Урок истории по теме "Культура Киевской Руси. Православная церковь Киевской Руси". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (45 МБ)


Класс: 6

Цель:

  • Формировать знания учащихся о развитии Православной церкви и культуры в Киевской Руси. Показать, что в начале XII в. культура Киевской Руси достигла наивысшего расцвета.
  • Развивать умения работать с различными источниками, отбирать материал и составлять связный текст.
  • Воспитывать на примере русской культуры чувство прекрасного, бережливое отношение к памятникам культуры.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, иллюстрации, слайды.

Основные понятия и термины: культура, вотчина, миниатюра, береста, древнерусская литература, житие, деревянное зодчество, мозаика, икона, фреска, летопись.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами ознакомимся с развитием Православной церкви и культуры в Киевской Руси, чтобы подробно узнать об этом и расширить наши представления об этом мы с вами посетим виртуальный музей Культы Киевской Руси. Директор музея – (называется фамилия имя и отчество учителя). Экскурсоводы – (называются имена и фамилии учащихся, подготовившихся к выступлению)

Задание: В музей мы пришли не зря, запишем в тетрадях тему посещения музея и в ходе рассказа экскурсоводов в свои тетради запишем основные памятники Культуры Киевской Руси.

В 988 году Русь приняла христианство. Все это повлияло и на культуру и на образ жизни людей.

2. Формирование новых знаний.

1. Православная церковь в Киевской Руси.

2. Создание славянской азбуки.

  • глаголица
  • кириллица
  • монахи Кирилл и Мефодий- создатели славянской азбуки.

3. Письменные памятники Древней Руси

  • “Повесть временных лет”
  • летописи
  • Русская Правда
  • устав и “Поучение детям Владимира Мономаха”

4. Зодчество Древней Руси

  • Софийский собор в Киеве.
  • Золотые ворота в Киеве
  • Софийский собор в Новгороде

5. Храмовая живопись Древней Руси.

  • фрески,
  • мозаика
  • иконопись

1-й экскурсовод. Постепенно Древняя Русь превратилась в православное государство. Однако, языческие верования и обряды еще долго сохранялись в сознании людей. Чтобы укрепить свои позиции, православная церковь восприняла и приспособила многие дохристианские праздники и традиции. Например, на масленицу по-прежнему было принято печь блины, но этот обычай потерял давний языческий смысл. Многие люди имели два имени: одно языческое, другое христианское.(слайд 2)

Многие русские князья известны нам под своими языческими именами. Например Владимир Святославич и Владимир Мономах, в крещении носившие имя Василий и Георгий, (слайд 3)

Главой Православной церкви являлся киевский митрополит. Православная церковь считалась частью митрополий, православной церкви Византии, поэтому большинство митрополитов Древней Руси были по своему происхождению греками. Русская православная Церковь подчинялась Константинопольской.

Киевский митрополит направлял деятельность епископов, возглавлявших большие церковные области - епископии. Центрами епископий были крупные города - Полоцк, Новгород, Чернигов, Переяславль, Ростов и другие.

Приходское духовенство состояло из священников, в народе называвшихся попами и стоявших во главе приходов. В каждом приходе был свой храм, освященный в честь какого-либо праздника. В церквях священники вместе с диаконами совершали ежедневные богослужения.

На Руси возводилось много церквей. Для их строительства и для содержания духовенства государство вело особый налог. Десятая часть доходов населения, десятина, отчислялась церкви.

Один из древнейших храмов Киево-Пресвятой Богородицы - построенный при гладимире Святославиче, назывался именно Десятинной церковью.

В XI веке на Руси появились первые монастыри - общины монахов, решивших освятить свою жизнь служению Богу. Уходя в монастырь, они принимали постриг и становились иноками, монахи не имели ни семьи, ни имущества. Они отказывались от радостей жизни, время проводили в трудах, молитвах и чтении священных книг. Собственным примером они стремились призвать людей жить в соответствии с христианскими установлениями.

Один из первых русских монастырей был основан уроженцем города Любеча Антонием на берегу Днепра, неподалеку от Киева. Там Антоний выбрал пещеру, в которой и жил. Патом к нему присоединились и другие монахи. Монастыри также называют обителями. Среди соратников Антония выделялся я своей праведностью Федосий, ставший игуменом основанного Антонием монастыря.

Поскольку монахи этой обители жили в пещерах, монастырь получил название Киево-Печерского.

Киево-Печерский монастырь стал важнейшим духовным и культурным центром Древней Руси. Здесь жили и трудились замечательные подвижники Русской земли - первый русский летописец - Нестор, (слайд 4 )

Директор музея: Отправляемся во второй зал, который расскажет вам о становлении грамотности на Руси. Принятие христианства дало мощный толчок к развитию письменности а грамотности.

2-й экскурсовод: Глаголица - одна из двух, наряду с кириллицей, славянских азбук. Возможно, создана на основе греческого.

Известный в настоящее время глаголический алфавит состоит из 40 букв. 39 из них

служили для передачи тех же звуков, что и буквы кириллицы, а буква “дверь”, отсутствовавшая в кириллице, предназначалось для передачи мягкого согласного “г” (ангел).

В глаголице отсутствовали буквы, аналогичные кирилловским “жи”, “кси”,а так же : йотированные “э” и “а”.

В первоначальном составе глаголицы имелся только один “малый юс”, служивший для обозначения как йотированный большой “юс” .

Форма букв глаголицы чрезвычайно сложна и замысловата. Она включает в себе черты, петли, овалы и полуовалы.

Древнейшая сохранявшаяся глаголическая надпись относится к 893 г. и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преяславле. К X в. относятся “Киевские глаголические листки”. Глаголическим шрифтом была выполнена первая печатная славянская книга, католический Миссал, предназначенный для южных славян римско-католического вероисповедания.

Тот язык, на котором говорили жители Древней Руси, ученые называют древнерусским. До принятия христианства древнерусский язык не имел своей письменности. Только с конца X в. появилась азбука, которая называется кириллицей.

Кириллица создана в 9-м веке на основе греческого алфавита просветителем Кириллом. Первоначально кириллица состояла из 38 букв. Позднее учениками Кирилла были добавлены еще 5 букв. Из 43 букв кириллицы 25 заимствованы из византийского устава, а 18 построены самостоятельно, для передачи отсутствовавших в греческом языке звуков славянской речи. К древнейшим из сохранившихся памятников, написанных кириллицей относятся: русская надпись на горшке, найденная в Гнездовских курганах, под Смоленском, “Реймское Евангелие”, “Остромирово Евангелие”, берестяные грамоты.

Буквы кириллической азбуки имели кроме звукового еще и числовое значение. Девять букв служили для обозначения единиц (от1 до 9), девять для десятков (от10-90), и девять для сотен (100-900). Цифровое значение имели только буквы заимствованные из греческого алфавита. Исключения составляли числа 6, 90, 900 обозначенные соответственно буквами зело”, “червь” и “цы” (3, Ч, Ц). Дело в том, что первую славянскую азбуку создали братья Кирилл и Мефодий. Они были жителями Византийской империи и родились в греческом городе Салонки, поэтому иногда их называют Солунскими братьями. (Слайд 5,6)

В 863 году Константин и Мефодий отправились в славянское государство Моравию, которое находилось на територрии современной Чехии. Там они и разработали азбуку славянского языка. Братья вели христианскую проповеди церковную службу на славянском языке. Тот язык, для которого они придумали алфавит, именуется старославянским. Вместе с христианством старославянский язык, как язык церковной службы, пришел в другие славянские страны - Болгарию, Сербию, на Русь. Так древнерусский язык получил кириллицу в качестве алфавита, а на основе кириллицы возник современный русский алфавит.

Директор музея: ценнейшими письменными памятниками Древней Руси являются Повесть временных лет”, Русская Правда, устав и “Поучение Владимира Мономаха”.

3-й экскурсовод: Ценнейшими письменными произведениями являются летописи. Благодаря летописям мы многое узнаем об истории нашей страны. Велись летописи в монастырях или при княжеских дворах. Их авторами были монахи или священники. Для летописей они использовали и исторические записи былых времен, и народные предания, и иностранные исторические произведения. (Слайд 7 )

Крупнейшим центром Руси, где велись летописи, был Киево-Печерский монастырь. Здесь в начале XII в. монах Нестор осуществил свой грандиозный труд. “Повесть временных лет”.

Древнейший сохранившийся до нашего времени текст “Повести временных лет” находится в составе Лаврентьевской летописи.

Рассказ об истории славян начинается в “Повести” с упоминания о Всемирном потопе, после которого, согласно Библии, на земле в живых остались лишь семья благочестивого Ноя. Летописец подробно рассказывает о древней истории народов, живших на территориях, вошедших позднее в состав Киевской Руси, об их нравах и обычаях. В “Повести” подчеркивается единство языка и культуры, и созданный в 9 веке Кириллом и Мефодием письменности славянских народов. Летописец излагает легенду о призвании варягов, повествует о князе Рюрике и деяниях его потомков.

Русская Правда - памятник древнерусского права. Представляет собой три, возникшие в разное время, но тесно связанные между собой свода обычаев, законов и судебных решений, которые принято называть редакциями Русской Правды: Краткая Правда, Пространная

Правда, Сокращенная Правда. Наиболее важными считаются две первые части: “Правда Ярослава”, составленный при киевском князе Ярославе Владимировиче Мудром и “Правда Ярославичей”, составленные во 2-ой половине X в..

Важное место в Русской Правде занимают отношения между людьми по поводу собственности. В “Уставе Владимира Всеволодовича” особое внимание уделялось процентам по долгу, ограничил срок взимания процентов тремя годами, в течение которых должник выплачивал стоимость долга и один годовой процент.

Замечательным памятником древнерусской литературы стало “Поучение Владимира Мономаха”. Князь написал его незадолго до смерти, предчувствуя, что вскоре завершит свой жизненный путь. Мономах переживает пережитое и призывает сыновей жить в мире и согласии, соблюдать христианские заповеди, советует, что нужно делать, чтобы стать мудрым и справедливым правителем, храбрым воином, любящим отцом семьи.

“Поучение Владимира Мономаха” обладает такой удивительной силой убеждения, что летописец полностью включил его в “Повесть временных лет”.

Директор музея: 4-й зал. Зодчество в Киевской Руси. Большинство зданий Киевской Руси строились из дерева. К сожалению, ни одно из них не сохранилось до наших дней. Были разрушены и многие каменные сооружения во время разных трагических для нашей страны событий.

Работая древнерусские зодчие пользовались точными математическими расчетами, поэтому храмы так гармоничны и пропорциональны. Для строительства использовали кирпич, а на севере в ход шел известняк. Плиты из него получались белкаменные. (слайд 8,9)

4-й экскурсовод: При императоре Ярославе Мудром византийские архитекторы построили из кирпича Софийский собор.

Киевский собор относится к типу пятинефных крество-купольных храмов, типичных для византийской архитектуры. С севера, запада и юга он окружен двойным рядом галерей. Первоначально его увенчали 25 куполов, 13 из которых имели световые барабаны.

Стены собора выложены из плоского кирпича - плинфы и камня на розовом растворе извести. Монументальности внешней архитектуры Софийского собора вторит и организация его интерьеров.

Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской. - 200 квадратных метров мозаик, 3000 квадратных метров фресок.

Храмы Святой Софии были построены также в Полоцке и Новгороде. Новгородская София - одна из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий “мировое значение”.

Софийский собор отличается простотой форм и строгостью внешнего убранства очеркивающих его монументальную мощь. Принадлежит к типу пятинефных крестово-купольных храмов. С трех сторон его окружают двухъярусные галереи. Собор построен в основном из огромных камней с незначительным использованием кирпича. Первоначально стены собора не имели штукатурки, что придавало особую северную суровость, внутреннее убранство собора было более сдержанным. Этот храм стал символом Великого Новгорода, - недаром люди говорили: “Где Святая София, тут и Новгород”. (Слайд 10,11)

Каменными строили княжеские дворцы и крепостные башни. Несмотря на то, что городские стены Киева были сложены из дерева, центральный вход в город охраняли Золотые ворота с небольшой надвратной церковью Благовещения. Они были построены в 1030-х годах и частично дошли до нас. (Слайд 13)

Древняя складка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти метров. Ширина проезда - 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода высотой 8, 43, 11, 12 и 13, 36 метра. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности “смешанной” или “полосатой кладки”.

Внутренние стены храмов украшены мозаикой и фреской.

5-й экскурсовод: Храм поражал своим великолепием и роскошью внутреннего убранства. Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяли его огромное внутренне пространство. Под самым главным куполом произносились проповеди, совершались торжественные церемонии. (Слайд 14)

Прихожане видели на стенах Киевской Софии сверкающие золотом мозаики с сине-голубым, сиреневым, зеленым и пурпурными переливами. Всего насчитывалось 130 оттенков. Над головами молящихся в главном куполе размещалось изображение Иисуса Христа Вседержателя, в простенках - изображения святых, в Центральной апсиде - Богоматерь с возденными к небу руками - “Оранта”. (Слайд 15)

Свечи озаряли иконописные лики и воспламеняли мозаику. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под разным углом друг к другу, а свет падал, проливаясь сквозь проемы окон на них. Все изображения искрились, переливались разными цветами.

Храм украшали еще и фрески. Фресковая живопись наносилась на стены водяными красками по сырой штукатурке. На фресках Святой Софии можно было увидеть разнообразные сюжеты. Особый интерес представляют изображения семьи Ярослава Мудрого. Групповой портрет венчает 12 фигур. (Слайд 16,17)

Фрески показывают нам из жизни населения той эпохи: кулачный бой, цирк, ряженые и скоморохи, сцены охоты. Фреска Софии Киевской - единственный памятник светской живописи.

Живописцы древней Руси писали и на досках. Это была исключительно церковная живопись - иконопись. Образцами служили иконы византийских мастеров. Фигура Иисуса, Богоматери, святых, ангелов - изображались в соответствии со сложившимися правилами - канонами. Одухотворенные, просветленные лики святых воплощали неземную благодать. Они и сейчас смотрят на нас с прекрасных творений древнерусских художников. (Слайд18)

Директор музея; На этом у нас экскурсия закончилась. В нашем музее есть книга “Отзывов и предложений” прошу вас оставить свои заметки, для улучшения своей работы в дальнейшем.

3. Закрепление изученного материала.

  • Как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру?
  • Как вы думаете, почему среди горожан Древней Руси было много грамотных людей?
  • Каковы достижения древнерусского зодчества и живописи?

4. Подведение итогов.

Домашнее задания: параграф11-12 выполнить тесты.

Используемая литература

  1. Данилов А.А. История государства и народов России с древнейших времен до начала XVIв.: учеб для 6 кл. общеобраз. учеб. завед./ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина – М.: Дрофа, 2002
  2. Пчелою Е.В. История России с древнейших времён до концаXVI века: Учебник для 6 класса основной школы/ Е.В. Пчелов. – М.: ООО “ТИД “Русское слово- РС”, 2009
  3. Школьная энциклопедия “Руссика”. История России. 9-17 вв. – М.: Олма-Пресс Образование, 2003