

1) желоб

2) брусок

3) датчик- секундомер, транспортир, миллиметровка.

Пояснительная записка: класс делится на три научных сектора. Назначаем научных руководителей секторов. Научный руководитель координирует работу, отвечает за выполнение, направляет лучшего теоретика, экспериментатора, математика для заполнения листа-отчета (Приложение 1) на доске. В начале урока перед всеми учащимися выдвигаются три гипотезы, касающиеся равноускоренного движения. Научным секторам предлагается, выбрав гипотезу, доказать её или опровергнуть на основе эксперимента.

Каждый учащийся заполняет индивидуальный лист-отчет о проделанной работе. По мере выполнения работы такой же лист-отчет заполняется представителями научных секторов (теоретиком, экспериментатором, математиком) на доске. По завершении работы над таблицей научный руководитель отчитывается о проделанной работе. Все учащиеся внимательно слушают, задавая при необходимости вопросы, формулируются окончательные выводы.

План урока

1. Организационный этап (2 мин). Приветствие.Сообщается тема, цель и структура урока.

2. Актуализация знаний. Мы изучили основные закономерности равноускоренного движения, выучили формулы и определения. Повторим их:

- Что такое равноускоренное движение?

- Что такое ускорение?

- По каким формулам можно найти перемещение при равноускоренном движении ?

- По какой формуле можно найти скорость?

- Что собой представляет график скорости? Как называется эта зависимость?

- Что представляет собой график зависимости перемещения от времени?

Мы использовали всегда готовые формулы, а сегодня попробуем доказать некоторые соотношения равноускоренного движения на основе эксперимента.

На доске. Вы видите звенья процесса научного познания:

Исходные факты —> гипотеза —> следствие —> эксперимент —> выводы

Мы сегодня вместе в таком процессе поучаствуем.

Звучат слова А.С. Пушкина:

“О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...”

На доске Выдвижение гипотез:

Вопрос Гипотеза
1 Какое соотношение выполняется между S1:S2:S3 1:4:9
2 Скорость V зависит от t линейно V=at?
3 а зависит от угла а наклона желоба Да, нет

3. Эксперимент: На ваших столах находятся приборы и все необходимое: лист-отчет, карточки-памятки для ваших исследований. Каждый научный сектор должен:

  1. представить теоретическое обоснование опыта
  2. поставить эксперимент и описать его
  3. провести наблюдения
  4. построить график
  5. сделать выводы.

Вся информация об эксперименте должна быть занесена в таблицу на бланке. (Приложение 2).

На доске таблица заполняется представителями от каждого сектора по мере выполнения работы. После заполнения всей таблицы к доске выходят научные руководители от каждого сектора и отчитываются о проделанной работе. Результаты обсуждаются всеми учениками и корректируются учителем. По завершении работы над таблицей формулируются окончательные выводы. Бланки подписываются учащимися и в конце урока сдаются на проверку.

Итоги:

  1. Движение по наклонному желобу - равноускоренное
  2. V(t)– линейная функция
  3. Чем больше угол тем наклона плоскости , тем больше ускорение тела
  4. .Выставление оценок за комментарии и отдельно за отчеты

Домашнее задание: параграф 8 повт., Кирик Л.А. самостоятельная работа №6 достаточный уровень.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Оснащение школы техническими средствами в современных условиях. Под ред. Л. С. Зазнобиной. - М.:УЦ “Перспектива” ,2000.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996 (Библиотека журнала “Директор школы”).
  3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.
  4. Горлова Л.А. “Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике” - М.: “ВАКО”, 2006.