Как сохранить интерес к чтению в век компьютеров и смартфонов? Этот вопрос занимает многих людей – представителей культуры, образования, общественности – несколько последних десятилетий. Меня как учителя вообще и учителя начальных классов в особенности тоже давно занимает этот вопрос, поскольку считаю, что некоторую ответственность за формирование интереса к чтению и читательской культуры несет первый учитель. Думаю, что один из способов приобщить детей к чтению – это проведение литературных уроков-праздников.
Праздник читательских удовольствий ... Это сочетание слов я, к своему сожалению, услышала только тогда, когда окунулась в преподавание курса “Литературное чтение как предмет эстетического цикла” авторов Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).
“Задача уроков из цикла “Праздник читательских удовольствий” состоит не столько в том, чтобы научить чему-нибудь детей, сколько в том, чтобы предоставить им возможность пережить эстетическую эмоцию, причем речь идет о коллективном переживании, объединяющем людей. Подобных уроков не должно быть много, но они обязательны для обучения литературе как предмету эстетического цикла: ведь искусство обращается к нашему уму через сердце, всегда стремится вернуть нам единство с себе подобными и со всем окружающим миром”. [1]
Авторы программы называют эти уроки “пафосными”. “Пафос – это то ведущее, главное настроение, которое должно “захватить” во время урока всех его участников – и детей, и взрослых. Главное настроение сопровождается множеством оттенков, целой гаммой чувств, и это богатство должно приоткрыться детям. На таком уроке никто ничего не объясняет, никто ни о чем не рассуждает, но все действуют: активно “опознают” то или иное чувство в разных произведениях разных видов искусства: словесного, изобразительного, музыкального и т.д.
Уроки-праздники желательно готовить вместе с учителями других дисциплин художественного цикла. Но можно работать и “внутри” своего предмета, активно привлекая материал других видов искусства”. [1]
Надо сказать, праздники читательских удовольствий являются одними из любимых литературных уроков моих учеников. И даже если программа по литературному чтению не предполагает проведение таких праздников, их можно проводить и как внеурочную деятельность. В данной статье, как пример, предлагается один из таких праздников, осенний – “Прогулка по осенним дорожкам”.
Цель.
Создать условия для коллективного
переживания эстетической эмоции от ощущений
осеннего времени года.
Подготовка к уроку-празднику.
Предупредить детей о предстоящем празднике.
Ход праздника
Слайд 1-2
У: – Дорогие ребята, уважаемые взрослые, сегодня мы проведем свой первый литературный урок-праздник. Он так и называется “Праздник читательских удовольствий”.
Слайд 3
Диалог 2-х мальчиков
Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – бродить в тумане,
Ветру – в трубах завывать.
Солнцу – стынуть, тучам – литься,
Нам с тобой – идти учиться.
“Что случилось?” – мы вас спросим.
Д: – Это наступила осень.
Слайд 4
Стихотворение Е. Трутневой “Осень” (читает ученик)
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетают журавли.Все летит!
Должно быть, это
Улетает наше лето.
Подводятся итоги конкурса рисунков на тему: “Осень – красавица!”, которые ребята принесли до праздника.
У: – Как много красок мы видим вокруг с приходом осени. Но такое буйство красок вызывает разные настроения у разных людей. А какое настроение вызывает у вас осеннее разноцветье?
Д: – отвечают.
У: – Я предлагаю вам сегодня прогуляться по осенним дорожкам, чтобы пережить еще раз те чувства и настроения, которые приносит нам осень.
Слайд 5
Песня “Осенние дорожки”
У: – Первая дорожка, по которой мы пойдём – “Урожайная”. В народе говорят: “Весна красна цветами, а осень плодами”.
Слайд 6
У: – На самом деле краски собранного урожая тоже вносят с вою лепту в осенний фейерверк. Это и золото собранного зерна, и желтый цвет, а так же все оттенки красного в спелых фруктах и ягодах, это самые смелые цвета плодов с огородов и т.д.
1 ученик
Наша осень правда золотая
Как её иначе назову?
Листья помаленьку облетая,
Устилают золотом траву.
2 ученик
Солнышко, то спрячется за тучи,
То раскинет жёлтые лучи.
И сидит поджаристый, пахучий
С золотистой коркой хлеб в печи.
В огородах овощи поспели.
Можно заготавливать их впрок,
Чтоб зимой огурчики хрустели,
Попадая деткам на зубок.
1 ученик
Яблоки румяные, крутые
То и дело шлёпаются вниз,
И зерна потоки золотые
Из колхозов морем разлились.
У: – Ребята, а вы знаете, как хлеб к нам на стол приходит?
Д: – (отвечают...)
У:
– Да, не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Слайд 7-15
Презентация “Как хлеб на стол пришел?”
Учитель готовит вопросы к презентации на рассмотрение этапов выращивания хлеба и профессий, задействованных в этом процессе. (Беседу провести легко, быстро, ненавязчиво в течение 2-3мин). С помощью иллюстраций презентации ребята отвечают на вопросы сами или с помощью взрослых.
У: – Поэтесса Ирина Токмакова написала стихотворение “Что такое хлеб?”
Учитель читает стихотворение.
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: “Хлеб”.
Золотой простор бескрайний.
Там работают комбайны.
Мы говорим: “Хлеб”.
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: “Хлеб”.Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: “Хлеб”.Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
У: – Вот какое коротенькое, но ёмкое слово – “хлеб”. Люди называют еще хлеб “чудом земли”. Почему, как вы думаете?
Слайд 5
У: – Есть у осени дорожка – самая красивая. Называется она “Листопадная”.
Листопад прекрасное явление, которое можно наблюдать только осенью. Ф. Тютчев в своем стихотворении “Листья” по-своему описал это удивительно красивое явление.
Слайд 16
Ученик читает стихотворение Ф. Тютчева “Листья”.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Слайд 17
1 ученик:
Наберу я листьев груду,
Ведь они сейчас повсюду.
В октябре и стар и млад,
Наблюдает листопад.
(Л. Луканова)
2 ученик:
Посмотри, как день прекрасен
И как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень,
Без огня пылает клён.
1 ученик:
И кружится над поляной,
Как жар-птица лист багряный
И багряны, как рубины,
Рдеют ягоды рябины
В ожидании гостей –
Красногрудых снегирей.
2 ученик:
На пригорке, в рыжих листьях,
Словно в пышных шубах лисьих,
Величавые дубы
С грустью смотрят на грибы.
1 ученик:
День, меж тем, к концу подходит,
В яркий терем спать уходит
Солнце красное с небес...
Гаснут листья. Меркнет лес.
(И. Мазнин)
Слайд 18
2 ученик:
Лишь рябинки на опушке
В ярких платьицах воздушных
Ждут вечерний этот час,
Чтоб начать свой чудный вальс.
(О. Пугачева)
Вальс рябинок.
Слайд 5
У: – А следующая дорожка “Дождливая”, но не бойтесь промокнуть под дождем, вы услышите только его шум. Просто, не бывает осени без дождя.
Слайд 19
1 ученик:
Дождинки холодные наполняют лужи
Воробьи голодные просятся на ужин
И на ветке листок
Весь до ниточки промок
Слайд 20
Песня “Дождик”
У: –Ребята, а какое настроение вызывает у вас дождливый осенний день?
Д: отвечают
Слайд 21
Слышится легкий шум дождя.
Ученик читает стихотворение Я. Акима “Осень”
Дождь, дождь
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля,
Вся земля
От воды размокла.Воет, воет
За окном
Недовольный ветер.
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих петель.Ветер, ветер, не стучи
В запертые сени;
Пусть горят у нас в печи
Жаркие поленья.Руки тянутся к теплу,
Стекла запотели.
На стене
И на полу
Заплясали тени.Собирайтесь у меня
Слушать сказку у огня!
Слайд 22
Сказка “Поцелуй осени” (можно заменить другой)
Осенью наш город особенно красивый. Разноцветные наряды надевают деревья и кустарники. В городском парке – настоящий осенний бал! Мы с мамой и сестренкой Олесей любим гулять по осеннему парку.
Однажды с нами приключилась такая история.
Идем мы как-то по парку. Красота кругом необыкновенная! И мы любуемся этой красотой. Каждое дерево в своем наряде: березы надели желто-зеленые платья и белые сапожки, рябинки – в оранжевых сарафанчиках стоят, осинки в красные костюмчики оделись, а кедры – в темно-зеленых пиджаках. Настоящий парад костюмов!
С осинки слетел листок и прилип к щечке Олеси. Олеся взяла его за черенок и хотела выбросить, но листок вдруг зашептал:
– Здравствуй, девочка! Как тебя зовут?
– Меня зовут Олеся, – испуганно прошептала сестренка.
– Не спеши меня выбросить, Олеся. Я ведь не простой листок, а волшебный. Я умею исполнять желания. Чего ты хочешь?
– У меня есть только одно желание, – сказала Олеся, – я хочу стать художницей.
Листочек только ответил: “Хорошо!” и улетел вместе с ветром.
Прошло много времени. Все забыли про эту историю с волшебством. Да и волшебства-то, вроде бы, никакого не было. Олеся подросла и пошла в школу. Как-то в школе проводили конкурс на лучший осенний рисунок, и моя сестра стала победителем. И тут мы вспомнили давнее приключение в парке, похожее на сказку. Мама сказала: “Это тебя Осень поцеловала, дочка!”
Слайд 5
О: – Последняя осенняя дорожка “Прощальная”.
Слайд 23
Мы прощаемся с птицами, которые улетают в тёплые края, с солнышком летним горячим, с густыми кронами деревьев, дающими прохладу в жаркий летний день, с цветами, с голубым небом и ... природа плавно погружается в состояние ожидания зимы.
Ученик читает стихотворение.
Улетают, улетели...
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
улетели журавли.Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел!Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
улетели и грачи.
(Е. Благинина)
Слайд 24
У:
– Медленный осенний дождик моросит,
За окном на ветке скворушка грустит.
И стоит березка, голову склонив.
Вот какой печальный осени мотив.
Песня “Скворушка прощается”
У: – Наш праздник подходит к концу. Скажем спасибо осени за прекрасный праздник, за прогулку по осенним дорожкам.
У: – Но грустить мы не будем. Потому что осень все-таки прекрасное время года.
Слайд 25
Осень-швея (стихотворение читает ученик или учитель)
Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.
Листочки на выбор - любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.
Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.
(Татьяна Гусарова)
Ребята прикрепляют свои листочки к веточке, нарисованной на листе бумаги.
Песня “Чудная пора”
Музыкальное сопровождение праздника
Список литературы
- Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. (2003). Литература как предмет эстетического цикла. 2 класс. методическое пособие для учителя. М. Оникс.
- Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. (2002). Литературное чтение. Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы.
- http://lel.khv.ru/