Гармония холодной гаммы

Разделы: МХК и ИЗО


Занятие “Гармония холодной гаммы”, знакомит обучающихся с художественно-выразительными средствами в живописи. Даёт понятие о колорите как о системе цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведениях искусства. Данное занятие развивает образное мышление, повышает интерес к искусству и творчеству. Взаимодействие изобразительного искусства, литературы и музыки делают занятие ярким, веселым, интересным. Детские рисунки отличаются оригинальностью идей и выразительностью исполнения.

Технологическая карта занятия по изобразительному искусству

Обучающиеся 7-8 лет (первый год обучения)

Презентация

Приложения 1–4

Цели для ученика

Научиться

1. Различат краски по колориту.

2. Смешивать краски.

3. Изменять насыщенность цвета.

Задачи учителя

Образовательные: формировать умения в определении и использовании цветовой гаммы в рисунке; учить понимать язык живописи

Развивающие: развивать наблюдательность, память, индивидуальные творческие способности

Воспитательные: способстровать воспитанию эстетических чувств, интереса к искусству

Тип занятия комбинированный Форма занятия интегрированное занятие (изобразительноое искусство, литература, музыка)
Опорные понятия, термины:

1. Теплые и холодные цвета

2. Спокойные или напряженные цвета,

3. Яркие или светлые цвета

Термины: колорит, композиция, светлота.

Новые понятия, термины:

Колорит

Характер цвета

Насыщенность цвета (светлота)

Формы контроля: выставка, рефлексия, зачетная работа Домашнее задание: Придумать сюжет для сказочных персонажей.
Зрительный ряд: Отрывок из мультфильма “Снежная королева”; репродукции: В.В. Васнецов “Три царевны подземного царства”, И.Билибин “Красный Всадник”, М.А. Врубель “Царевна-Лебедь”, Л.Золотарёв “Снежная королева”

Литературный ряд: сказка про тёплые и холодные красочки

Музыкальный ряд: детские песни о зиме, В.Вивальди “Времена года”

Материалы для работы: бумага, акварель, гуашь, кисти, фломастеры
Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность обучающихся Планируемые результаты
1. Организационный момент (1-2 мин.) (мобилизующее начало урока) Создание благоприятных морально-психологических условий. Педагог предлагает из стульев организовать круг, Дети рассаживаются по кругу Самооценка готовности к занятию
2. Актуализация знаний (2-3 мин.) Придумать сказку, о красках;

с героями сказки выполнять задания

Отвечают на вопросы и помогают придумывать сказку. Умение точно сформулировать мысль
В некотором царстве, красочном государстве живут- поживают разноцветные краски. На одном берегу извилистой речки устроились тёплые краски - на другом, как вы думаете какие? Красная, оранжевая, жёлтая и т.д. По цвету, они напоминают солнце и огонь, поэтому их и назвали “тёплыми”. Рисуют этими цветами апельсины, подсолнухи, землянику, цыплят, солнце, огонь и т.д.
На другом берегу живут другие краски - голубая, синяя, фиолетовая. Похожи они на цвет морозного утра,

цвет льда, моря и грозовые тучи, поэтому называют их холодными красками

Рисуют небо, тучку, море, васильки, колокольчики и др. (быстрые зарисовки)
3. Восприятие учащимися учебного материала (5-7 мин.) Формирование интереса к теме урока, его содержанию (акцент на главное), приобщение к художественной культуре через ознакомление с искусствоведческим материалом, терминологией, активная работа с учебными пособиями и т. п. Рассмотрим репродукции художников: В.В.Васнецова “Три царевны подземного царства”, иллюстрацию Ивана Билибина “Красный Всадник”.

Л. Золотарёва иллюстрацию к сказке “Снежная королева”, М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь” и сравним их.

1. Одинаковы ли картины по восприятию?

2. Их различия?

3. Какой цветовой колорит используют художники?

Анализируются работы художников, делаются выводы. Объясняют, как цвет выражает замысел художника картин и художника мультипликатора.

Анализируя их, обучающиеся пытаются объяснить, почему в работах цветовая гармония.

Обсуждаем отрывок из мультфильма “Снежная королева”.

- Какая изображена зима?

- Как художник передает образ “Снежной королевы”?

- Какой и почему используется колорит?

- Как он помогает нам узнать характер героини произведения?

Формируют определение колориту холодных и теплых цветов. Объясняют характер цвета, его свойства
Подготовка к художественной деятельности (3-7 мин.) Возможные варианты: обсуждение плана практической деятельности, демонстрация приемов работы и способы их фиксации, предъявление посильных требований.

Делимся на небольшие команды, при помощи цветных стикеров. Каждой команде даётся таблица с названиями цветов. Использование цветов в раскрашивании данных героев. (Зверята) (Во время выполнения практического задания не забывайте о технике безопасности при работе с ножницами и кисточками).

Обучающиеся начинают работу.

Задание №1

Выбор цвета по названию в таблице

Из таблицы вырезают цвета относящиеся к холодной гамме.

Работа с профессиональной терминологией, вспоминают название цветов
5. Практическая работа (15-20 мин.) Организация работы в микро группах, коллективной практической работы.

Выполняем гимнастику для глаз.

Проветрим кабинет.

Включается музыкальный ряд с зимней тематикой детских песен.

Педагог смотрит за работой обучающихся.

В таблице есть название цвета, а вот самого цвета нет. Нужно под каждым названием поставить цветовой элемент.

Задание №2

Вырезают цвета холодной гаммы, применяют их в раскрашивании героев из мультика.

(зверята) Выстраивают их в композиционный сюжет.

Заполняется таблица, выбираются цвета холодного колорита, применяются для раскрашивания героев
6. Подведение итогов художественной деятельности (2- 3 мин.) Обсуждение результатов практической деятельности.

Проверяем, выбранные цвета. Работы объединяем по законам композиции, по цветовому колориту.

Оценка своей работы детьми. Объясняют, почему выбрали те или другие цвета. Выставка работ
7. Рефлексия деятельности на занятии (1-2 мин.) Выяснение степени осознания изучаемого материала. Работы объединяем по композиции, пингвины катятся навстречу друг к другу. По цветовому колориту можно объединить, рисунки, они выполнены в холодной гамме. Зверята получились весёлые и озорные.

- Спасибо всем за работу. Я думаю, вам занятие понравилось!

Обучающиеся ведут обсуждение, говорят, что понравилось, что надо сделать по-другому, исправить. Рефлексия