Тема урока: "Эх, дороги, пыль да туман…"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (58 МБ)


Тема: “Мотивы пути и дороги в отечественном искусстве”

Педагогическая технология: “Диалог культур”

Тип урока - комбинированный

Цели и задачи урока: раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе, музыке, изобразительном искусстве, проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • познакомиться с заявленными произведениями;
  • выявить многообразие значений понятия “дорога” в творчестве авторов;
  • охарактеризовать роль дороги в раскрытии идей произведений классиков;
  • представить художественные методы изображения дороги в искусстве;
  • конечный результат — активизация личностной позиции учащегося.

Модуль урока

  1. организационный
  2. повторение
  3. изучение нового материала
  4. закрепление
  5. контроль
  6. коррекция

1. Организационный

Символы в жизни и искусстве

Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога.

Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.

Солнце дает свет и тепло и является символом жизни.

Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями,

дерево — символ Вселенной

Загадка

Если бы я встала – небо бы достала,
Руки да ноги – вора бы связала,
Рот да глаза – всё б рассказала.

Слайд 1,2, 3 – загадка, титульный, введение в тему

2. Повторение

Вечные проблемы жизни – рождение, любовь, материнство, война и мир, болезни, голод, страх, смерть, взаимоотношения: человек - общество и другие...

3. Изучение нового материала

Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги.

Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый.

Народные обряды, отмечавшие основные вехи жизни человека — от рождения, крещения, свадьбы, вплоть до смерти, — отражали его представления о ценностях бытия и одновременно воспитывали и обучали, формируя культуру восприятия пространства и времени. Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.

Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. “Жизненный путь” в языке - пространственно-временная метафора, к использованию которой в своих произведениях прибегали многие классики: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н.С.Лесков, Н. В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов и многие другие.

Образ дороги получил широкое распространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре. Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом и переносном смысле.

Отечественное искусство знает немало музыкальных, живописных, графических произведений, которые посвящены образу дороги. Достаточно назвать имена композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова; художников: И. Билибина, В. Васнецова, И. Левитана, Н. Рериха;

Образ дороги в сказке:

  • ...катится колобок по дорожке, а навстречу...
  • Если долго, долго, долго, если долго по дорожке...
  • ...романтики с большой дороги...

Продолжим тему...

Слайды 4-8

Слайд 5 - Муз фрагмент: Бородин “Богатырские ворота”

Слайд 6 - Хачатурян “Полёт шмеля”

Образ Руси, бешено несущейся по неизведанной дороге, не так оптимистично безмятежен, как может показаться с первого взгляда.

Слайд 9 - И.Левитан. “Владимирка”

Исконная русская тема бесконечной и безрадостной дороги — не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символа страдания и слез — отражена в картине И. Левитана “Владимирка”. Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь. Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ландшафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамением одинокий странник.

Слайд 10

...Уж по той ли дороженьке по широкой
Еще шли-прошли солдаты новобраны,
Идучи, они солдаты плачут,
Во слезах они дороженьки не видят.

... Уж как шло горе по дороженьке,
Оно лыком, горе, связано
И мочалом препоясано...

В таких народных песнях, как “Не одна-то ли во поле дороженька”, “Ах, ты поле мое” и др., дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Как правило, песни подобного рода отличаются распевностью, широтой дыхания, развитой мелодикой. Интонации этих песен переплетаются с поэзией народной речи. Создается чрезвычайно красочный и выразительный, прямо-таки зримый образ, который захватывает человека целиком.

Слайд 11 – В.Перов Последний кабак у заставы

Слайд 12 - А.Саврасов. Распутица, Зимняя дорога

Слайд 13 – И.Репин “Бурлаки на Волге”

Особый пласт народной культуры составляют ямщицкие, бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и ссылки, в которых образ дороги переплетался с гражданскими, протестными мотивами и ассоциировался со свободой, волей. Примером могут служить песни “Ах ты, степь широкая”, “Степь да степь кругом”, “Колодники”, “Ямщик, не гони лошадей” и др. Здесь нашли преломление творческие устремления различных кругов общества: и городского населения, и интеллигенции, и студенческой молодежи.

Слайд 14 – 20

– Набережная Москва-реки

– Аничков мост Санкт-Петербург

– Театральная площадь

– На манежной площади

– Московский тракт, музыка М. Глинки “Попутная песня”

– Нижегородская Ярмарка

- Железная дорога

Слайд 21 - А.Дейнека “Оборона Петрограда”

Есть музыкальные сочинения, непосредственно передающие переживания от пути, дороги, быстрой езды, например: “Попутная песня” М. Глинки, “На тройке”

П.Чайковского (из цикла “Времена года”) или “Тройка” и “Зимняя дорога” Г. Свиридова (из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина “Метель”).

Есть и такие, в которых образ дороги раскрывается в философском, религиозном ключе, например, у С. Рахманинова (Прелюдия) или в кантате С. Танеева “Иоанн Дамаскин”.

Дорожной тематике посвящено немало романсов, песен, многие из которых стали народными, например: “Мой костер”, “Что ты жадно глядишь на дорогу”, “Выхожу один я на дорогу” и др.

4. Промежуточное закрепление

Слайд 22 - Назови произведение...

А.

...“Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.

Б.

...Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне...

В.

...Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных...

Г.

... На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...

Зачитать отрывок из произведения Н.В. Гоголя “Мёртвые души” -

(возможно подготовленный ученик)

- И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "черт побери все!" - его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

- Что нового вы услышали в этом отрывке о русском человеке?

Изучение нового материала (продолжение)

Тема дороги была подхвачена и в творчестве композиторов-песенников XX в. Пожалуй, символом этого направления стала написанная уже после Великой Отечественной войны (1946) Ан. Новиковым на слова Л. Ошанина песня “Эх, дороги”. В ней сжато и емко с философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и лишений на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору. Недаром, по свидетельству современников, эта песня - воспоминание стала любимой песней маршала Г. Жукова.

Подобно тому как “Священная война” А. Александрова стала символом своего времени и одновременно положила начало целому пласту песен военных лет, песня “Эх, дороги” подвела итог тем страшным и победным годам войны.

Можно сказать, что, продолжая традиции прошлого, эта песня выросла из них и стала художественным символом своей эпохи.

Слайд 23 - Муслим Магомаев (видеоклип)

Промежуточное закрепление

Слайд 24 В.Д. Фатеев

Слайд 25 - Продолжи список...

  • А.Н. Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”
  • А.С. Пушкин "Зимняя дорога“ (1826)
  • М.Ю. Лермонтов “Выхожу один я на дорогу”
  • Н.А. Некрасов “В дороге” (1845) ...

Слайд 26 - песня “Дороги, дороги...” (аудио) группа Любе

Во второй половине XX в. Образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов, гидростанций и пр. Показательна в этом отношении песня А. Пахмутовой “Геологи”. Часто использовалась тема дороги в получившей широкое распространение в 60—70-х гг. прошлого века авторской песне, звучавшей на туристических слетах, у походных костров.

Слайды 27-29 – региональный компонент

Герб Челябинской области.

Верблюд – символ дороги.

Знаменитый Уфимский тракт.

5. Контроль (можно выбрать 2-3 задания)

  • Вспомните знакомые вам песни, сказки, литературные произведения, в которых воплощены образы-символы солнца, дороги, дерева.
  • Найдите отрывки из литературных произведений (поэзия, проза), в которых воплощен образ дороги, и запишите в творческую тетрадь свое понимание их художественной идеи, нравственно - эстетического смысла.
  • Послушайте “Тройку” (1-я часть) из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина “Метель”. Обратите внимание на стилевые особенности музыки Г. Свиридова. Почему его творчество сравнивают с песнью о России?
  • Как композитор в инструментальную пьесу вводит “вокальное” начало? Какое значение придается смене “вокальных” интонаций “инструментальными”?
  • С какой музыкальной формой можно сравнить композицию “Тройки”?
  • Посмотрите фрагмент кинофильма “Метель”. Какую роль играет в нем музыка Г. Свиридова?

Какими средствами композитору удалось осуществить ритмизацию действия?

6. Коррекция

Слайд 30 - домашнее художественно-творческое задание

Создайте компьютерную презентацию на тему “Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников” от 5 до 10 слайдов,

Или “образ огня в искусстве”,

“солнца..., дерева..., воды...”

Слайд 30, 31 - Люблю дорогу я ... Вывод

У каждого свои причуды:
Кто любит деньги, карате и йогу...
Тот альпинист, кладоискатель,
Всё просто у меня – люблю дорогу!

Всегда готова ехать, но не мчаться -
В бреду красот не увидать!
Нутром к природе прикасаться,
Ковшами прелести глотать.

Мне ветер странствий греет душу,
Дурманит родины простор...
Не морем, небом – еду сушей
И дорог так простых полей узор!

Надёжный штурман за баранкой,
Я жизнь ему на путь дарю,
Мои желанья спозаранку
Сбывает он, догнав зарю.

И мил, и дорог, и прекрасен
Энергии стремительный поток
И от реальности уносит
Пьянящей свежести глоток...

Неважно что в конце дороги –
Мираж несбывшейся мечты?!
Неважно всё – спасибо, боги
За вдохновение езды.

Дорога как художественный образ.

  • Итак, дорога - это художественный образ и сюжетообразующий компонент.
  • Дорога - это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту.
  • Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.

- Сегодня в нашем классе тишина,
Присядем перед дальнею дорогой,
Отсюда начинается она,
Уходит в жизнь от школьного порога...
Г. Артамонов (Курганский поэт)

Литература, источники

  1. Реферат “Мотив дороги и его философское звучание в литературе ХIХ века” Агапитова А. СОШ №17 Курган 2008 (bestreferat. ru/referat-102085.h)
  2. Muzofon.com starch /Глинка/7/ аудио “Попутная песня”
  3. Отрывки из произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, С.Есенина.
  4. Иллюстрации и репродукции русских художников.
  5. М. Магомаев видеоклип песня “Эх, дороги”.
  6. ЦОР “Культурология” Аудио Бородин “Богатырские ворота”
  7. ЦОР “Культурология” Аудио “Полёт шмеля” А. Хачатурян.
  8. Museums.arums
  9. Материалы РК из презентаций к юбилею г.Челябинска.
  10. Репродукции картин В. Д. Фатеева–Агаповского самодеятельного художника.