Народные художественные промыслы России. Их истоки и современное развитие

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока: Формировать навыки росписи в традициях народного промысла, овладевать приемами и способами создания композиции ритма завершенного художественного образа.

Задачи:

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся о народных художественных промыслах.
  • Развивать умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России, создавая их с учетом формы и назначения предмета быта.
  • Закрепить навыки кистевой росписи.
  • Воспитывать уважение к творчеству народных мастеров и интерес к народным художественным промыслам.

Оборудование:

  • Зрительный ряд: произведения художественных промыслов Городца, Хохломы, Вятки, Гжели, Филимоново, Пермогорья, Мезена; таблицы с элементами и композициями кистевых росписей посуды, игрушек разных стилей.
  • Литературный ряд: Н. Григоренко. Частушки на темы народных промыслов.
  • Музыкальный ряд: вариации на тему русских народных песен в исполнении ансамбля русских народных инструментов. ТСО: магнитофон.
  • Материалы и инструменты: плотная белая и тонированная бумага, гуашь, кисть, ножницы.

Ход урока

На столах перед классной доской стоят произведения народных промыслов Хохломы, Вятки, Гжели, Филимоново, Пермогорья, Мезена и игрушки дымковские, каргопольские, филимоновские, абашевские.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, у нас сегодня не класс, а просто ярмарка народных ремесел. И не случайно выставлены эти произведения. Мы заканчиваем изучение народных промыслов. На уроке мы закрепим знания о народных промыслах и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Итак, у нас вами тема урока: “Ярмарка народных художественных промыслов”. Кем же мы с вами будем на этой ярмарке?

Ответ: Покупателями, продавцами, мастерами народных промыслов.

- Желания у вас разные, но всем вам_ и продавцам, и покупателям, и мастерам – необходимо хорошо знать то, что вы делаете, что вы продаете или покупаете. Значит нужно знать виды художественных промыслов, а именно: чем они отличаются друг от друга, как украшают изделия и какие особые приметы имеют узоры на посуде разных мастеров. Не спешите с ответами. Мы сегодня с вами построим урок по - особому.

- Давайте разделим класс на группы так, чтобы каждая группа могла выбрать один из промыслов. В группе будут мастера, которые изобразят изделие по мотивам промысла; продавцы, которые в конце урока представят изделие на нашу ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы всем хотелось его купить. Мастера же на ярмарке станут покупателями изделий других промыслов, и будут они задавать продавцам вопросы каверзные, хвалить их мастерство или критиковать за оплошности в их работе.

Ученики делятся на группы.

Сдвигаются по две парты для групповой работы. В центре рабочего стола появляются предметы выбранного промысла и карточки с элементами росписи, силуэтами игрушек или посуды в традициях выбранного промысла. Ребята составляют план работы и разделяются по виду деятельности: одни выполняют силуэты изделий, другие составляют эскизы композиции узоров для их росписи, а третьи тренируются в кистевой росписи.

Во время самостоятельной работы звучит музыкальная импровизация на тему русских народных песен. Учитель раздает ученикам, которые будут продавать изделия своего промысла, тексты стихов и частушек, посвященных этому виду творчества.

Учитель вывешивает на доску большой лист с надписью “Ярмарка” и изображением деревянного стола – прилавка, вертикальная плоскость которого представляет собой ряд карманов для помещения в них работ учащихся.

- Скоро ярмарка начнет работу. Поспешите представить свой товар на ярмарку. (Звучит веселая музыка “Задорные частушки”.)

Купцы дорогие, люди торговые,
на нашей ярмарке должны вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть.
И себя показать,
И товар свой продать.

По очереди выходят ученики из каждой художественной артели “расставляют” свои изделия на ярмарочный прилавок.

Ученик (из артели “Городец”).

Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И в цветах весь утопает,
До чего ж красивый он.
Конь копытом бьет,
Удила грызет,
А молодушка за водой идет.

Наши доски самые красивые, их украшают изображением цветов, птиц и коней. Иногда мастера рисуют на досках людей.

- Какие краски вы используете в росписях своих досок?

Ответ: (из артели “Городец”) масляные. Доски покрывают лаком, потому и долго служат хозяйкам, не теряя своей красоты.

Ученик: ваши росписи похожи на Полхов – майданские, в них тоже пишут цветы.

Ответ: (из артели “Городец”). Да, и мы пишем цветы, но их изображения не похожи на полховские по форме, т.е. наши сложнее и сказочные. И вообще, в Городце совсем другие приемы письма цветов: во – первых, полховские цветы пишутся анилиновыми водяными красками, и потому их изображения прозрачные, а мы пишем масляными. Во – вторых, полховские цветы пишутся в один слой и обводят тонкой черной линией, а наши цветы пишутся в несколько слоев, в их изображениях несколько оттенков одного цвета или разных цветов.

- Есть еще вопросы к мастерам и продавцам артели “Городец”?

Нет. Кто еще привез свой товар на ярмарку?

Ученики (из артели “Гжель”).

А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
Под Москвою мы живем.
Глину месим и поем.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
Чашки, блюдца, самовары
Знают люди всей Земли.
Мы и к вам полно товару
Для продажи привезли.

Ребята (из артели “Жестово”).

Мы приехали к вам в гости
На веселый праздник ваш.
Посмотрите на подносы –
Это ж просто вернисаж.
Черный фон сияет лаком,
А на нем цветов краса.
Алых, желтых с красным маком –
Это просто чудеса.
Колокольцы распустились,
Незабудки встали в ряд,
Засверкали, заискрились,
Покупайте все подряд!
В мире нет таких подносов,
Они словно вешний сад.
Лучше их вы не найдете,
Покупайте, стар и млад.

Ученики (из артели “Филимоновская игрушка”).

Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки
Филимон с гармошкой, с внуком Филимошкой!
- Вы откуда, Филимоны?
- Мы из Филимоново!
- Обогнали мы в дороге
Пешего и конного.

Ученики (из артели “Дымковская игрушка”).

Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки вятские на все манеры;
Вот и барышни, и кавалеры.
У барышень алые щечки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки.
Хоть весь базар обойдете,
Лучше барышень не найдете.
Игрушки наши повсюду славятся.
Подходите скорее, и вам понравятся.
- Закончила работу наша ярмарка.
Кто смел,
Тот успел
И себе показать,
И товар свой продать.

Итог урока.

- Все хорошо поработали и проявили отличные знания народных художественных промыслов, кое-что новое узнали о народных мастерах и произведениях народного творчества, которыми мы вправе гордиться, так как они известны на весь мир. Ваша коллективная работа “ярмарка” будет украшать интерьер школьной столовой и

Заключение.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников  как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающие потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательной процесс урока и как метод обобщения знаний  и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.

Опыт моей работы показал, что мои уроки формируют эмоциональную культуру младших школьников, развивают коммуникативные навыки, активизируют творческую самостоятельность даже у детей с недостаточно развитыми навыками изобразительной деятельности. Задача каждого моего урока коллективного творчества – научить  каждого ребенка работающего в группе видеть своего товарища и совместно с ним развивать творческий сюжет.

Коллективное творчество пробуждает в детях отзывчивость и внимание, умение и результатом своей работы я могу считать то, что:

- развитие коммуникативных навыков дает ребенку освоить богатейшую гамму человеческих эмоций, чувств.

- детям будет легко уловить настроение работающих с ними в одной группе.

- умение управлять своими чувствами и эмоциями, где-то их скрывать, где-то давать им волю – необходимое качество для каждого.