Жизнь за стенами школы показывает, что успешность человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться.
В связи с этим в современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого в том, чтобы сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать, выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками, которая определяет развитие детей.
Для достижения данной цели учителя в своей практике используют различные технологии, среди которых особо хотелось бы выделить кейс-технологию.
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное предназначение данной технологии – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.
К дидактическим принципам кейс-технологии можно отнести:
- индивидуальный подход к каждому учащемуся;
- обеспечение учащихся достаточным количеством наглядных материалов;
- максимальное предоставление свободы в обучении;
- акцентирование внимания на развитии сильных сторон ученика;
- формирование у учащихся умения работать с информацией;
- обеспечение доступности учителя для учащегося, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему.
При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их надо находить самостоятельно.
Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее бывает представлена не явно.
Кейсы могут быть печатными, мультимедиа- и видео-кейсами. По форме и содержанию их можно классифицировать, например, следующим образом: комплексный кейс, содержащий до 20 и более страниц информации, первичных данных, видеороликов и т.п.; кейс-изложение, кейс-иллюстрация; кейс-практическая задача; кейс со структурированными вопросами. Как правило, в школьной практике кейс состоит из трех частей: описания конкретной ситуации; вспомогательной информации, необходимой для анализа кейса; заданий к кейсу.
Среди методов, используемых чаще всего в школе, можно выделить метод инцидентов, игровое проектирование, ситуационно - ролевую игру, метод дискуссии, кейс-стади.
Действия учителя, использующего кейс-технологии сводятся к следующему:
- создание кейса; это довольно сложная творческая работа, осуществляемая за пределами класса;
- распределение учеников по малым группам (желательно 4-5 человек);
- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
- организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
- работа с кейсом;
- организация презентации решений в малых группах;
- организация общей дискуссии;
- обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
- оценивание учащихся преподавателем.
В ходе работы с кейсом учитель может предлагать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или дополнительной информации; в определенных условиях он будет сам давать ответ; учитель может оставаться молчаливым, пока кто-то работает над проблемой.
При работе ученика с кейсом отметим несколько этапов:
I этап - знакомство с ситуацией, её особенностями;
II этап- выделение основной проблемы (проблем);
III этап - предложение концепций или тем для “мозгового штурма”;
IV этап - анализ последствий принятия того или иного решения;
V этап - решение кейса (предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения).
В группе учащихся, работающих над кейсом, мы распределяем функциональные роли между ними, как правило, следующим образом:
ведущий (организатор) организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекает в него всех членов группы;
аналитик задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;
протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения обычно он или ведущий выступает перед классом, чтобы представить мнение, позицию своей группы;
наблюдатель оценивает участие каждого члена группы в решении проблемы на основе заданных учителем критериев;
поисковик добывает информацию, например, из сети Интернет.
В процессе непосредственной работы над кейсом рекомендуем учащимся:
- двукратно прочитать кейс для того, чтобы хорошо разобраться в фактах;
- составить список проблем, с которыми придётся иметь дело;
- при наличии цифровых данных попытаться их оценить и объяснить;
- составить анализ имеющейся ситуации;
- провести дискуссию при решении проблемы посредством аргументации;
- по каждому вопросу дать кратко высказаться всем желающим и обеспечить фиксацию (запись) высказываний;
- сформулировать результирующее мнение, выступающее в качестве решения поставленной задачи;
- разработать план действий по решению проблемы;
- не предлагать решений, которые предполагают губительные последствия;
- подготовить итоговое выступление – с текстом, при необходимости с графиками, таблицами. Другие группы слушают и оценивают выступление ведущего, учитель подводит общие итоги занятия.
При использовании кейс-технологии достигаются следующие цели: развитие аналитического, творческого, критического мышления; практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций (возникающих в реальной деятельности); способность и готовность к оценке и принятию решения; гарантия более качественного усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов знаний; развитие социальных компетенций при работе в группе.
Использование кейс – технологии позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы; помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может даже напоминать театральный спектакль.
Кейс-технология способствует развитию личностных качеств учащегося, умения вырабатывать решения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, выработке коммуникативных качеств, развитию инициативности учащегося.
На уроках химии мы используем кейс-технологию, как правило, в конце изучения темы, когда школьники имеют достаточный запас знаний по ней. Тематика кейсов по химии, которая освоена в старших классах нашего лицея, такова: “Болезни металлов”, “Кислотная тема в нашей жизни”, “Вода – основа жизни на Земле”, “Тайны спички”, “Химические элементы в организме”, “Соединения кальция в строительстве”, “Чёрное золото”, “Минералы – драгоценные камни” и др.
Кейс “Хлор в жизни человека”
В Японии объединенными силами Национального института здоровья и Префектурного университета Сидзуоки было проведено исследование. Ученые выяснили, что естественные органические вещества вступают в реакцию с хлорированной водой из-под крана, образуя опасные соединения, которые могут служить причиной рака. Такие соединения называются МХ, то есть “Мутаген икс” или “Неизвестный мутаген”.
Задания:
- Предложите способы уменьшения ядовитого влияния хлора в питьевой воде на организм человека.
- Исходя из своей жизненной практики, приблизительно рассчитайте, сколько хлорированной воды вы используете в течение дня и для каких целей?
- Какие органы человека больше всего страдают от воздействия хлора?
- Как влияет хлорированная вода на человека при купании?
- Найдите дополнительную информацию о замене хлора при обеззараживании воды.
- Исследуйте различные товары бытовой химии в своём доме. Составьте список хлорсодержащих соединений, укажите меры безопасности при работе с ними.
Отчёт о проделанной работе можно предоставить в произвольной форме.
Кейс “Водородомобили – шаг в будущее”
Автомобили Honda FCX Clarity на водородных топливных элементах ездят по дорогам Европы с 2009 года. В 2011 году Honda присоединилась к европейскому партнерству экологичной энергии (Clean Energy Partnership), после чего вывела на первый план производство экологически чистых автомобилей. А на Пятом Московском Международном автосалоне ВАЗ представил свою новинку “Лада-Антэл” с баллонами водорода и кислорода.
Задания:
- Почему многие автомобильные компании разрабатывают автомобили, работающие на водородном топливе?
- Как выхлопные газы автомобилей, работающих на углеводородном топливе, влияют на здоровье человека?
- Какие “+” и “-” вы видите у водородомобилей?
- Найдите дополнительную информацию об их устройстве.
- Если в вашей семье или у ваших знакомых есть автомобили, подсчитайте, сколько приблизительно литров бензина, газа и какой марки используете ежедневно.
- Какие вещества и в каком количестве могут находиться в выхлопных газах ваших автомобилей?
Отчёт о проделанной работе можно предоставить в произвольной форме.
Практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации.
Интернет-ресурсы.