Урок по алгебре на тему "Решение задач с помощью рациональных уравнений с элементами подготовки к ГИА". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цели урока:

Образовательные:

  • Обучение учащихся умению анализировать условие задачи и оформлять условие задачи в виде таблицы;
  • Обучение учащихся составлению рациональных уравнений по условию задачи;
  • Построение алгоритма решения задач с помощью рациональных уравнений.

Развивающие:

  • Развивать алгоритмическое мышление;
  • Развивать способности к обобщению и рефлексии.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитание интерактивных качеств личности, умения продуктивного общения в группах;
  • Продолжить формирования у школьников патриотических качеств.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма проведения урока: объяснительно-иллюстративная, поисковая.

Форма деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, раздаточный материал (ГИА 9, типовые тестовые задания, авторы- И.В.Ященко, С.А.Шестаков и др., Москва “ЭКЗАМЕН” 2013г.), алгебра 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. 2008г., М..: Просвещение, 2008г.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь! Мне хочется привести строки Омара Хайяма, персидского философа, астронома, математика и поэта 12 в. (фрагмент презентации)

Цель творца и вершина творения – мы.
Мудрость, разум, источник прозрения – мы.
Этот круг мироздания перстню подобен-
В нём граненый алмаз, без сомнения, мы.

Сегодня, мы продолжим оттачивать грани своего разума и научимся решать задачи на составление рациональных уравнений.

II. Актуализация знаний (фронтальный устный опрос)

1. Найти НОЗ дробей в каждом из уравнений: (фрагмент презентации)

Ответы:

а) x(x-2);

б) 4y – 7  или 7 – 4y;

в) (x – 5)(x + 5).

2) Какие условия должны выполняться, чтобы дроби в уравнениях не потеряли смысл?

3) Верно ли решены уравнения: (фрагмент презентации) 

Ответы: а) нет, корень x = 2 – посторонний; б) нет, есть ещё один корень x = 5.

III. Примеры задач из физики и математики, математическими моделями

которых, являются дробные уравнения (фрагмент презентации)

Ребята, мы научились решать рациональные уравнения. Каков алгоритм решения рациональных уравнений? (фрагмент презентации)

1) Найти НОЗ дробей;

2) Найти значения переменных, при которых рациональные дроби теряют смысл;

3) Умножить обе части уравнения на НОЗ;

4) Найти корни полученного целого уравнения;

5) Исключить посторонние корни.

Какие же задачи в физике и математике приводят к дробным уравнениям? (фрагмент презентации)

IV. Изложение нового материала

Задача 1. №619 стр.138 учебника (фрагмент презентации)

Один из лыжников прошёл расстояние в 20 км на 20 мин быстрее, чем другой. Найдите скорость каждого лыжника, зная, что один из них двигался со скоростью, на 2 км/ч большей, чем другой.

  S (км) V (км/час) t (час)
1 лыжник 20 x 20/x
2 лыжник 20 x + 2 20/x+2

Составим и решим уравнение:

X1 = – 12 – не удовлетворяет условию задачи;

X2 = 10

Ответ: 10 км/час скорость первого лыжника, а 12 км/час скорость второго лыжника.

Задача 2. (фрагмент презентации)

Краткая беседа. Ребята, этот урок у нас проходит в преддверии ДНЯ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА.

На территории нашего поселения, сегодня, проживают 24 воина - это и участники ВОВ, которые грудью защищали нашу Родину, проливали свою кровь, подарив нам жизнь и свободу, это и воины-интернационалисты, которые защищали интересы нашего государства за пределами России, поэтому мы должны помнить о их подвигах и в ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА отблагодарить их посильной помощью и поздравлениями.

Условие задачи:

Вам необходимо ко ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА на уроках труда изготовить 24 подарка. Если вы будете за урок делать на 2 подарка больше, чем было запланировано, то закончите работу на 1 урок раньше срока. Сколько подарков за урок вы должны сделать по плану?

  всего подарков количество подарков за урок время (количество уроков)
по плану      
фактически      

Под контролем учителя учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, составляют уравнение и решают его.

X1 = –8 – не удовлетворяет условию задачи

X2 = 6

Ответ: 6 подарков.

Задача 3. №621 стр.139 учебника, самостоятельная работа в группах (фрагмент презентации)

Чтобы ликвидировать опоздание на 1 ч, поезд на перегоне в 720 км увеличил скорость, с которой шёл по расписанию, на 10 км/ч. Какова скорость поезда по расписанию?

Учащиеся самостоятельно чертят таблицу, заполняют её, составляют и решают уравнение

  S(км) V(км/ч) t(ч)
по расписанию 720 x 720/х
фактически 720 x+10 720/x+10

Уравнение:

Ответ: скорость поезда по расписанию 80 км/ч.

Проверить задачу при помощи фрагмента из презентации.

V. Самостоятельная работа в группах

Используются КИМы для 9 класса, модуль “Алгебра” часть 2 (ГИА 9, типовые тестовые задания)

1 группа: вариант 1 №22

Два велосипедиста одновременно отправились в 108-километровый пробег. Первый ехал со скоростью на 3 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 1 час 48 мин. раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым. Ответ дайте в км/ч.

Ответ: 15 км/ч.

2 группа: вариант 2 №22

На изготовление 20 деталей первый рабочий тратит на один час меньше, чем второй рабочий на изготовление 18 таких же деталей. Известно, что второй рабочий за час делает на 1 деталь меньше, чем первый. Сколько деталей в час делает второй рабочий?

Ответ: 3

3 группа: вариант 7 №22

На изготовление 40 деталей первый рабочий тратит на 2 часа больше, чем второй на изготовление 36 деталей. Сколько деталей в час делает первый рабочий, если известно, что второй за час делает на одну деталь больше?

Ответ: 5

4 группа: вариант 18 №22

Моторная лодка прошла против течения реки 60 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 45 минут меньше. Найдите скорость лодки в неподвижной воде, если скорость течения равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.

Ответ: 18 км/ч.

Далее, после проверки самостоятельной работы, консультант каждой группы вместе с членами группы оценивают работу каждого члена группы за весь урок и выставляют оценку каждому в специальной карточке.

VI. Рефлексия

1. Составьте алгоритм решения задач с помощью рациональных уравнений.

1) Анализ данных задачи.

2) Вводим переменную и заполняем таблицу.

3) На основе табличных данных составляем рациональное уравнение.

4) решаем полученное уравнение.

5) Анализируем корни уравнения и исключаем посторонние корни.

6) Записываем ответ.

2. Отвечаем на вопросы:

1) Я повторил ...

2) Я узнал...

3) Я научился...

4) Я продолжил подготовку к ...

VII. Итог урока

1) Все получают оценку за урок 2) На дом № 617, 620, 638 (на повторение) и для желающих- составить задачу, при решении которой используется рациональное уравнение.

Благодарю всех за работу на уроке!