"Влияние коммуникативных действий учащихся старших классов на формирование навыка командной игры в баскетбол". 9-й класс

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Аннотация работы: Определение влияния коммуникативных действий на формирование навыка командной игры в баскетбол.

Ключевые слова: Баскетбол, коммуникативные действия учащихся, командная игра, схема командной игры, критерии оценивания командной игры.

Актуальность выбранной темы объясняется, тем, что к 9 классу навыки основных элементов игры в баскетбол (передачи, броски, перемещения, тактические действия в нападении и защите) сформированы, поэтому при изучении игры в баскетбол в старших классах 90% времени уделяется групповым и командным упражнениям. Учащиеся должны научиться понимать друг друга, учитывать возможности каждого игрока в команде, позицию партнера по деятельности, согласовывать усилие по достижению общей цели.

Как показывает практика, далеко не всегда эти взаимодействия получаются в командной игре. От чего же зависит успех или не успех команды?

Гипотеза мы предполагаем, что успех усвоения навыка командной игры в баскетбол будет зависеть от степени сформированности коммуникативных действий старшеклассников.

Целью нашей работы было определение влияние коммуникативных действий на формирование навыка командной игры в баскетбол.

Для достижения цели необходимо было решить комплекс задач.

1) Перегруппировать программный материал в разделе “баскетбол”

2) Провести вводный контроль игры в баскетбол и определить экспериментальный класс.

3) Выбрать необходимые модели игры в баскетбол и проанализировать с учащимися их преимущество и недостатки.

4) Выработать совместно с учащимися критерии оценивания командной игры в баскетбол

5) Создать разнообразные условие формирования коммуникативных действий учащихся при командной игре в баскетбол.

6) Провести итоговый контроль усвоения навыка командной игры в баскетбол

7) Проанализировать полученные данные.

Определив задачи, мы приступили к их реализации.

Эксперимент проводился на 9 классах муниципального общеобразовательного учреждения лицей № 8 “Олимпия” г. Волгоград в разделе программы “Баскетбол”. Раздел программы включает 20 часов.

Мы начали с изменения рабочей программы. Если ранее по программному материалу на каждом уроке планировалось после 5-6 минутной разминки давать упражнения в парах, тройках и только в конце основной части учебную игру, то теперь, после традиционно проведенных 4 уроков (эти уроки помогли ребятам вспомнить пройденный материал прошлого года), в экспериментальном классе сразу после разминки предлагалась учебная игра.

На 5 уроке был проведен вводный контроль игры в баскетбол, который показал, на каком уровне каждый класс владеет целостным действием (оценивание навыков игры проводил учитель).

Рисунок 1. Вводный контроль уровня владения навыка игры в баскетбол (в процентах)

По итогам вводного контроля для эксперимента был выбран класс с самым низким уровнем усвоения навыка игры, а для контроля с самым высоким уровнем владения навыка игры.

Затем на 6 уроке совместно с учащимися экспериментального класса были выбраны и проанализированы модели и критерии оценивания игры в баскетбол. Были выбраны несколько моделей (схем) игры в защите (зонная защита) и нападении (при зонной защите).

Существует много типов зонной защиты, которые определяются расстановкой игроков вокруг охраняемой корзины [1,2].

Были выбраны 2е модели игры: 2-1-2 и 1-3-1

В расстановке 2—1—2 один из игроков располагается перед корзиной у пунктирной линии области штрафного броска. Два игрока становятся впереди справа и слева от него у верхних углов трехсекундной зоны, Два других игрока располагаются под щитом справа и слева от области штрафного броска.

В зонной расстановке 1—3 — 1 три игрока располагаются в области штрафного броска. Один из них — на вершине области штрафного броска, второй — сразу же за линией штрафного броска, а третий — прямо перед корзиной. Оставшиеся два защитника становятся по бокам области штрафного броска справа и слева от центрального игрока.

Совместно с ребятами были определены преимущество и недостатки, а также тактические действия при зонной защите.

Преимущество зонной защиты

  • Дает возможность расставить игроков в соответствии с их физическими, техническими и психическими особенностями.
  • Является более командной, легко осваивается, способна компенсировать индивидуальные проблемы игроков в обороне.
  • Способствует контратаке и частым перехватам мяча
  • Менее уязвима против комбинаций и заслонов.

Недостатки зонной защиты.

  • Менее пригодна против команд с сильным снайпером.
  • Углы площадки при зонной защите менее защищены.
  • Нападение против зонной защиты.

1) Стараться стремительным нападением разбить зону до её построения (такая атака называется быстрым прорывам )

2) Если быстрый прорыв не получился, нападающие должны перейти к позиционному нападению.

3) Создать численное преимущество над защитниками на одной из сторон площадки.

Совместно с учащимися были разработаны критерии оценивания навыка командной игры в баскетбол и разработан оценочный лист навыка командной игры :

1) Выполняется ли модель игры, предложенная играющей командой.

2) Учитываются ли физические, технические и психические особенностями игрока команды в предложенной модели (амплуа каждого игрока).

3) Существует ли взаимопонимание (коммуникативные действия) игроков команды.

Решение 5 задачи проходило в 3 этапа.

На первом этапе (последующие 5 уроков) для игры в баскетбол ребятам экспериментального класса предлагалось создать постоянные смешенные (девочки и мальчики в одной команде) 4 команды, причем ребята должны были сами выбрать капитанами тех учеников, которые, по их мнению, лучше всех владеют навыками игры в баскетбол. Затем, выбранные учащиеся, поочерёдно, последовательно набирали свою команду.

В виде домашнего задания, каждой команде было предложено подобрать самостоятельно модель (схему) командной игры в защите и нападении или использовать модели, выбранные при обсуждении на уроке, причем каждая команда должна была, учитывая возможности каждого игрока, определить его место и действия в выбранной модели игры.

Учащиеся контрольного класса после традиционных упражнений в парах и тройках делились на 4 команды по расчёту в строю и затем по предложенному преподавателем готовому оценочному листу проводили самооценку и взаимооценку навыков игры в баскетбол.

На следующем уроке учащимся экспериментального класса после разминки и жеребьевки (команды определили, кто с кем играет) сразу предлагалась игра в баскетбол. Две команды играют, а другие две команды анализируют игру, затем меняются.

Анализ игры в баскетбол проводился по ранее выработанным критериям в виде оценочных листов. Каждая команда сообща оценивала игру своей команды и игру других команд по уровням владения. В результате самооценки и взаимооценки всех игр выяснилось, что с заданием справилась только одна команда.

Рисунок 2. Оценочный лист навыка командной игры в баскетбол

Именно в этой команде капитан сумел организовать свою команду так, что каждый понимал, осознавал свою роль в игре и значение для команды. Они взаимодействовали сообща доброжелательно и поэтому смогли выиграть у более сильных игроков. В других командах капитаны брали практически всю деятельность на себя. Ребята не понимали друг друга, и не знали, что им делать, возникали ссоры, взаимные обвинения.

После обсуждения причин неудачи выяснилось, что в команде не были сформированы коммуникативные действия, и каждый игрок действовал самостоятельно отдельно от команды. Неподготовленным учащимся была предложена помощь в выборе модели (схемы) игры, но все команды от помощи отказались.

На последующих 4 уроках все команды подготовили свои модели игры и успешно справлялись с заданием. Ребята активно обсуждали игру в своей команде, оценивали командные действия соперников.

Такая организация занятий позволила сформировать более продуктивные коммуникативные действия в постоянных командах и как следствие повысить уровень владения навыка командной игры.

Но нам было интересно, как теперь ребята смогут играть и взаимодействовать в незнакомых условиях. Перенесется ли навык коммуникативных действий в незнакомые команды.

На 2 этапе (последующие 3 урока) учащиеся были распределены по принципу сильных и слабых команд. Мальчики и девочки отдельно.

Самооценка и взаимооценка игры была по использованным ранее критериям. Проведенная работа показала, что как не странно, но именно в слабых командах на первом этапе складывались более комфортные отношения, чем в сильных командах.

После обсуждения выяснилось, что это связанно с тем, что ребятам в сильных командах было намного труднее делиться своим лидерством и им понадобилось больше времени, чтобы научиться коммуникативным действиям. Такая организация команд позволила ребятам приобрести новый опыт общения .

На 3 этапе (последующие 5 уроков) команды формировались по расчету в строю, причем мальчики и девочки отдельно. Капитаны не определялись.

Самооценка и взаимооценка игры была по использованным ранее критериям. Учащиеся намного быстрее, чем предложенной ранее системой проведения занятий, находили свое место в команде, умели намного быстрее понимать друг друга и проявлять коммуникативное действия.

На последнем уроке перед итоговым контролем учащиеся контрольного класса после традиционных упражнений в парах и тройках делились на 4 команды по расчёту в строю и затем по ранее использованному оценочному листу проводили самооценку и взаимооценку навыков игры в баскетбол.

На последних 2-х уроках проводился предварительный и итоговый контроль (команды формировались по расчету в строю), который показал, что учащиеся экспериментального класса быстрее находили свое место в командной игре, осознано взаимодействовали друг с другом в нападении и защите.

Итоговый контроль показал, что учащиеся экспериментального класса показали более высокую динамику в усвоение навыка игры в баскетбол по сравнению с контрольными классами. С главным упражнением раздела (учебной игрой в баскетбол) успешно справились 99% учащихся. Причем доброжелательные взаимоотношения доминировали на протяжении всей игры с разными командами.

Рисунок 3. Итоговый контроль уровня усвоения навыка игры в баскетбол (в процентах)

Проанализировав, проделанную работу, мы пришли к следующему выводу, что для более продуктивного усвоения навыка командной игры в баскетбол надо создавать разнообразные условия для формирования коммуникативных действий учащихся. Для этого необходимо:

1) внести изменения в рабочую программу прохождения учебного материала, выделив больше времени на целостную игровую деятельность.

2) создать условия для совместной и самостоятельной работы учащихся при выборе моделей (схем) игры и критерии их оценивания.

3) создать условия для самостоятельной работы учащихся в выборе учебного пространства и различных форм организации коммуникативных действий учащихся при командной игре в баскетбол.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования, при изучении программного материала в разделе баскетбол, для учащихся 10-11 классов, а также во внеурочное время.

Cсылки на источники.

  1. Баскетбол. Секреты мастера: 1000 баскетбольных упр. / Гомельский А.Я. - М.: Гранд-фаир, 1997. - 224 с.
  2. Библия баскетбола: 1000 баскетбольных упражнений / Гомельский А.Я. - М.: Б. И., 1994. - 215 с.