Одной из главных задач в предупреждении возникновения и распространения лесных пожаров является работа по проведению лесопожарной профилактики и особенно лесопожарной пропаганды среди населения. Уже несколько лет подряд сотрудники лаборатории охраны и защиты лесов организуют проведение комплекса мероприятий по противопожарной пропаганде в школах города Бийска и Бийского района. Комплекс данных мероприятий носит характер проводимых декад, или своеобразных месячников и включает разные методы и приемы.
К одному из приемов можно отнести проведение бесед, как одного из главных звеньев массово-разъяснительной и воспитательной работы.
В данной статье представлен сценарий проведения одной из бесед, которую можно проводить не только, как внеклассное мероприятие, но и как форму проведения учебного занятия.
Тематика предлагаемой беседы рассчитана на школьников 8-11 классов. В качестве ведущих могут выступать как сами учащиеся, так и их педагоги.
Для повышения эффективности данного вида лесопожарной пропаганды ее желательно сопровождать демонстрацией слайдов, видеороликов, видеофильмов или их фрагментов. Мы практикуем использование студенческих видеоклипов и видеороликов, авторских видеофильмов. Применяем и профессиональные видеофильмы.
Если вблизи школы находится лесохозяйственное предприятие, то для проведения беседы можно пригласить сотрудников лесничества. В нашем случае к проведению беседы привлекались студенты и преподаватели Бийского лесхоза-техникума.
Сценарий беседы о профилактике лесных пожаров.
Тема: «Условия возникновения и развития лесных пожаров».
Цели и задачи беседы:
- Сформировать представление о важности бережного отношения к природе.
- Осознать опасность и последствия от лесных пожаров.
- Предвидеть и предупредить возможность возникновения лесного пожара.
Ведущий (Педагог): Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем цикл бесед о лесных пожарах. Но прежде чем мы приступим к разговору, я предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет о лесном пожаре в селе Николаевка, Михайловского района Алтайского края.
Демонстрируется видеосюжет из видеофильма
«Огненный сентябрь».Просмотр видеосюжета
создаст в аудитории проблемную ситуацию, повысит
мотивацию .
После просмотра и обсуждения видеосюжета ведущий
обращается к слушателям аудитории:
Можете ли вы ответить на вопрос: Как звали у древних славян бога молнии, огня и грома? (Древние славяне поклонялись богу — Перуну. От имени бога Перуна произошло название науки о пожарах —пирология.)
Как вы думаете, какое название получила наука, изучающая лесные пожары? (Наука, занимающаяся изучением лесных пожаров называется «Лесная пирология»).
Далее демонстрируется слайд 3, дающий формулировку понятию лесного пожара.
Слайды 3-4
В разговоре дается четкое определение понятия лесного пожара «Лесной пожар – это неуправляемое (стихийное) распространение огня по лесной площади (территории)». При демонстрации слайда 4 обсуждаются причины возникновения лесных пожаров.
Слайд 5
Все вы и на уроках физики и химии и в быту
сталкивались с процессом горения. Можете ли вы
объяснить, как происходит процесс горения, что
для этого необходимо?
(После ответов) Верно. Горение представляет
собой совокупность явлений, которыми
сопровождается реакция, проходящая под
воздействием высокой температуры, кислорода
воздуха и горючих материалов.
Что нужно сделать, чтобы прекратить процесс горения, а значит предотвратить лесной пожар?» (Исключить один из элементов процесса горения: кислород, горючий материал, огонь).
Слайд 6
Ведущий (Педагог): Скажите, какой из трёх элементов процесса горения можно условно отнести к инородному в лесу? (Источник огня).
После ответов ведущий просит назвать источники огня в лесу (Варианты правильных ответов: горящие спички, непотушенные окурки, незатушенный костер и д.р.)
Ведущий (Педагог): В лес источники огня попадают с деятельностью человека. Но существуют и естественные источники огня, самым распространённым из них являются молнии, возникающие при сухих грозах. Что может загореться в лесу в первую очередь, при каких условиях?»
После ответов учащимся предлагается посмотреть на слайды 7, 8, где представлены пни, сухое дерево, растущее дерево, сухая и зеленая трава.
Ведущий (Педагог): Как вы думаете, одинаково ли в процессе горения поведут себя эти горючие материалы?
Демонстрация слайдов 7, 8. По данным слайдам
слушателям даётся возможность провести
сравнение разных горючих материалов
представленных на слайдах.
После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что
от характеристики состояния горючего материала
(например: влажности, равномерности
распределения по территории, времени года)
зависит вид лесного пожара, особенность его
распространения.
Ведущий (Педагог): Сейчас мы с вами поговорим о лесных горючих материалах и их роли в развитии лесных пожаров.
Слайды 9-10
Обычно с этой группы горючих материалов чаще
всего и начинаются лесные пожары. Поэтому их
называют проводниками огня. Почему это
происходит? Влажность данного вида
растительности изменчивая. Она непосредственно
связана с влажностью воздуха, которая меняется в
течение суток.
Травы и кустарнички самостоятельно гореть не
могут,так как у них достаточно устойчивая
(постоянная) влажность.Высыхает данная группа
горючих материалов за счет присутствия в них
лишайника,или мха.
Эта группа горючих материалов поддерживает
процесс горения.
Слайды 11-14
Большой запас естественной захламленности в лесу усиливает процесс горения и даже способствует возникновению верхового пожара. Данную группу горючих материалов относят к проводникам огня. При горения пней, бурелома могут сохраняться очаги горения. Как вы думаете, почему это происходит?
(Идет обсуждение, в результате которого выясняется, что вода не сразу проникает в горящие толстые ветви, пни, бурелом. Для этого необходимо длительное время или наличие особых веществ в огнетушащих растворах)
Хвоя, охвоенные ветви и сучья в пологе
древостоя горят лишь при верховых пожарах.
(Слайд 15)
Стволы, ветви растущих деревьев сгорают при
верховых пожарах редко.Данный горючий материал
относят к группе поддерживающих процесс горения
Демонстрируя слайд №16 ведущий задает вопрос: «Как вы думаете почему сами деревья не включают ни в одну из групп горючих материалов?»
(При обсуждении данного вопроса учащиеся вспоминают о плотности древесины, о том что древесина живых деревьях насыщена влагой,что необходимо очень длительное время для ее высыхания).
Слайд 17
Весь горючий материал специалисты —
пирологии объединили в три класса.
Проводники горения — мхи и лишайники с мелким
опадом; лесная подстилка и торф; валежник и пни;
Поддерживающие горение — травы и кустарнички;
подрост и подлесок; хвоя, охвоенные ветви и мелкие
сучья;
Задерживающие распространение горения
некоторые кустарнички и травы (люпин
многолетний, бадан), кустарники (сахалинская
гречиха, серая ольха, многие виды спиреи) и
деревья (липа, осина).
Далее демонстрируются слайды № 18,19,20, 21. На данных слайдах приведены примеры классов лесных горючих материалов.
Ведущий (Педагог): Как вы думаете, для чего работникам лесного хозяйства, необходимо знать группы и классы лесных горючих материалов?
Обсуждая вопрос учащиеся приходят к выводу,
что знание характеристики лесных горючих
материалов позволит предсказать развитие
лесного пожара, а значит вовремя предпринять
меры по его ликвидации. Растения, относящиеся к
классу горючих материалов задерживающих процесс
горения, можно использовать для создания
некоторых видов противопожарных барьеров,
например противопожарных опушек.
Далее можно провести небольшое закрепление
выданного материала.
На доске (или при помощи слайдов) ведущий
предлагает: «Напишите слова: липа, лишайник,
пни. Из предложенных объектов уберите лишний и
обоснуйте свой ответ».
(Учащийся должен зачеркнуть лишний объект и
пояснить, почему он его выбрал. Липа относится к
классу задерживающих процесс горения, а два
других объекта к проводникам огня).
Ведущий приглашает учащегося к доске и
предлагает: «Напишите слова: лесная подстилка,
подрост, древостой. Расставьте стрелками
направление распространения огня и поясните
свой выбор».
(Учащийся направляет стрелки от лесной
подстилки к подросту, а от подроста к древостою,
объясняя это тем, что возникший огонь по лесной
подстилке может перейти на подрост, а затем при
благоприятных условиях подняться в кроны
деревьев. В результате может возникнуть и
верховой пожар).
Ведущий (Педагог): Вот и подошел к концу наш разговор. Сегодня мы с вами познакомились с условиями, необходимыми для возникновения и распространения лесных пожаров, узнали о горючих материалах и их роли в развитии лесных пожаров.
На фоне слайда №22 ведущий задает вопрос: Ответьте
пожалуйста на вопрос: «Для чего всё, о чем мы
сегодня говорили необходимо знать?»
(После ответов)
Действительно, знание всех, рассмотренных
нами вопросов необходимо для прогнозирования
пожара. Это знание позволяет вовремя
предупредить распространение пожара,
подготовиться к борьбе, правильно разработать
тактику тушения пожара.
Для разработки тактики тушения лесного пожара
необходимо знать способы борьбы .Этому вопросу
будет посвящена наша следующая встреча.
Для того, чтобы наша следующая беседа прошла
успешно,подумайте дома над вопросом «Что общего
между военными сражениями и сражениями с лесным
пожаром?» (Слова сопровождаются слайдом №23)
— До новой встречи!
Если осталось достаточно времени, можно
продемонстрировать фрагменты видеофильма о
лесных пожарах.
(В нашем случае демонстрировался видеофильм
«Когда Перун сердится».)
Список используемой литературы:
1. Е.А. Щетинский «Охрана лесов» ВНИИЛМ 2001 г.
2. М.Г.Червонный «Охрана лесов» Москва
«Лесная промышленность» 1981 год.
3. Интернет ресурсы: официальный сайт Рослесхоза www.rosleshoz.gov.ru, официальный
сайт Авиолесоохрана www.aviales.ru