Урок как акт деятельности. Цели и функции участников (на примере "Алгоритмы и способы их описания")

Разделы: Информатика


Основной целью образовательного процесса является профессионально-личностное развитие будущего специалиста. Именно эта цель определяет содержание учебного процесса, формы и методы работы, отношения, складывающиеся в процессе образования и, соответственно, результаты деятельности. Технологии, направленные на личностно-развивающее обучение, предполагают не только накопление знаний, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации будущего специалиста, развитие его познавательных способностей.

При традиционном подходе к обучению у обучающихся как бы утрачивается способность думать, размышлять, т.к. в основном за него думает преподаватель: излагая те сведения, которые должны быть усвоены, ставит вопросы и предлагает ответы на них, формулирует задачи и объясняет способы их решения. Обучающийся должен запомнить все это, повторить учебный материал дома и выполнить упражнения, необходимые для тренировки усваиваемых навыков. Такая работа не требует от обучающегося выполнения полноценной интеллектуальной деятельности, которая необходима для самостоятельного творческого усвоения знаний. В результате такого обучения в течение нескольких лет многие становятся интеллектуально пассивными. Таким образом, не выполняется основная задача обучения - научить обучающегося учиться, сохранить и развить познавательную потребность обучающихся.

Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной активности, является проблемное обучение. Используя проблемные методы обучения, убеждаешься, что они эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию обучающихся, а поиск решения – понимание материала большинством учебной группы.

Центральное место в проблемном обучении занимает исследовательский метод. Этот метод предполагает построение процесса обучения аналогично процессу научного исследования. Осуществление основных этапов исследовательского процесса происходит, разумеется, в упрощенной, доступной обучающимся форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения. Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые, что является стимулом для дальней познавательной творческой деятельности и развития обучающихся как на учебных занятиях, так и во время их самостоятельной работы.

Система действий преподавателя и  обучающихся на разных этапах проблемной ситуации по О.Н. Хижняковой [3]

Этапы Действия учителя Действия учащихся
Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию Ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию. Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся Выявляют противоречие или ранее неизвестное в предложенном задании
Анализ проблемной ситуации  Организует работу по актуализации знаний, определению области знания и незнания учащимися, подводит к формулировке проблемы. Высказывают различные мнения по обнаруженному противоречию, выявляют область недостающего знания, формулируют выявленную проблему, определяют потребность в новом знании, способе действия
Поиск решения проблемы Организует поисковую, исследовательскую деятельность учащихся Осуществляют отбор гипотез, выбирают метод решения проблемы
Решение проблемы Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Осуществляют решение проблемы с помощью выбранного метода, фиксируют алгоритм решения проблемы в принятой форме (буквенной, графической)
Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, осуществляют самоконтроль, самооценку.

Главная функция преподавателя - управление процессами обучения, воспитания, развития.

Преподаватель призван не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессом воспитания. И чем отчетливее он понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет он своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы за “кадром”, за пределами свободно осуществляемого обучающимися, а на самом деле - управляемого педагогом выбора.

Знающий педагог обязан не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове обучающегося.

Первая функция преподавателя, возникающая уже на стадии планирования урока - целеполагание. Цель - ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда преподавателя и его учеников к их общему же результату. Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения, цель – результат, сводя к минимуму неизбежные разногласия в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников педагогической системы. Управление процессом обучения основывается на знаниях обучающихся: уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности и развития. Это достигается:

• Диагностированием. Без знания особенностей физического и психического развития обучающихся, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средств ее достижения.

• Прогнозированием. Оно выражается в умении преподавателя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях, определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного качества.

• Разработкой плана учебно-воспитательной деятельности в целом и поурочных планов.

На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную, рефлексивную и коррекционную функции.

Организационная - в основном связана с вовлечением обучающихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Информационная - учитель источник информации для обучаемых. Предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции - позволяют создать преподавателю действенные стимулы, благодаря которым будет развиваться процесс, в нем будут происходить намеченные изменения. Проявляются достижения обучающихся, становятся более понятными причины неудач, срывов, недоработок. Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

На этапе рефлексии преподаватель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли проблемы, как избежать этого в дальнейшем.

Методическая разработка урока по теме “Алгоритмы и способы его задания”

Цели обучения

Цели образовательные:

  • Выработать понятия: алгоритм, исполнитель, команда, СКИ
  • Научить записывать алгоритм
  • Выделить свойства алгоритма

Цели развивающие:

  • Развивать познавательный интерес
  • Формировать приемы логического мышления: умение сравнивать, обобщать, абстрагироваться, делать выводы
  • Применять знания из других предметных областей

Цели воспитательные

  • Показать применение алгоритмов в жизнедеятельности человека
  • Воспитывать коммуникативные качества, культуру межличностных взаимоотношений
  • Прививать чувство товарищества, взаимовыручки
  • Воспитывать аккуратность в работе, трудолюбие
  • Повышать интерес к историческим событиям, связанным с происхождением изучаемых понятий, терминов, законов
  • Способствовать развитию навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной деятельности

Содержание

АКТ деятельности.pptx По этой ссылке открывается презентация, в которой схематически отражаются цели, планируемый и реальный достигнутый результат урока, поэтапно представлены основные виды деятельности на уроке.

Материал к уроку

Для выработки первого понятия АЛГОРИТМ, которое интуитивно знакомо всем, преподаватель предлагает провести игру, известную под именем французского математика Боше. Игра Баше.pptx (По этой ссылке можно посмотреть презентацию). Результатом игры будет выработка частного алгоритма, т.е. действий, направленных на достижение поставленной цели – выиграть игру. Далее на основе презентации Примеры для вывода понятия АЛГОРИТМ.pptx учащимся предлагается обсудить примеры и найти характерные признаки понятия “алгоритм”.

Основной материал содержится в презентации Алгоритм и его свойства.pptx

Материалы, представленные в презентациях, находятся в Приложении.

Общеучебные компетенции, формируемые на уроке

На каждом этапе урока, занимая активную позицию, участвуя во всех видах деятельности, обучающиеся используют сформированные ранее общеучебные компетенции и расширяют их.

Этап урока Формируемая компетенция
I коммуникативная компетенция

компетенция саморазвития

II компетенция саморазвития
III информационная компетенция коммуникативная компетенция

компетенция саморазвития

IV компетенция саморазвития

коммуникативная компетенция

V компетенция самоорганизации

коммуникативная компетенция

VI компетенция саморазвития

Информационная компетентность заключается в умении обучающегося использовать поток информации, извлекать  главное, анализировать и передать ее окружающим.  Информационная компетентность – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами.  Одной из самых распространенных информационных систем нашего общества на сегодняшний день является сеть Интернет. Интернет приобрел свою популярность благодаря  неограниченному потоку информации любого рода в режиме реального времени.

Коммуникативная компетенция включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Компетенция личностного саморазвития направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам обучающийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Компетенция личностной самоорганизации заключается в умении обучающегося сосредоточиться на выполнении конкретного задания, планомерно выполнить необходимые для этого действия, правильно распределить выделенный временной ресурс и т.д.

Педагогические методы и приемы

Осуществляя деятельно-личностный подход в обучении, необходимо уделять большое внимание действиям обучающихся на каждом этапе урока, организовывать, направлять эту деятельность, стимулировать инициативу учащихся. (см. рисунок 2)

I этап – выработка понятия АЛГОРИТМ – применяется проблемный метод (запускается “механизм интереса”).

Обучающимся предлагается, используя метод наблюдения над фактами, решить проблему “что нужно сделать, чтобы выиграть?” - сформулировать частный алгоритм выигрыша в игре Баше, далее рассмотреть примеры и методом рассуждений определить какие из них являются алгоритмом, какие нет, и почему. Затем с помощью дедуктивного метода анализа сформулировать общее понятие алгоритма. Выработанное понятие фиксируется в конспектах.

II этап – историческая справка – применяется обьяснительно-иллюстративный метод (словесный). Основные положения фиксируются в конспектах.

III этап – выявление свойств алгоритма – группа делится на четыре малых группы, каждой группе предоставляется выход в Интернет для поиска информации по заданию, далее следует обсуждение, преподаватель задает проблемные вопросы, используются приемы: обращение к базовым знаниям, использование информационных источников, объяснение на примерах, сопоставление, синтез. Обобщенные результаты фиксируются в конспектах.

IV этап – способы задания алгоритмов - применяется обьяснительно-иллюстративный метод (словесный), наглядный метод (материалы презентации). Основные положения фиксируются в конспектах.

V этап – обучающиеся, самостоятельно (допускается формирование малых групп) выбрав один из способов задания алгоритма, строят алгоритм “Я строю дом” (актуальная тема для строительного колледжа) – применяется практический метод работы.

VI этап - на заключительном этапе подведения итогов занятия применяется метод рефлексии. Обучающиеся совместно с преподавателем подводят итоги, обсуждают, что нового они узнали на уроке, проводят логическую цепочку своих действий, отвечают на вопросы “Что я узнал?”, “Как я это сделал?”, “Что еще я могу сделать подобным образом?”.

Подобные вопросы:

  • Что ты понял?
  • Чего ты не понял на уроке?
  • Где ты ошибся и почему?
  • Укажи причины успехов и неудач
  • Что вам дало понятие алгоритма?
  • Каков смысл данного урока?
  • Ты можешь построить алгоритм для любой математической или физической задачи по пройденному материалу?

Средства обучения

На занятии используется мультимедийный проектор для демонстрации презентаций.

Организационная форма

Данное занятие – урок получения новых знаний - можно отнести к типу “исследование”.

Список литературы

  1. Ш. Амонашвили Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности Изд. “Амрита”, 2010
  2. Г.Ф. Вечорко Основы психологии и педагогики, Изд. “Тетра Системс”, 2009
  3. О.Н. Хижнякова Современные образовательные технологии Изд. “КМК”, 2007
  4. Т.В. Минькевич Модель методической системы обучения информатике Изд. “Логос”, 2011
  5. Е.Н. Степанов, Н.Л. Амосенок, И.Ф. Горелик Личностно-
  6. ориентированный подход в педагогической деятельности Изд. “Сфера”, 2006
  7. Развитие субъекта образования. Проблемы, подходы, методы исследования под редакцией Е.Д. Божович Изд. ПЕР СЭ, 2005
  8. Приложение 1 Презентация “Урок – акт совместной деятельности преподавателя и обучающихся”
  9. Приложение 2 Презентация “Игра Баше
  10. Приложение 3 Презентация “Примеры для вывода понятия АЛГОРИТМ
  11. Приложение 4 Презентация “Алгоритм и его свойства”