Место проведения – концертный зал ДШИ
Необходимое оборудование: МР3 проигрыватель, электросвечи на подставке, на заднике сцены портрет И.С.Баха, стилизованные костюмы.
Занавес закрыт.
Ведущая (говорит перед занавесом): Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы вспомним об одном из самых великих композиторов, когда-либо живших на земле – об Иоганне Себастьяне Бахе. Итак, перенесемся в Германию ХУШ века.
Открывается занавес.
На сцене – рояль, сидящие на стульях участники
– ведущая и ученики в стилизованных костюмах.
Звучит фрагмент из «Токкаты и фуги» ре-минор.
Музыка затихает.
Ученик: Матушка, я в церкви слышал удивительную музыку. Она была величественная и трогательная одновременно. У меня даже слезы навернулись на глаза.
Ведущая: Да, эту прекрасную музыку написал Иоганн Себастьян Бах. Это очень достойный человек, большой труженик. Все его предки издавна славились музыкальностью. И, в конце концов, каждого музыканта в Германии начали называть Бахом, и каждого Баха музыкантом.
Ученик: А писал ли Бах что-нибудь для детей? Мне бы очень хотелось поиграть его пьесы.
Ученики: И мне! И мне! ...
Ведущая: Да, тут нам несказанно
повезло. Бах написал для детей чудесные
произведения, которые мы можем сейчас послушать.
Сборник, который он назвал именем своей жены,
«Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», включает
пьесы для самых маленьких. Здесь много пьес
танцевального характера: менуэты, полонезы, есть
арии и марши.
Придворные балы всегда открывались
торжественным танцем – шествием, который
называется «полонез».
«Полонез» соль минор исполняет Федченко Валерия.
Ведущая:Обязательным танцем на балу был «менуэт». Его название произошло от слова «маленький» и обозначало движение маленькими шажками. Все движения менуэта построены на поклонах и реверансах.
Менуэт Соль мажор исполняет Веселова Карина.
Ведущая: Для более старших детей Бах написал дивные пьесы, которые составили целый сборник. Это «Маленькие прелюдии». Слово «прелюдия» означает вступление к какому-либо музыкальному сочинению, или же это, как в данном случае, небольшая самостоятельная пьеса. Прелюдии Баха хоть и малы по размеру, но в них как в капле воды отражается целый мир. Музыка эта разнообразна, но всегда возвышенна.
Прелюдия До мажор из Двенадцати маленьких прелюдий исполняет Грицай Юлия.
Прелюдия ля минор из Двенадцать маленьких прелюдий исполняет Кархова Ксения.
Ученик: А почему, когда я слышу музыку Баха, мне кажется, будто звучат голоса нескольких человек?
Ведущая: Да, этот прием называется
полифония. Бах был гениальным полифонистом.
«Полифония» – это греческое слово. В переводе на
русский язык оно означает «многоголосие».
Каждый голос в полифонической музыке
мелодически самостоятелен, поэтому все голоса
выразительны и напевны. Сейчас мы послушаем
инвенции, которые Бах написал для детей старшего
возраста. Слово «инвенция» означает «выдумка»,
«изобретение». Основу инвенции составляет
обычно короткая, но выразительная тема.
Используя прием «имитации», когда голоса
поочередно вступают, как бы подражая
предыдущему, Бах заставляет их петь, создавая не
одну мелодическую нить, а целую ткань
одновременных мелодий.
В музыке Баха мы слышим, как один голос как бы
разговаривает с другим, спорит, доказывает.
Голоса сплетаются, расплетаются, темы
развиваются, их характер видоизменяется, и, в
конце концов, приходят к согласию.
Двухголосная инвенция До мажор исполняет Неронова Ева.
Двухголосная инвенция Фа мажор исполняет Федорова Ольга.
Ведущая: У Баха есть и трехголосые инвенции, которые называют «симфонии», т.е. «согласие», «созвучие».
Трехголосная инвенция си минор исполняет Попова Мария.
Ведущая: И некоторым ученикам старших классов может посчастливиться познакомиться с «Хорошо темперированным клавиром». Это цикл из 48 прелюдий и фуг, написанных во всех тональностях мажора и минора. Прелюдия и фуга вместе составляют двухчастный полифонический цикл. Часто они контрастны между собой. Слово фуга на латинском языке означает «бег». Фуга – это сложное полифоническое произведение, основанное на выразительной теме, где один голос как бы догоняет другой или отвечает ему.
Прелюдия и фуга до минор из первого тома ХТК исполняет Золотарева Анна.
Ведущая: Ну вот, дети, сегодня мы послушали великую музыку великого композитора. А ведь при жизни он не был оценен по достоинству. Современники уважали Баха как почтенного мастера, но еще не понимали подлинного значения его музыки. Последние годы Бах провел в одиночестве, смерть его прошла незамеченной, следующие поколения быстро забыли его творения. Только в Х1Х веке началось истинное возрождение музыки Баха, И с тех пор любовь к ней все растет, и каждое поколение находит в музыке Баха что-то новое, что-то свое.