Название этапа | Содержание | Примечания | ||||||||||||||||||||||||
I. Орг. момент Цели: создание положительного самоопределения на уроке, концентрация внимания. Средства: беседа. Результат: внутренняя актуализация, положительное личностное отношение. |
1.Упражнение на внимание: повторите
ритм. Добрый день всем, всем! Итак, начнем урок русского языка. Чтобы все получилось у нас на уроке, что возьмем с собой в дорогу? И девиз нашего урока: “Размышляй, смекай, применяй” |
Учитель хлопает в ладоши, ученики
повторяют заданный ритм. Слайд 1
Ответы детей. Вывешивается на доску. Слайд 2 |
||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация Цели: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для закрепления изученного материала. Средства: фронтальная беседа, мыслительная гимнастика, разгадывание пиктограммы. Результат: готовность учащихся к работе с изученным материалом. |
1. Разгадывание пиктограммы. - Кто может назвать тему нашего урока? (Глагол) - Совершенно верно. Тема нашего урока: “Глагол как часть речи”. Сегодня мы с вами обобщаем все наши знания, полученные на уроках по теме: “Глагол”. |
На доске. Определение темы урока. Учитель уточняет тему урока и открывает ее на доске. |
||||||||||||||||||||||||
2. Прочитайте предложения. Вставьте
недостающие слова. ... весна. Слова для справок: наступила, распустились, набухли, прилетели, побежали, пускают - Какие слова вставили? (наступила, стало, распустились, набухли, прилетели, побежали, пускают). - Что общего в этих словах? (Эти слова обозначают действия предметов и отвечают на вопросы...) |
Слайд 3.
Опора-таблица. Учитель открывает карточки: действия, вопросы. |
|||||||||||||||||||||||||
3. Чистописание.
- Дайте характеристику букве. - Назовите соединения, в которых буква эм обозначает мягкий звук, твердый звук. Мир строит, а война разрушает. - Прочитайте предложение, написанное на доске. - Как называется данное высказывание? (Пословица). Как вы понимаете пословицу? - Прочитайте пословицу, проговаривая слова по слогам. Спишите в тетрадь, выделяя орфограммы, которые встречаются в данной пословице. - Найдите в пословице глаголы. Обоснуйте свой выбор. Подберите к ним однокоренные слова. - Определите вид глаголов. - Укажите спряжения глаголов. - О каких признаках глаголов шла речь? - Назовите непостоянные признаки глаголов. |
Указать соединения. На доске карточка с обозначением звуков: мягк. и тверд. М. Обогащение словарного запаса учащихся Развитие мыслительных операций Повторение постоянных и непостоянных признаков глаголов Открывается карточка (сов. и несов. вид глагола) |
|||||||||||||||||||||||||
4. Орфографическая разминка. На доску вывешивается карточка с графическим обозначением орфограммы. Задание: назвать орфограмму, записать слово на данную орфограмму в тетрадь, орфограмму обозначить.
Орфограммы: безударный гласный в корне слова, парный согласный, разделительный мягкий знак, безударный гласный в окончаниях сущ., в окончаниях прилаг, в окончаниях глаголов. |
Развитие мыслительных операций. Повторение орфограмм и их графическое обозначение. Ученики называют орфограммы, соответствующие правила, приводят примеры. |
|||||||||||||||||||||||||
5. Работа с предложением. На доске записано предложение: Л.дяной вет.р гуля.т в ш.рок.м пол. . Задание: 1. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, обосновать свой выбор. 2. Выполнить синтаксический разбор предложения. |
Проверка в парах.
Один человек у доски.
Один человек у доски. |
|||||||||||||||||||||||||
III. Работа с изучаемым материалом. Цель: повторить изученный материал. |
1. Морфологический разбор глагола. Задание: выписать из предложения глагол, выполнить морфологический разбор глагола. |
Один человек у доски. | ||||||||||||||||||||||||
2. Словарь. - Итак, мы повторили орфограммы. Всегда ли можно проверить написание гласных и согласных? (нет, написание словарных слов следует запомнить). - А теперь пришла пора Писать словарные слова. На слайде 5.
- Прочитайте словарные слова. Задание: образуйте от данных слов однокоренные глаголы, стоящие в неопределенной форме, выделите окончания, глагольные суффиксы, стоящие перед окончаниями неопр. формы, определите спряжение - Проверим безударные гласные, написание которых следует запомнить. - Докажите, что вы написали глаголы в неопределенной форме. - Проверим 1-го ученика. - Прочитай глаголы 1 спряжения. - Каким правилом пользовался? - Назови глаголы-исключения 1 спряжения. - Проверим 2-го ученика. - Прочитай глаголы 2 спряжения. - Каким правилом пользовался? - Назови глаголы-исключения 2 спряжения. - Составьте предложение с одним из слов. - Какую орфограмму глаголов неопределенной формы мы знаем? (В глаголах неопределенной формы после Ч пишется ь: например...) - Подберите и запишите 3 глагола на данную орфограмму. Орфограмму обозначьте. Проверьте друг друга. |
Развитие мыслительных операций.
Слайд 5 М..чта П..чаль Соч..нение Ж..лтый Р..шение
Два ученика работают на индивидуальных досках. Проверка в парах по словарикам.
Дети рассказывают правила.
Открывается карточка. Проверка в парах |
|||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | ||||||||||||||||||||||||||
4. - Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам, по числам) - Потренируемся в изменении глаголов по временам. - Измените по временам глагол мечтать. - Как доказать, что глаголы изменяются по числам? (Привести примеры) - Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам). - Измените по родам глагол прошедшего времени. - Укажите род глаголов. Выделите окончания. - Как образуются глаголы прошедшего времени? ( От основы глаголов неопределенной формы с помощью суффикса л) - С какой орфограммой мы встречаемся, записывая глаголы прошедшего времени? (Безударный глагольный суффикс) - Как не допустить ошибки в написании глагольных суффиксов в прошедшем времени? Карточка№1. - Потренируемся в написании глагольных суффиксов в прошедшем времени? Поставьте данные глаголы в прошедшее время, выделите суффиксы.
Проверка на доске - Слайд 8 - Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? (по лицам и числам) - Как сказать по- другому? (спрягаются) - Как определить спряжение глаголов? (По ударным окончаниям) (если1 спр. – то –е-, -ут, -ют если 2 спр. – то –и-, -ат, -ят) Почему для нас важно уметь определять спряжения глагола? (Чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания) - Как действовать если окончания безударные? - Каким правилом пользуемся? Ответы учащихся) Потренируемся в написании безударных личных окончаний глаголов. Прочитайте задание. Карточка№2. Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму. ты встреча..шь (?) вы держ..те (?) мы роня..м (?) они закле..т (?) Образец: Ты пишешь (писать – I спр.) |
Открывается карточка.
Один человек у доски.
Карточка№1. Слайд 7 Поставьте данные глаголы в прош. время, выделите суффиксы.
Открывается карточка.
Слайд 10 Работа по цепочке. |
|||||||||||||||||||||||||
IV. Самостоятельная работа по вариантам с последующей самопроверкой по образцу. | Проверим себя. На слайде карточки с глаголами: Карточка№3. По вариантам
Задание: запишите слова своего варианта в строчку, вставьте пропущенные буквы, личные окончания глаголов выделите, в скобках укажите спряжения глаголов. Проверка по слайду. |
Слайд 11
Слайд 12 |
||||||||||||||||||||||||
V. Закрепление изученного. Диктант (с выборочной проверкой).
VI. Итог. Рефлексия учебной деятельности. |
Запишите предложения под диктовку. Приходит радостная весна. Исчезает последний снег в лесу. Лес просыпается после зимнего сна. Светлеет туманная даль. С неба глядит на тебя весеннее солнце. Выделите окончания глаголов, определите спряжения. - Подведем итог урока. - Что мы знаем о глаголе? - Как изменяется глагол? - Какие орфограммы изучили? Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы не допустили ошибок в работе, поставьте себя на верхнюю ступень. Если у вас возникло затруднение, но вы справились с ним, то поставьте себя на среднюю ступень. Если вы не справились с затруднением, то поставьте себя на нижнюю ступень. Учащиеся оценивают себя по лестнице успеха. Учитель проводит рефлексию оценивания. Какие еще трудности остались на конец урока? |
Слайд 14
Слайд 15 |
Тема урока: "Глагол как часть речи". 4-й класс
- Сидорова Наталия Александровна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Класс: 4