Урок-презентация по литературному чтению краеведению по теме "Владимир Дворянсков. Творческий портрет писателя". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели:

  • Обучающая: знакомство с жизнью и творчеством писателя-земляка.
  • Развивающая: развитие навыков анализа художественного произведения.
  • Воспитательная: воспитание в учащихся доброты и сострадания, человечности и ответственности за свои поступки и судьбы окружающих.

Форма урока – презентация

Тип урока – комбинированный (сообщения учащихся, выразительное чтение наизусть, беседа).

Оборудование – экран, ноутбук, презентация по теме урока, аудиозапись песни «Яблони в цвету», макет цветущей яблоневой ветви.

План урока.

1. Вступительное слово учителя. Оргмомент.
2. Презентация по творчеству писателя (учащиеся). –фонограмма песни «Яблони в цвету»;
3. Выразительное чтение наизусть стихотворений Дворянскова .
4. Аудиозапись песни «Яблони в цвету».
5. Аналитическая беседа по рассказу «Саженцы»:
6. Пересказ – анализ рассказа «Попутчики».
7. Пересказ – анализ рассказа «Побег».
8. Выводы по творчеству писателя.
9. Итоги. Оценки. Д/З.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

Какой ты в жизни след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет,
Или другой – на много лет?..

Этими словами я хочу начать наш урок – урок нравственности, доброты. Мы познакомимся с творчеством нашего земляка, ульяновского поэта и прозаика Владимира Дворянскова.
Творческая манера писателя Дворянскова схожа с манерой В.Шукшина. Главное в творчестве В.Дворянскова – человек.
Его герои – люди простые, незамысловатые и неказистые, порой даже с простинкой, как кажется окружающим. Но присмотришься получше – и найдёшь в них что–то родное, близкое душе. Каждый рассказ писателя заставляет задуматься о жизни, поразмышлять над поступками героев.
Писатель хочет, чтобы душа наша была чуткой, совесть – чистой, чтобы мы задумались о том, что с нами происходит.
Сейчас нам ребята расскажут о жизни писателя и покажут презентацию.

2. Презентация о жизни и творчестве писателя (Приложение 1).

3. Выразительное чтение наизусть стихотворений Дворянскова подготовленными учащимися

– Стихи у Дворянскова о разном, но больше всего, пожалуй, стихов о войне. Послушайте некоторые из них. (Приложение 2)

4. Прослушивание аудиозаписи песни «Яблони в цвету» в исполнении Владимира Мигули

5. Вопросы для беседы по рассказу «Саженцы».

  • Какая проблема возникла в жизни учителя Григория Ивановича?
  • Это не просто проблема, это беда. Почему? Что значит для Григория Ивановича этот сад?
  • Сопоставьте реакцию на случившееся Григория Ивановича и его жены. В чём разница? Профессия сказывается, и только? Или что-то ещё?
  • В чём видит смысл жизни Григорий Иванович? Прежде чем ответить на вопрос, давайте послушаем, что говорит об этом автор.
  • Выразительное чтение наизусть отрывка (со слов: «Но и солнце было щедрым…» до «…не от высоты, а от сокровенной радости»).
  • Для чего же приходит человек на землю?
  • Как Григорий Иванович решает проблему с погибшим садом?
  • Что омрачило настроение учителя, когда он стоял в очереди за саженцами?
  • Довёз учитель деревца до дома? Нет? Почему?
  • Что самое обидное и страшное для учителя в том, что случилось на автовокзале?
  • Учитель назвал имя вора (грабителя) работникам милиции. Почему не скрыл? Ваши версии.
  • Сад души Кости Блинкова замер, заглох. Причина?
  • Какое решение принял для себя учитель после столкновения с Костей Бликовым? Прав ли он? Как вы объясните его решение?
  • Вывод о характере Григория Ивановича:
  • Это человек, который не перекладывает ответственность на других.
  • Рассказ недосказан. Мы не знаем, что случится с саженцами, оставшимися на вокзале. Как вы думаете, почему автор оставляет финал открытым?
  • Как бы вы дописали рассказ? Найдётся ли человек, который укоренит эти деревца, или они погибнут, выброшенные уборщицей?
  • Пусть символом нашего урока будет цветущая ветка яблони, изготовленная мамой Маши Ч. взамен той, что так и не расцвела в рассказе.

6. Пересказ – анализ рассказа «Попутчики» подготовленным учеником

Вопросы классу:

– Почему герой рассказа Вася Кольцов предпочёл остаться с Валей – Дуней, нежели вернуться к жене? Какие люди нравятся Дворянскову?

7. Пересказ – анализ рассказа «Побег» подготовленным учеником

Вопросы классу:

– Герой рассказа Костя Мукушов – дважды преступник (убил по неосторожности человека, бежал из лагеря). Какое чувство вызывает Костя у вас? Почему?
– С персонажем какого рассказа В.Шукшина схож данный герой?
– Чему нас учит история Кости Мукушова?

8. Выводы по творчеству Дворянскова

– После чтения рассказов В.Дворянскова начинаешь более внимательно относиться к людям, тебя окружающим. Добро делает человека человеком. Вот истина. Каждый человек своим путём, порой непростым, должен прийти к ней. Его рассказы воспитывают в читателе Человека. Писатель хочет, чтобы душа наша была чуткой, совесть – чистой, чтобы мы задумались о том, что с нами происходит.

Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь…

/Н.А.Заболоцкий/

9. Итоги. Оценки. Домашнее задание