Занятие “Гармония холодной гаммы”, знакомит обучающихся с художественно-выразительными средствами в живописи. Даёт понятие о колорите как о системе цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведениях искусства. Данное занятие развивает образное мышление, повышает интерес к искусству и творчеству. Взаимодействие изобразительного искусства, литературы и музыки делают занятие ярким, веселым, интересным. Детские рисунки отличаются оригинальностью идей и выразительностью исполнения.
Технологическая карта занятия по изобразительному искусству
Обучающиеся 7-8 лет (первый год обучения)
Цели для ученика Научиться 1. Различат краски по колориту. 2. Смешивать краски. 3. Изменять насыщенность цвета. |
Задачи учителя Образовательные: формировать умения в определении и использовании цветовой гаммы в рисунке; учить понимать язык живописи Развивающие: развивать наблюдательность, память, индивидуальные творческие способности Воспитательные: способстровать воспитанию эстетических чувств, интереса к искусству |
|||
Тип занятия комбинированный | Форма занятия интегрированное занятие (изобразительноое искусство, литература, музыка) | |||
Опорные понятия, термины: 1. Теплые и холодные цвета 2. Спокойные или напряженные цвета, 3. Яркие или светлые цвета Термины: колорит, композиция, светлота. |
Новые понятия, термины: Колорит Характер цвета Насыщенность цвета (светлота) |
|||
Формы контроля: выставка, рефлексия, зачетная работа | Домашнее задание: Придумать сюжет для сказочных персонажей. | |||
Зрительный ряд: Отрывок из
мультфильма “Снежная королева”; репродукции:
В.В. Васнецов “Три царевны подземного царства”,
И.Билибин “Красный Всадник”, М.А. Врубель
“Царевна-Лебедь”, Л.Золотарёв “Снежная
королева” Литературный ряд: сказка про тёплые и холодные красочки Музыкальный ряд: детские песни о зиме, В.Вивальди “Времена года” |
||||
Материалы для работы: бумага, акварель, гуашь, кисти, фломастеры | ||||
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | |
1. Организационный момент (1-2 мин.) (мобилизующее начало урока) | Создание благоприятных морально-психологических условий. Педагог предлагает из стульев организовать круг, | Дети рассаживаются по кругу | Самооценка готовности к занятию | |
2. Актуализация знаний (2-3 мин.) | Придумать сказку, о красках; с героями сказки выполнять задания |
Отвечают на вопросы и помогают придумывать сказку. | Умение точно сформулировать мысль | |
В некотором царстве, красочном государстве живут- поживают разноцветные краски. На одном берегу извилистой речки устроились тёплые краски - на другом, как вы думаете какие? | Красная, оранжевая, жёлтая и т.д. По цвету, они напоминают солнце и огонь, поэтому их и назвали “тёплыми”. Рисуют этими цветами апельсины, подсолнухи, землянику, цыплят, солнце, огонь и т.д. | |||
На другом берегу живут другие
краски - голубая, синяя, фиолетовая. Похожи они на
цвет морозного утра, цвет льда, моря и грозовые тучи, поэтому называют их холодными красками |
Рисуют небо, тучку, море, васильки, колокольчики и др. (быстрые зарисовки) | |||
3. Восприятие учащимися учебного материала (5-7 мин.) | Формирование интереса к теме
урока, его содержанию (акцент на главное),
приобщение к художественной культуре через
ознакомление с искусствоведческим материалом,
терминологией, активная работа с учебными
пособиями и т. п. Рассмотрим репродукции
художников: В.В.Васнецова “Три царевны
подземного царства”, иллюстрацию Ивана Билибина
“Красный Всадник”. Л. Золотарёва иллюстрацию к сказке “Снежная королева”, М.А.Врубеля “Царевна-Лебедь” и сравним их. 1. Одинаковы ли картины по восприятию? 2. Их различия? 3. Какой цветовой колорит используют художники? |
Анализируются работы художников,
делаются выводы. Объясняют, как цвет выражает
замысел художника картин и художника
мультипликатора. Анализируя их, обучающиеся пытаются объяснить, почему в работах цветовая гармония. Обсуждаем отрывок из мультфильма “Снежная королева”. - Какая изображена зима? - Как художник передает образ “Снежной королевы”? - Какой и почему используется колорит? - Как он помогает нам узнать характер героини произведения? |
Формируют определение колориту холодных и теплых цветов. Объясняют характер цвета, его свойства | |
Подготовка к художественной деятельности (3-7 мин.) | Возможные варианты: обсуждение
плана практической деятельности, демонстрация
приемов работы и способы их фиксации,
предъявление посильных требований. Делимся на небольшие команды, при помощи цветных стикеров. Каждой команде даётся таблица с названиями цветов. Использование цветов в раскрашивании данных героев. (Зверята) (Во время выполнения практического задания не забывайте о технике безопасности при работе с ножницами и кисточками). |
Обучающиеся начинают работу. Задание №1 Выбор цвета по названию в таблице Из таблицы вырезают цвета относящиеся к холодной гамме. |
Работа с профессиональной терминологией, вспоминают название цветов | |
5. Практическая работа (15-20 мин.) | Организация работы в микро
группах, коллективной практической работы. Выполняем гимнастику для глаз. Проветрим кабинет. Включается музыкальный ряд с зимней тематикой детских песен. Педагог смотрит за работой обучающихся. |
В таблице есть название цвета, а вот
самого цвета нет. Нужно под каждым названием
поставить цветовой элемент. Задание №2 Вырезают цвета холодной гаммы, применяют их в раскрашивании героев из мультика. (зверята) Выстраивают их в композиционный сюжет. |
Заполняется таблица, выбираются цвета холодного колорита, применяются для раскрашивания героев | |
6. Подведение итогов художественной деятельности (2- 3 мин.) | Обсуждение результатов
практической деятельности. Проверяем, выбранные цвета. Работы объединяем по законам композиции, по цветовому колориту. |
Оценка своей работы детьми. Объясняют, почему выбрали те или другие цвета. | Выставка работ | |
7. Рефлексия деятельности на занятии (1-2 мин.) | Выяснение степени осознания
изучаемого материала. Работы объединяем по
композиции, пингвины катятся навстречу друг к
другу. По цветовому колориту можно объединить,
рисунки, они выполнены в холодной гамме. Зверята
получились весёлые и озорные. - Спасибо всем за работу. Я думаю, вам занятие понравилось! |
Обучающиеся ведут обсуждение, говорят, что понравилось, что надо сделать по-другому, исправить. | Рефлексия |