Урок раскрывает следующую цель: формирование основ художественно-нравственного воспитания обучающихся, приобщение к музыкальной культуре
Задачи:
- Образовательные:
Обучающиеся на уроке работают с учебником и учебным материалом, рабочей тетрадью. Для закрепления пройденного материала и полученных знаний на уроке, учащиеся получают домашнее задание в рабочей тетради.
Для раскрытия темы урока был использован материал учебника “Музыка” I часть и музыкальный материал для слушания, разучивания и исполнения.
Музыкальный материал:
1. Попевка “Доброе утро”.
2. Попевка “Звукоряд”.
3. “Нотный хоровод” муз. В. Герчика, сл. Н. Френкеля.
4. “До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си” муз. А. Островского, стихи З. Петровой.
5. “Вальс снежных хлопьев” музыка П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”.
При составлении урока возможна замена и введение нового или дополнительного музыкального материала, а так же учитель может составить презентацию к уроку в качестве визуального и слухового наглядного пособия для обучающихся.
I. Организационный момент.
а) Музыкальное приветствие: исполнение попевки вверх по полутонам “Доброе утро”;
б) Правильная посадка.
II.
А) Знакомство с новым материалом.
У: Здравствуйте, ребята! Вот мы снова встретились с вами на нашем очередном музыкальном уроке. А кроме уроков музыки какие уроки вы ещё посещаете?
Д: письмо, чтение, математику…(перечисляют названия школьных учебных предметов).
У: Ребята, я надеюсь, что многие из вас выучили все буквы и цифры и научились читать, писать и считать. Теперь вы знаете, что слова складываются из слогов, а слоги из букв.
– Кто может мне ответить, сколько в русском алфавите букв?
Д: В русском алфавите 33 буквы.
У: Правильный ответ! Интересно было бы узнать, а для чего нужны целых 33 буквы, что можно с ними делать?
Д: Столько букв нам необходимо для того, чтобы составлять слова и целые предложения.
У: Чтобы записывать слова, нужно знать буквы.
Как вы, ребята, думаете можно ли написать музыку буквами или цифрами?
Д: Нет, музыку написать буквами или цифрами нельзя.
У: А что нам для этого понадобиться?
(Дети дают свои ответы.)
У: В музыке есть свои музыкальные буквы, они называются ноты. Что такое ноты – это цифры, это буквы? Конечно же, нет, ноты – это знаки, которые объединяются между собой в мелодию. Композиторы с помощью нот записывают на специальной бумаге свои музыкальные произведения. И если букв у нас много, их 33, то нот всего лишь 7.
Б) Работа с учебником и рабочей тетрадью.
У: Давайте заглянем в наш учебник и откроем его на странице 58–59. Что мы увидели на страницах нашего учебника?
Д: Мы увидели лягушек, которые греются на солнышке, чистый пруд с кувшинками, радугу на небе, летающих стрекоз и ноты в дружном хороводе.
У: Ребята, а кто из вас знает, сколько цветов у радуги и какие это цвета?
Д: У радуги 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
У: Верно, ребята!
У: А теперь давайте посчитаем, сколько нот в хороводе.
Д: В нотном хороводе 7 нот.
У: Художник нарисовал 7 нот и раскрасил их в цвета радуги.
“День за днём, за годом год
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем –
Их на свете ровно семь.”
Н.Френкель.
У: А вот какие это ноты, как они называются, мы сейчас узнаем. Давайте послушаем песню “Нотный хоровод”.
III. Слушание: “Нотный хоровод” муз. В. Герчик, сл Н. Френкель
А) Музыкальный анализ.
У: Вот такая весёлая песня прозвучала. Кто её для нас исполнил?
Д: Эту песню исполнили дети.
У: Совершенно верно. А как мы называем такой коллектив, в котором поют дети?
Д: Это детский хор.
У: И снова правильный ответ. О чём поётся в песне?
Д: Песня нам рассказала про то, что ноты водят хоровод, поют и пляшут.
У: Действительно, в песне наши ноты весело проводят время. Кто из вас, ребята, узнал и запомнил имена наших нот? Как ноты называются?
(Дети дают названия нот, учитель расставляет ноты на доске.)
А чтобы ещё лучше запомнить названия наших нот послушайте стихотворение:
“В каждый новый день недели мы с тобою песни пели,
Музыкальный звукоряд, 7 весёлых нот подряд.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си на игру нас пригласи.”
(Дети вместе с учителем проговаривают название нот, учитель показывает последовательность нот друг за другом.)
У: Ребята, теперь мы с вами узнали, что каждая нота имеет своё название и даже место.
IV. Игра “Нота заблудилась”.
У: Приглашаю вас поиграть в игру “Нота заблудилась”.
Учитель раздаёт детям макеты нот, пока звучит музыка, дети двигаются, танцуют. По окончанию звучания музыки дети с нотами должны встать по порядку.
V. А) Исполнение.
У: А теперь я вам предлагаю послушать, как звучат наши ноты, а затем пропеть их вместе со мной.
(Учитель пропевает ноты звукоряда и показывает их место на нотном стане.)
У: Так сколько нот появилось на нашем нотном стане?
Д: На нотном стане находятся 7 нот.
У: Я вас прошу дать название каждой ноте. (Дети дают название нотам.)
Если мы пропоём все эти ноты подряд, то получим ЗВУКОРЯД.
“Ноты, спетые подряд мы назвали ЗВУКОРЯД”
Давайте ещё раз пропоём наш звукоряд.
Б) Работа с учебником.
У: А теперь мы откроем учебник на странице 60. Посмотрите внимательно,
ребята, что вы видите!?
Д: Перед нами музыкальная лестница, на которой расположены ноты.
У: Как называется такая музыкальная лестница, мы узнаем на следующем уроке. У каждой ноты своё место и ноты никогда не путаются. Ноты живут на строчках, под строчками и между строчек А чтобы вы хорошо запомнили названия нот, я предлагаю вам разучить песню, которая так и называется “До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си”. Музыку написал композитор Аркадий Островский, а стихи поэтесса З. Петрова. С помощью наших семи нот композитор написал такую замечательную песню.
VI. Разучивание: “До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си” музыка А. Островского, стихи З. Петровой.
“Чтоб выучиться пению,
Имеем мы терпение,
И чтоб урок не зря у нас прошёл,
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны
И выучить все ноты хорошо!”
(З.Петрова)
А) Музыкальный анализ.
У: Послушайте эту песню и скажите кто её исполняет и о чём в ней поётся?
Какие ребята изображены в песне?
Какими должны быть ученики?
Д: Песню исполняют дети, т.е детский хор и поётся о том, что нужно быть старательным, послушным и внимательным на уроках, готовить домашние задания и тогда мы всему научимся.
У: В каком характере исполняется песня и почему её так исполняют?
Д: Песню исполняют радостно, живо, весело.
Б) Разучивание 1 куплета песни, вокально-хоровая работа.
VII. А) Слушание: “Вальс снежных хлопьев” музыка П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”.
У: А теперь мы послушаем знакомое всем вам произведение, вспомните как оно называется и возможно кто-то вспомнит фамилию композитора.
Д: Дети дают ответы, по необходимости учитель корректирует правильность ответов.
У: Всего лишь 7 нот, а какая красивая, сказочно-волшебная музыка!
Ребята, помогите мне найти портрет композитора П.И. Чайковского! (Дети определяют портрет П.И.Чайковского из представленных нескольких портретов разных композиторов.)
Б). Музыкальный анализ.
У: Ребята, а в чьём исполнении прозвучало произведение?
Д: Произведение прозвучало в исполнении симфонического оркестра.
У: Какие инструменты вы услышали? Как играют на этих инструментах?
Д: Дети перечисляют услышанные инструменты, показывают как на них играют.
У: Скрипка самый певучий инструмент в оркестре и его по праву называют главным инструментом симфонического оркестра. (Учитель заостряет внимание на звучании скрипки.)
Ребята, а как мы узнали эти инструменты, ведь мы их не видели, а только слышали?
Д: У каждого инструмента свой голос.
У: Да, ребята, у каждого инструмента своя окраска голоса, то есть у каждого свой ТЕМБР.
В каком регистре прозвучала музыка в верхнем, среднем или нижнем?
(Показать рукой высоту регистра.)
Д: Дети дают ответ с показом рукой высоты регистра.
У: Музыка всегда звучала только в одном регистре или она переходила из одного регистра в другой?
Д: Она плавно переходила из одного регистра в другой.
У: А как назвал композитор Пётр Ильич Чайковский эту музыку?
Д: Пётр Ильич Чайковский назвал эту музыку “Вальс снежных хлопьев”
У: А что такое ВАЛЬС?
Д: ВАЛЬС – это такой танец, который танцуют парами.
У: Я думаю, что вы все видели зимой, как летят и кружатся снежные хлопья. Покажите, пожалуйста, эти движения. (Дети показывают свои придуманные движения, изображают падающие снежинки.)
Давайте все вместе представим, что мы снежные хлопья и попробуем придумать свой танец, будем под музыку кружиться так же легко, плавно и красиво.
В) Детская импровизация танца снежных хлопьев.
У: Замечательный танец мы с вами исполнили, старались показать танец снежинок с помощью движений, а композитор П.И.Чайковский этот танец изобразил с помощью
нот и это ему действительно здорово удалось.
VIII. Домашнее задание в рабочей тетради:
У: А теперь пришла пора прощаться, но прежде вы получите домашнее задание для того, чтобы ещё раз вспомнить о том, о чём вы сегодня узнали на уроке.
Стр.42. Спой песню.
Стр.43. Запиши знакомые тебе ноты на нотоносце. Подпиши их.
Обобщение.
У: Что нового узнали на уроке?
Запомнили ли названия нот?
Пожалуйста, повторите названия нот!
Сколько всего существует нот?
Где живут ноты?
Что такое звукоряд?
Что такое тембр?
“Семь подружек голосистых,
Семь звоночков серебристых
Дружно, весело живут,
Звонко песенки поют.
Домик их открыт всем детям
Заходите – они вас встретят!
Тайны музыки расскажут,
В мир волшебный путь покажут.
Если будете стараться
И усердно заниматься,
То терпение и труд
Вас к успеху приведут!”