Цели:
- Обучающая: знакомство с жизнью и творчеством писателя-земляка.
- Развивающая: развитие навыков анализа художественного произведения.
- Воспитательная: воспитание в учащихся доброты и сострадания, человечности и ответственности за свои поступки и судьбы окружающих.
Форма урока – презентация
Тип урока – комбинированный (сообщения учащихся, выразительное чтение наизусть, беседа).
Оборудование – экран, ноутбук, презентация по теме урока, аудиозапись песни «Яблони в цвету», макет цветущей яблоневой ветви.
План урока.
1. Вступительное слово учителя. Оргмомент.
2. Презентация по творчеству писателя (учащиеся).
–фонограмма песни «Яблони в цвету»;
3. Выразительное чтение наизусть стихотворений
Дворянскова .
4. Аудиозапись песни «Яблони в цвету».
5. Аналитическая беседа по рассказу «Саженцы»:
6. Пересказ – анализ рассказа «Попутчики».
7. Пересказ – анализ рассказа «Побег».
8. Выводы по творчеству писателя.
9. Итоги. Оценки. Д/З.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя
Какой ты в жизни след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет,
Или другой – на много лет?..
Этими словами я хочу начать наш урок – урок
нравственности, доброты. Мы познакомимся с
творчеством нашего земляка, ульяновского поэта и
прозаика Владимира Дворянскова.
Творческая манера писателя Дворянскова схожа с
манерой В.Шукшина. Главное в творчестве
В.Дворянскова – человек.
Его герои – люди простые, незамысловатые и
неказистые, порой даже с простинкой, как кажется
окружающим. Но присмотришься получше – и найдёшь
в них что–то родное, близкое душе. Каждый рассказ
писателя заставляет задуматься о жизни,
поразмышлять над поступками героев.
Писатель хочет, чтобы душа наша была чуткой,
совесть – чистой, чтобы мы задумались о том, что с
нами происходит.
Сейчас нам ребята расскажут о жизни писателя и
покажут презентацию.
2. Презентация о жизни и творчестве писателя (Приложение 1).
3. Выразительное чтение наизусть стихотворений Дворянскова подготовленными учащимися
– Стихи у Дворянскова о разном, но больше всего, пожалуй, стихов о войне. Послушайте некоторые из них. (Приложение 2)
4. Прослушивание аудиозаписи песни «Яблони в цвету» в исполнении Владимира Мигули
5. Вопросы для беседы по рассказу «Саженцы».
- Какая проблема возникла в жизни учителя Григория Ивановича?
- Это не просто проблема, это беда. Почему? Что значит для Григория Ивановича этот сад?
- Сопоставьте реакцию на случившееся Григория Ивановича и его жены. В чём разница? Профессия сказывается, и только? Или что-то ещё?
- В чём видит смысл жизни Григорий Иванович? Прежде чем ответить на вопрос, давайте послушаем, что говорит об этом автор.
- Выразительное чтение наизусть отрывка (со слов: «Но и солнце было щедрым…» до «…не от высоты, а от сокровенной радости»).
- Для чего же приходит человек на землю?
- Как Григорий Иванович решает проблему с погибшим садом?
- Что омрачило настроение учителя, когда он стоял в очереди за саженцами?
- Довёз учитель деревца до дома? Нет? Почему?
- Что самое обидное и страшное для учителя в том, что случилось на автовокзале?
- Учитель назвал имя вора (грабителя) работникам милиции. Почему не скрыл? Ваши версии.
- Сад души Кости Блинкова замер, заглох. Причина?
- Какое решение принял для себя учитель после столкновения с Костей Бликовым? Прав ли он? Как вы объясните его решение?
- Вывод о характере Григория Ивановича:
- Это человек, который не перекладывает ответственность на других.
- Рассказ недосказан. Мы не знаем, что случится с саженцами, оставшимися на вокзале. Как вы думаете, почему автор оставляет финал открытым?
- Как бы вы дописали рассказ? Найдётся ли человек, который укоренит эти деревца, или они погибнут, выброшенные уборщицей?
- Пусть символом нашего урока будет цветущая ветка яблони, изготовленная мамой Маши Ч. взамен той, что так и не расцвела в рассказе.
6. Пересказ – анализ рассказа «Попутчики» подготовленным учеником
Вопросы классу:
– Почему герой рассказа Вася Кольцов предпочёл остаться с Валей – Дуней, нежели вернуться к жене? Какие люди нравятся Дворянскову?
7. Пересказ – анализ рассказа «Побег» подготовленным учеником
Вопросы классу:
– Герой рассказа Костя Мукушов – дважды
преступник (убил по неосторожности человека,
бежал из лагеря). Какое чувство вызывает Костя у
вас? Почему?
– С персонажем какого рассказа В.Шукшина схож
данный герой?
– Чему нас учит история Кости Мукушова?
8. Выводы по творчеству Дворянскова
– После чтения рассказов В.Дворянскова начинаешь более внимательно относиться к людям, тебя окружающим. Добро делает человека человеком. Вот истина. Каждый человек своим путём, порой непростым, должен прийти к ней. Его рассказы воспитывают в читателе Человека. Писатель хочет, чтобы душа наша была чуткой, совесть – чистой, чтобы мы задумались о том, что с нами происходит.
Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь…/Н.А.Заболоцкий/
9. Итоги. Оценки. Домашнее задание