Структура урока.
I этап. Организационный. (2 минуты)
Приветствие, чёткая постановка цели и задач урока, настрой на работу, концентрация внимания.
II этап. Устный счёт “Чудесное дерево”. (4 минуты)
Учитель:
- Чтобы узнать название чудесного дерева, вам надо заполнить таблицу ответов, решив данные выражения:
+21 | ||||||
24 | 48 | 32 | 56 | 64 | 160 | 80 |
: 8 |
Е | Н | Б | О | Е | У | В | |
а + 21 | |||||||
а : 8 | |||||||
А | К | Ч | Т | Р | Л | Х | |
(Учитель приглашает детей по очереди к доске. Они записывают ответы в таблицу.)
Вариант заполнения таблицы:
Е | Н | Б | О | Е | У | В | |
а + 21 | 45 | 69 | 53 | 77 | 85 | 181 | 101 |
а : 8 | 3 | 6 | 4 | 7 | 8 | 20 | 10 |
А | К | Ч | Т | Р | Л | Х |
Учитель:
- Выберите ответы – двузначные числа и расположите их в порядке возрастания.
(Ответ учащихся:
10 | 20 | 45 | 53 | 69 | 77 | 85 |
Х | Л | Е | Б | Н | О | Е |
Учитель:
- Верно, теперь мы с вами знаем название этого дерева. Хлебное дерево растёт в Азии и внешне напоминает дуб. Местные жители очень любят и ценят это замечательное дерево. Остаться голодным рядом с хлебным деревом невозможно. Его похожие на ананас плоды прокалывают и оставляют на ночь. К утру мякоть плода начинает бродить, и из неё можно печь хлеб, который имеет сладкий вкус. Одно дерево может прокормить семью из 4-5 человек.
- Давайте узнаем массу плода хлебного дерева: 3кг – 2000г = ?
(Учащиеся решают задачу, записанную на доске.)
(Ответ учащихся: 1кг = 1000г, значит в 3кг = 3000г.
3000 – 2000 = 1000 (г)
1000г = 1кг.
Ответ: масса плода хлебного дерева = 1кг.)
Учитель:
- Молодцы, ребята, теперь перейдём к следующему этапу нашей работы.
III этап. Закрепление ранее изученного материала.(9 минут)
Наблюдение.
Учитель:
- Ребята, рассмотрите выражения, данные в учебнике на странице 37 вверху.
- Назовите, какие действия они содержат?
(Ответ учащихся. Данные выражения содержат действия сложения, вычитания, умножения и деления.)
Учитель:
- Объясните, в какой последовательности надо выполнять решение выражений, в которых есть скобки и разные арифметические действия?
(Учащиеся воспроизводят правило выполнения порядка действий со скобками и без скобок.)
- сначала вычисляют значение выражений в скобках;
- если в выражение без скобок входят только сложение и вычитание или только умножение и деление, то действия выполняют в том порядке, в каком они записаны: слева направо;
- если в выражение без скобок входят не только сложение и вычитание, но и умножение или деление или оба этих действия, то сначала выполняют по порядку (слева направо) умножение и деление, а затем сложение и вычитание.
Учитель:
- Ребята, давайте ещё раз прочитаем алгоритм наших действий при решении примеров в несколько действий (алгоритм воспроизведён на магнитную доску с помощью ноутбука).
(Дети читают правило.)
Помни: прежде чем приступить к
вычислениям, надо рассмотреть выражение
(выяснить, есть ли в нём скобки, какие действия в
нём имеются) и только после этого выполнять
действия в следующем порядке:
|
Коллективная работа.
Учитель:
- А теперь разберем и объясним порядок действий в предложенных выражениях.
(Учитель прикрепляет карточки с выражениями на магнитную доску. Дети под руководством учителя объясняют порядок действий в выражениях.)
Учитель:
- Какие действия содержит данное выражение 30 +15 - 6?
(Ответ учащихся: Выражение 30 + 15 - 6 содержит действия сложения и вычитания.)
Учитель:
- В какой последовательности надо выполнять действия?
(Ответ учащихся: По порядку слева направо.
30 + 15 = 45,
45 – 6 = 39 )
Учитель:
- Рассмотрим другое выражение 18 : 3 + 4 х 3 .
- Какие действия содержит данное выражение?
(Ответ учащихся: Выражение 18 : 3 + 4 х 3 содержит действия деления, сложения и умножения.)
Учитель:
- В какой последовательности надо выполнять действия?
(Ответ учащихся: Сначала надо выполнить деление, умножение, а потом сложение.
18 : 3 = 6,
4 х 3 = 12,
6 + 12 = 18
Выражение 12 + 6 : 2 – 7 х 2 .
(Ответ учащихся: Выражение содержит сложение, деление, вычитание, умножение.
В нём нет скобок, значит, сначала выполняются деление, умножение слева направо, а затем сложение и вычитание по порядку слева направо.
16 : 2 = 8,
2 х 3 = 6,
16 : 4 = 4,
8 – 6 = 2,
2 + 4 = 6 )
Выражение 70 : (3 + 7) + 24.
(Ответ учащихся: Это выражение содержит действия: деление, сложение.
В нём есть скобки, значит, первым действием выполняем действие в скобках, затем деление, а потом сложение.
3 + 7 = 10,
70 : 10 = 7,
7 + 24 = 31 )
Физкультминутка для кистей рук. (1,5 минуты)
Самостоятельная работа.
(Все остальные выражения учащиеся выполняют самостоятельно, с последующей взаимопроверкой. Учитель открывает на доске правильный вариант решения выражений. Дети сверяют варианты ответов.)
IV этап. Постановка проблемного вопроса. (3 минуты)
Учитель:
- На доске вы видите пример. Попробуйте решить его.
18 : (11 – 5) + 47 – 12 : ( 3 х 2) – 2 =
- Установите последовательность решения данного выражения.
(Варианты ответа детей.)
Физкультминутка. (Проводится комплекс упражнений для выработки правильной осанки.) (2 минуты)
Поднимает руки класс – это “раз”,
Повернулась голова – это “два”,
Руки вниз, вперёд смотри – это “три”,
Руки в стороны пошире развернули на “четыре”,
С силой их к плечам прижать – это “пять”.
Всем ребятам тихо сесть это “шесть”.
V этап. Работа над пройденным материалом. (9 минут)
1. Работа с учебником.
Учащиеся под руководством учителя вспоминают правило нахождения неизвестного множителя и произведения чисел. Выполнение №4 стр.36 учебника проводится в устной форме.
2.Решение задач.
1) Решение задачи №1.
Учитель:
- Прочитайте задачу №1 стр.24.
(Чтение детьми условия задачи.)
Анализ условия задачи:
- Сколько жёлтых рядов кубиков?
(Ответ учащихся: 2 ряда жёлтых кубиков.)
- По сколько кубиков в каждом ряду?
(Ответ учащихся: По 8 кубиков в каждом ряду.)
- Сколько красных кубиков было в коробке?
(Ответ учащихся: 16 красных кубиков.)
- Каков вопрос задачи?
(Ответ учащихся: Сколько всего кубиков было в коробке?)
Учитель:
- Запишем краткую запись условия задачи.
Учитель:
- Задача простая или составная?
(Ответ учащихся: Задача составная.)
- Что надо найти, прежде чем ответить на главный вопрос задачи?
(Ответ учащихся: Мы должны узнать, сколько жёлтых кубиков упаковщица уложила в коробку.)
- Как это можно найти?
(Ответ учащихся: Надо 2 х 8.)
- После этого можно узнать, сколько всего кубиков было в коробке?
(Ответ учащихся: Да. Надо к 16 прибавить полученный результат.
Учитель:
- Запишите решение и ответ самостоятельно.
8 х 2 = 16 (к.) – жёлтых.
16 + 16 = 32 (к.) – всего.
Ответ: 32 кубика было в коробке.
2) Решение задачи №2 устно.
(Задание разбирается с комментированием у доски. Запись условия оформляется таблицей. Решение проговаривается, но не записывается.)
В 1 ряду Количество рядов Всего стульев Одинаковое 3 р. 24 ст. Одинаковое 2 р. ? ст.
Беседа.
Учитель:
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи?
(Ответ учащихся: Нет, нельзя.)
- Почему?
(Ответ учащихся: Чтобы узнать, сколько стульев в двух рядах, надо знать, сколько было рядов и сколько стульев в одном ряду.)
- Что нам из этого известно?
(Ответ учащихся: Мы знаем, что было 2 ряда.)
- А что не известно?
(Ответ учащихся: Не знаем, сколько стульев в одном ряду.
- А это можно узнать?
(Ответ учащихся: Да.)
- Как? Каким действием?
(Ответ учащихся: Действием деления. Надо 24 : 3. Получится 8 стульев.)
- Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи?
(Ответ учащихся: Да, сможем.)
- Как? Каким действием?
(Ответ учащихся: Умножением. Полученный результат 8 умножим на 2.)
- Сколько стульев в двух рядах?
(Ответ учащихся:16 стульев.)
3) Решение геометрической задачи в устной форме.
Учитель:
- Прочитайте задачу №6. (Чтение детьми условия геометрической задачи.)
- Что такое периметр?
(Ответ учащихся: периметр – это сумма длин всех сторон многоугольника.)
- Какая перед вами фигура? (квадрат)
- Можем ли мы найти периметр квадрата?
- (Ответ учащихся: Нет. Нужно измерить сторону.)
(Дети находят длину стороны квадрата.)
(Ответ учащихся: сторона квадрата равна 25 мм.)
- Как найти периметр данного квадрата?
(Ответ учащихся: 25 + 25 + 25 + 25)
- Чему равен периметр?
(Ответ учащихся: 100 мм = 10см)
Физкультминутка. (1.5 минуты)
(Гимнастика для глаз.)
4) Самостоятельная работа учащихся.
Задание по вариантам:
1 вариант: найти периметр треугольника KLM (№ 6 стр. 24)
2 вариант: найти периметр прямоугольника NOPT (№6 стр. 24)
(Дети решают самостоятельно с последующей самопроверкой.
Проверка: учитель открывает закрытую до этого момента часть доски, на которой записано верное решение этих заданий. Дети сверяют ответы.
VI этап. Подведение итогов урока. Инструктаж домашнего задания. (3 минуты)
Учитель:
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
(Ответ учащихся: Мы учились решать выражения со скобками и без скобок.)
- Что повторяли сегодня?
(Ответ учащихся: Мы решали примеры и задачи разного характера.)
Рефлексия.
- На сколько каждый удовлетворён результатами работы на уроке? ( Оценки выставляются с учетом самооценки учащихся и рецензий одноклассников.)
Оценивание работы учащихся:
- Сегодня меня порадовало...
- Сегодня меня огорчило...
- Сегодня я узнал новое...
- Мне было интересно, т.к....
2. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
1) Всем решить № 6 стр. 36.
2) Дифференцированное задание в тетради с печатной основой стр.15:
(Задание распределяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся.)
- 1 группа - № 1;
- 2 группа - № 1, 2;
- 3 группа - № 1, 2, 3.
Учитель:
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке.