Цели:
- Воспитательные: умение работать в микро группе, самостоятельность в принятии решений, умение применять теоретические знания на практике.
- Развивающие: умения формулировать свои мысли, делать выводы; писать химические формулы и уравнения химических реакций, определять типы реакций, расставлять коэффициенты; работать с химическим оборудованием, спиртовкой и химическими реактивами.
- Образовательные: изучить на конкретных примерах признаки химических реакций (изменение цвета, выпадение осадка, выделение газа, выделение тепла).
Тип урока: урок-практикум, урок-презентация.
Методы: беседа, самостоятельная работа, работа в паре, работа с химическими реактивами и оборудованием, работа с программированной картой, выведенной на экран.
Методические пособия: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости.
Преимущества урока-презентации.
- Позволяет поддерживать интерес учащихся на протяжении всего урока.
- Освобождает рабочее место.
- Позволяет экономить время урока.
- Наглядная пошаговая инструкция помогает избежать или снизить процент ошибок в оформлении результатов работы.
ТСО: Мультимедийный проектор.
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, ложечка для взятия веществ, пинцет, пробиркодержатель.
Реактивы: медь (проволока), магний (стружка); оксид меди (II), карбонат кальция; растворы соляной кислоты, хлорида железа (III), роданида калия, сульфата натрия, хлорида бария.
Структура урока:
- Орг. Момент. 5 минуты.
- Опыт №1. 13 минут.
- Опыт №2. 13 минут.
- Опыт №3. 6 минут.
- Опыт №4. 6 минут.
- Домашнее задание. 2 минуты.
Ход урока
Организационный момент.
На экране первый слайд презентации, который сообщает тему практической работы. (слайд №1)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Сегодня у нас урок – практическая работа, “Признаки химических реакций”. Тема вам была известна заранее, подпишите свои таблицы для оформления результатов. (Приложение 1)
- Очень хорошо. Я вижу, что все готовы приступить к работе.
Сообщение цели работы. На экране второй слайд презентации. (слайд №2)
Цели по щелчку мыши одна за другой выводятся на экран.
- Но прежде, чем мы начнём работать, давайте вспомним, правила техники безопасности при работе со спиртовкой, при нагревании и при работе с растворами кислот. (слайд №3)
Вопрос в класс:
- что не допускается при работе со спиртовкой?
Ответ: нельзя зажигать одну спиртовку от другой, только от спички; гасят спиртовку сразу по окончании нагревания и только колпачком; нельзя переносить зажжённую спиртовку со стола на стол.
По щелчку мыши на экран выводятся правила техники безопасности при работе со спиртовкой и учащиеся проверяют, всё ли было названо.
Вопрос в класс:
- Как правильно проводят нагревание пробирки?
Ответ: сначала необходимо прогреть всю пробирку, для этого нужно медленно провести вдоль пламени от донышка до отверстия пробирки несколько раз (3-4), предварительно закрепив пробирку в пробиркодержателе; при нагревании стекло расширяется, поэтому нельзя сильно зажимать пробирку в пробиркодержателе; отверстие пробирки направляют в сторону, где никого нет.
По щелчку мыши на экран выводятся правила техники безопасности во время нагревания и учащиеся проверяют себя.
Вопрос в класс:
- При выполнении данной работы надо быть особенно осторожными при работе с растворами кислот. Что нужно делать, если всё же кислота попала на кожу?
Ответ: необходимо смыть холодной водой под краном.
Вопрос в класс:
- Как правильно держать склянки с жидкостями?
Ответ: склянки необходимо держать этикеткой в руку.
По щелчку мыши на экран выводятся правила техники безопасности при работе с кислотами.
- Если вопросов по правилам работы и технике безопасности нет, подтвердите это своей подписью. Под таблицей для подписи отведено место.
- Теперь вы можете приступать к работе.
По щелчку мыши появляется следующий слайд. (слайд №4)
Учитель напоминает, как заполнять таблицу.
- В колонку “исходные вещества” вы записываете формулы веществ с указанием агрегатного состояния и цвета в краткой и понятной форме (например: CuO – тв., порошок , чёрн.). Если формулы веществ указаны, необходимо только дописать физические свойства данного вещества.
- В колонку “условия реакции” вы записываете свои действия, т.е. что необходимо сделать, чтобы пошла химическая реакция. (например: CuO + 1мл. H2SO4, нагреть или просто ставите значок “t”).
- В колонке “признаки реакции” вы отмечаете свои наблюдения, в колонку “уравнения химических реакций” вы записываете уравнения, с указанием над стрелочкой условий протекания.
- В колонке “вывод” вы записываете, тип реакции и какой признак химической реакции вы пронаблюдали.
Опыт №1. Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой. (слайд №5)
Поскольку учащиеся заранее готовились к уроку, они знают что делать. Но т.к. практических работ было ещё мало, учитель проговаривает:
Слайд №5 на экране, информация появляется по щелчку мыши, постепенно.
- Зажигаем спиртовку, удерживая пинцетом кусочек медной проволоки, вносим её в пламя спиртовки.
- Что вы наблюдаете? Образовалось ли новое вещество при накаливании меди?
- Не забудьте погасить спиртовку колпачком!
- Запишите уравнение реакции, определите её тип.
У учащихся пока недостаточно хорошо отработан навык написания уравнений реакций, но они уже хорошо составляют формулы веществ. Поэтому на экране появляется подсказка:
По гиперссылке переходим на слайд №9. Чтобы проверить, насколько правильно учащиеся определили тип реакции, по гиперссылке переходим к слайду №15.
- Отложите таблицы в сторону и продолжаем работать.
По гиперссылке возвращаемся к слайду №5, по щелчку появляется информация.
- Ложечкой для взятия веществ поместите немного оксида меди (II) в пробирку, прилейте 1 мл. серной кислоты.
Учитель напоминает, что 1мл – это столбик жидкости высотой примерно 1см.
- Закрепите пробирку в пробиркодержателе у горлышка, зажгите спиртовку. Не забудьте прогреть пробирку! Не допускайте выплёскивания жидкости из пробирки, после закипания спиртовку следует погасить колпачком.
- Образовалось ли новое вещество? По каким признакам вы это определили? Запишите уравнение реакции, определите тип реакции.
По гиперссылке переходим на слайд №10 и №16
Опыт №2. Взаимодействие известняка и магния с кислотой.
- Вновь отложили таблицы.
По гиперссылке (первая стрелочка слева) попадаем на слайд №6.
- К одному кусочку известняка приливаем 1 мл. соляной кислоты.
- Каковы признаки этой реакции? Запишите уравнение реакции, укажите тип реакции.
По гиперссылке переходим к слайду №11, а затем к слайду №16.
По гиперссылке (вторая стрелочка слева) переходим к слайду №6.
- В пробирку поместите 1-2 стружки магния и прилейте 1-1,5 мл. соляной кислоты.
- Что наблюдаете? Отметьте на сколько интенсивно протекает данная реакция. Аккуратно дотроньтесь до дна пробирки. Что вы почувствовали. Сделайте вывод. Определите типы данной реакции, запишите уравнение.
По гиперссылкам последовательно переходим к слайдам №12 и №17.
Опыт №3. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия.
- Таблицы в сторону, проводим следующий опыт.
- В пустую пробирку налейте 1 мл. хлорида железа (III) и добавьте 2-3 капли роданида калия.
Это очень красивая реакция и учащиеся сразу с восхищением отмечают появление кроваво-красного окрашивания в пробирке.
- Напишите уравнение реакции, укажите её тип.
По гиперссылкам переходим соответственно к слайдам №13 и №16.
По гиперссылке (третья стрелка слева) переходим на слайд №8.
Опыт №4. Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария.
- Приступаем к выполнению последнего эксперимента на сегодняшний урок.
- В пустую пробирку прилейте по 1 мл. сульфата натрия и хлорида бария в любой последовательности.
- Что вы наблюдаете?
- Наведите порядок на столах, проследите, чтоб спиртовка была плотно закрыта, все склянки с веществами закручены, чтоб всё аккуратно стояло в латке. Рабочее место должно быть чистым.
- Заполните таблицу до конца.
По гиперссылкам последовательно переходим на слайды №14 и №18.
Домашнее задание.
На экране последний слайд презентации.
- Отложите свои записи, откройте дневники и запишите задание на дом. К следующему уроку вам необходимо будет подготовиться к практической работе№5. “Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе”. Учебник, страница 117, повторить параграф 24 на странице 85-87. Найдите химическую формулу сахара.
- Урок окончен.
- Перед уходом из кабинета сложите свои таблицы с отчётом по проделанной работе стопкой у меня на столе.
- До свидания!
Литература.
- О.С. Габриелян, химия, 8 класс, иэд. “Дрофа”, Москва, 2009 год.
- А.А. Журин, Лабораторные опыты и практические работы по химии, учебное пособие, изд. “Аквариум”, Москва, 1997 год.
- WWW.lib.ru всемирная сеть интернет.