Цель урока. Обобщить знания по теме “Натуральные числа”. Закрепить умения выполнять арифметические действия над натуральными числами. Проверить умение использовать свойства арифметических действий для упрощения выражений, решать и составлять уравнения. Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в уроке. Развить интерес к математике через знания о птицах и животных родного края на примере сельского Большереченского зоопарка Омской области и через упражнения, записанные в нестандартной форме.
Оборудование: интерактивная доска, изображения птиц, зверей, настенные таблицы, сигнальные карточки (красная и синяя), листки настроений, копировальная бумага, карточки – задания.
Ход урока
Организационный момент. На столе у ребят лежат “листики настроений” (рис. 1). Учитель предлагает каждому ученику отметить то лицо, которое соответствует его настроению цифрой один.
–
Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы отправимся в заочное путешествие по Большереченскому зоопарку. Большеречье – центр одного из крупных сельских районов нашей области. Свое название он получил от Большой речки, которая огибая поселок с востока, впадает в Иртыш (рис. 2).
Рис. 2. Карта Омской области. Большереченский район.
Русские первопроходцы, шедшие на юг Иртышом, создали форпост (укрепление охраняющих частей ). Форпост получил название “Большерецкий”
Задание для устного счета––:
1. Найти дату основания форпоста “Большерецкий”, решив уравнение
2000 – ––b–– = 260 (––b = 1740 ––г.––)
––2. Найти дату вывода казаков из форпоста. Вместо звездочек поставить недостающие цифры
3. Определить год переписи населения деревни “Большерецкая”.
(2593 + 782) – 1593
(1782 г.)
4. Составить уравнение по тексту “ В 1782 году в деревне “ Большерецкая” проживало 212 женщин, а мужчин – неизвестно. Всего жителей в деревне было 421” (212 + ––x–– = 421). Сколько проживало мужчин в деревне “Большерецкое”? (209)
5. Вычислить расстояние от города Омска до Большеречья (в км ), применяя свойства вычитания
3697 – (2697 + 800). (200 км)
На уроке используется кооперативная форма обучения. Учащиеся делятся на три команды.
Учитель: Государственный Большереченский зоопарк – единственный в России сельский зоопарк. Он распологает в живописной пойме речки Большая, не далеко от впадения её в Иртыш. Более 100 тысяч человек посещают его ежегодно (рис. 3).
–
–Рис. 3. Большереченский зоопарк.
Учитель предлагает каждой команде решить уравнение. Решив его, учащиеся получат площадь Большереченского зоопарка в гектарах.
Первая команда. (9––x–– + 8––x–– ) * 5 = 765
Вторая команда. (15 + ––x ) * 17 = 408
––Третья команда. 42––x–– – 28––x–– + 474 = 600
Ответ 9. Площадь Большереченского зоопарка 9 гектаров.
Учитель: Зоопарк – любимое место детворы. В зоопарке более 160 видов зверей и птиц. Встречают посетителей – птицы.
Задание. Определить размах крыльев беркута, найдя значение выражения.
Первая команда. (1239 + 601 ) : (3884 – 2964 )
Вторая команда. (1406 + 1138 ) : (4793 : 3521 )
Третья команда. (2728 + 1140 ) : (3799 – 1865 )
Ответ 2. Размах крыльев беркута – 2 метра (рис. 4).
Рис. 4. Беркут.
От каждой команды вызываются к доске по одному учащемуся. Им предлагается решить уравнения. Остальные ребята решают самостоятельно, не глядя на доску.
Первый ученик. 18x – 5 = 715, (––x–– = 40 )
Второй ученик. 900 – 6––y–– = 480, (––y–– = 70 )
Третий ученик. 7––z–– + 26 = 586, (––z–– = 80 )
Учащиеся получают: 40 см – длина тела пустельги, 70 см – длина тела коршуна, 80 см – длина хвоста фазана.
Учитель: Пустельга и коршун распространены в Европе, Азии. Полезный истреблением грызунов, насекомых – вредителей сельского и лесного хозяйства (рис. 5), (рис.6).
Фазан – место обитания Кавказ, Средняя Азия. Это промысловая птица (рис. 7).
––
Учитель: Далее, подходим к вольерам, в которых резвятся куланы и пони. Куланы и пони – семейство лошадей. Куланы встречаются в Средней Азии. Родина пони – острова Британии, Исландии, Корсики, Шотландии.
Задание. Определить высоты кулана.
Вычислить значение выражения, предварительно упростив его.
(177 + ––c–– ) – 153, если – –c–– = 91. Ответ 115 см (рис. 8 )
Задание. Определить высоту пони.
Вычислить значение выражения, предварительно упростив его.
––a–– – 36 – 79, если ––a–– = 225. Ответ 110 см (рис. 9 )
––
Рис. 8. Кулан Рис. 9. Пони
Учитель: Пройдя вглубь зоопарка, встречаемся с белым медведем, который купается в глубоком бассейне. Белый медведь – один из самых крупных среди хищных млекопитающих.
Задание. Определить вес белого медведя.
Найти значение выражения, применив свойство умножения.
8 * 243 – 118 * 8. Ответ 1000 кг (рис. 10)
–
–Рис. 10. Белый медведь.
Задание. Определить длину тела белого медведя.
Найти значение выражения, применив свойство умножения.
(50 + 25 ) * 4. Ответ 300 см.
Задание. Решить уравнение
- 499 – (––x + 112 )–– = 37,
- 1750 : ––x + 9 = 14––.
Учащиеся, решив уравнения, узнали, что сила удара белого медведя равна 350 кг. Таким ударом белый медведь сбивает наповал тюленя.
Задание. Узнать “второе название” белого медведя.
Упростить выражение
–- –18x + 22x ––
- 16 * 3 * k
- 12 y – 7y
- k * 45 * 8
- 12x + 12x – 6x
Рис. 11.
Примечание: решив задание, учащиеся получают “второе название” белого медведя – “ошкуй”.
Самостоятельная работа. (Самопроверка в классе через интерактивную доску.)
Вариант 1.
Тигр и леопард вместе весят 375 кг. Леопард весит в четыре раза меньше. Сколько весит тигр и сколько весит леопард? (75 кг – вес леопарда, 300 кг – вес тигра.)
Вариант 2.
Длина тела тигра и леопарда вместе 450 см. Длина тела тигра в два раза больше длины тела леопарда. какова длина тела тигра и длина тела леопарда? (150 см – длина тела леопарда, 300 см – длина тела тигра.)
Примечание: задание проецируется на интерактивной доске. Ребята пишут под копирку на листках. Первый лист сдают учителю. А второй лист отдают соседу по парте, чтобы каждый учащийся смог проверить работу своего соседа. Правильное решение проецируется на интерактивную доску.
Итог урока. Ребята, сегодня мы совершили необычное путешествие: путешествие по Большереченскому зоопарку. Вы сами получили числовые характеристики птиц и животных зоопарка. Повторили свойства арифметических действий над натуральными числами для упрощения выражений, решали и составляли уравнения. Расширили кругозор о животном мире нашей родины.
Примечание: в конце урока ребята снова получают “лист настроения”. Теперь улыбающихся лиц отмеченных цифрой два оказалось больше. Значит ребята, не только закрепили свои знания, умения и навыки по теме “Натуральные числа”, но и получили от этого удовольствие.
Литература.
- Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 17-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2005. – 280 с.: ил.
- Дидактические материалы по математике для 5 класса" Чесноков, Нешков М.: Просвещение, 2012.
- http://bolzoo.ru/