Тема урока: "Глагол как часть речи". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Название этапа Содержание Примечания
I. Орг. момент

Цели: создание положительного самоопределения на уроке, концентрация внимания.

Средства: беседа.

Результат: внутренняя актуализация, положительное личностное отношение.

1.Упражнение на внимание: повторите ритм.

Добрый день всем, всем!
Вот и начат день!
Первым делом гоним лень.
На уроке не болтать,
А только знания получать!

Итак, начнем урок русского языка. Чтобы все получилось у нас на уроке, что возьмем с собой в дорогу?

И девиз нашего урока: “Размышляй, смекай, применяй”

Учитель хлопает в ладоши, ученики повторяют заданный ритм.

Слайд 1

 

Ответы детей.

Вывешивается на доску. Слайд 2

II. Актуализация

Цели: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для закрепления изученного материала.

Средства: фронтальная беседа, мыслительная гимнастика, разгадывание пиктограммы.

Результат: готовность учащихся к работе с изученным материалом.

1. Разгадывание пиктограммы.

- Кто может назвать тему нашего урока?

(Глагол)

- Совершенно верно. Тема нашего урока: “Глагол как часть речи”.

Сегодня мы с вами обобщаем все наши знания, полученные на уроках по теме: “Глагол”.

 

 

На доске.

Определение темы урока.

Учитель уточняет тему урока и открывает ее на доске.

2. Прочитайте предложения. Вставьте недостающие слова.

... весна.
На полянках ... первые цветы.
...почки на берёзках и дубках.
... из жарких стран птицы.
... по дорожкам весёлые ручейки.
Малыши ... в лужах кораблики.

Слова для справок: наступила, распустились, набухли, прилетели, побежали, пускают

- Какие слова вставили? (наступила, стало, распустились, набухли, прилетели, побежали, пускают).

- Что общего в этих словах? (Эти слова обозначают действия предметов и отвечают на вопросы...)

 

Слайд 3.

 

 

 

 

Опора-таблица.

Учитель открывает карточки: действия, вопросы.

3. Чистописание.

Мм Мм Мм мм ми мя мр мы

- Дайте характеристику букве.

- Назовите соединения, в которых буква эм обозначает мягкий звук, твердый звук.

Мир строит, а война разрушает.

- Прочитайте предложение, написанное на доске.

- Как называется данное высказывание? (Пословица). Как вы понимаете пословицу?

- Прочитайте пословицу, проговаривая слова по слогам. Спишите в тетрадь, выделяя орфограммы, которые встречаются в данной пословице.

- Найдите в пословице глаголы. Обоснуйте свой выбор. Подберите к ним однокоренные слова.

- Определите вид глаголов.

- Укажите спряжения глаголов.

- О каких признаках глаголов шла речь?

- Назовите непостоянные признаки глаголов.

 

 

Указать соединения.

На доске карточка с обозначением звуков: мягк. и тверд. М.

Обогащение словарного запаса учащихся

Развитие мыслительных операций

Повторение постоянных и непостоянных признаков глаголов

Открывается карточка (сов. и несов. вид глагола)

4. Орфографическая разминка.

На доску вывешивается карточка с графическим обозначением орфограммы.

Задание: назвать орфограмму, записать слово на данную орфограмму в тетрадь, орфограмму обозначить.

 

 

 

Орфограммы: безударный гласный в корне слова, парный согласный, разделительный мягкий знак, безударный гласный в окончаниях сущ., в окончаниях прилаг, в окончаниях глаголов.

 

 

 

Развитие мыслительных операций.

Повторение орфограмм и их графическое обозначение.

Ученики называют орфограммы, соответствующие правила, приводят примеры.

5. Работа с предложением.

На доске записано предложение:

Л.дяной вет.р гуля.т в ш.рок.м пол. .

Задание:

1. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, обосновать свой выбор.

2. Выполнить синтаксический разбор предложения.

 

Проверка в парах.

 

Один человек у доски.

 

Один человек у доски.

III. Работа с изучаемым материалом.

Цель: повторить изученный материал.

1. Морфологический разбор глагола.

Задание: выписать из предложения глагол, выполнить морфологический разбор глагола.

Один человек у доски.
  2. Словарь.

- Итак, мы повторили орфограммы. Всегда ли можно проверить написание гласных и согласных? (нет, написание словарных слов следует запомнить).

- А теперь пришла пора

Писать словарные слова.

На слайде 5.

М..чта

П..чаль

Соч..нение

Ж..лтый

Р..шение

- Прочитайте словарные слова.

Задание: образуйте от данных слов однокоренные глаголы, стоящие в неопределенной форме, выделите окончания, глагольные суффиксы, стоящие перед окончаниями неопр. формы, определите спряжение

- Проверим безударные гласные, написание которых следует запомнить.

- Докажите, что вы написали глаголы в неопределенной форме.

- Проверим 1-го ученика.

- Прочитай глаголы 1 спряжения.

- Каким правилом пользовался?

- Назови глаголы-исключения 1 спряжения.

- Проверим 2-го ученика.

- Прочитай глаголы 2 спряжения.

- Каким правилом пользовался?

- Назови глаголы-исключения 2 спряжения.

- Составьте предложение с одним из слов.

- Какую орфограмму глаголов неопределенной формы мы знаем?

(В глаголах неопределенной формы после Ч пишется ь: например...)

- Подберите и запишите 3 глагола на данную орфограмму. Орфограмму обозначьте. Проверьте друг друга.

 

Развитие мыслительных операций.

 

 

Слайд 5

М..чта

П..чаль

Соч..нение

Ж..лтый

Р..шение

 

 

 

Два ученика работают на индивидуальных досках.

Проверка в парах по словарикам.

 

 

Дети рассказывают правила.

 

 

 

 

 

 

Открывается карточка.

Проверка в парах

  Физкультминутка  
  4. - Как изменяются глаголы?

(Глаголы изменяются по временам, по числам)

- Потренируемся в изменении глаголов по временам.

- Измените по временам глагол мечтать.

- Как доказать, что глаголы изменяются по числам? (Привести примеры)

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам).

- Измените по родам глагол прошедшего времени.

- Укажите род глаголов. Выделите окончания.

- Как образуются глаголы прошедшего времени? ( От основы глаголов неопределенной формы с помощью суффикса л)

- С какой орфограммой мы встречаемся, записывая глаголы прошедшего времени? (Безударный глагольный суффикс)

- Как не допустить ошибки в написании глагольных суффиксов в прошедшем времени?

Карточка№1.

- Потренируемся в написании глагольных суффиксов в прошедшем времени?

Поставьте данные глаголы в прошедшее время, выделите суффиксы.

склеят

оттает

расслышит

увидим

Проверка на доске - Слайд 8

- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?

(по лицам и числам)

- Как сказать по- другому? (спрягаются)

- Как определить спряжение глаголов?

(По ударным окончаниям)

(если1 спр. – то –е-, -ут, -ют

если 2 спр. – то –и-, -ат, -ят)

Почему для нас важно уметь определять спряжения глагола? (Чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания)

- Как действовать если окончания безударные?

- Каким правилом пользуемся?

Ответы учащихся)

Потренируемся в написании безударных личных окончаний глаголов.

Прочитайте задание.

Карточка№2.

Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.

ты встреча..шь (?)

вы держ..те (?)

мы роня..м (?)

они закле..т (?)

Образец: Ты пишешь (писать – I спр.)

 

Открывается карточка.

 

Один человек у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка№1.

Слайд 7

Поставьте данные глаголы в прош. время, выделите суффиксы.

 

 

 

 

 

 

Открывается карточка.

 

 

 

Слайд 10

Работа по цепочке.

IV. Самостоятельная работа по вариантам с последующей самопроверкой по образцу. Проверим себя.

На слайде карточки с глаголами:

Карточка№3. По вариантам

1 вариант 2 вариант
ЗЕВАЕМ - I ЗАКЛЕИШЬ - II
НАЛАДИМ - II ГОНИШЬ - II
МОЛВИШЬ - II СБРЕЕШЬ - I
САЖАЕМ - I ЗАПУГАЕМ - I
ПОБРЕЕМ - I ПОСМОТРИМ - II
СЛЫШИТЕ - II НАБЛЮДАЕТЕ - I
ПОСТЕЛЕТЕ - I ПОТЕРПИТЕ - II

 

3 вариант
УВИДИШЬ - II
МЕРЗНЕШЬ - I
РИСУЕМ - I
ЗАСТЕЛЕМ - I
НАПАДАЕТЕ - I
ПЕРЕГОНИТЕ - II
СКАЖЕТЕ - I

Задание: запишите слова своего варианта в строчку, вставьте пропущенные буквы, личные окончания глаголов выделите, в скобках укажите спряжения глаголов. Проверка по слайду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

V. Закрепление изученного.

Диктант (с выборочной проверкой).

 

 

VI. Итог. Рефлексия учебной деятельности.

Запишите предложения под диктовку.

Приходит радостная весна. Исчезает последний снег в лесу. Лес просыпается после зимнего сна. Светлеет туманная даль. С неба глядит на тебя весеннее солнце.

Выделите окончания глаголов, определите спряжения.

- Подведем итог урока.

- Что мы знаем о глаголе?

- Как изменяется глагол?

- Какие орфограммы изучили?

Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы не допустили ошибок в работе, поставьте себя на верхнюю ступень. Если у вас возникло затруднение, но вы справились с ним, то поставьте себя на среднюю ступень. Если вы не справились с затруднением, то поставьте себя на нижнюю ступень.

Учащиеся оценивают себя по лестнице успеха.

Учитель проводит рефлексию оценивания.

Какие еще трудности остались на конец урока?

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

Слайд 15