Классный час "Наши обиды". 7-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 7


Цель: способствовать формированию навыка положительного выхода из некомфортных жизненных ситуаций.

Задачи:

  • Помочь осознанию многообразия причин и мотивов психологически травмирующих ситуаций;
  • Помочь детям в выработке положительных выходов из некомфортных ситуаций, в преодолении конфликтов;
  • Способствовать улучшению взаимоотношений в коллективе, оказать влияние на семейный климат.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

- Сегодня наш классный час посвящен теме “Наши обиды”. Мне кажется, что это очень важная тема: как часто мы бывает обижены, как часто нам бывает плохо и горько оттого, что что-то не ладится во взаимоотношениях с другими людьми.

Если уж начинать разговор о наших обидах, то только не для любования ими, а для того чтобы:

  • научится преодолевать свои обиды;
  • как можно реже обижать других.

Причин обид очень много, попробуем в общих чертах обрисовать основные причины и пути выхода из этих ситуаций:

Причины обид Пути преодоления Примечания
Предательство, коварство, измена

Вы считали его своим другом, доверяли ему, посвящали во все свои тайны – и вот он вероломно разорвал вашу дружбу и даже, может быть, надругался над нею.

И ты, Брут?

Обиженный склонен все преувеличивать и драматизировать (воровство яблок – отказ)

Не я ли сам – причина измены.

Это тоже духовный опыт, надо жалеть о потере друга, не допустить злопамятства.

На доску вывешиваются таблички синего цвета с названием причин обид
Издевательства, издевки.

Найдя у вас какие – то недостатки или, считая вас слабым человеком, человек начинает откровенно третировать вас, унижая ваше человеческое достоинство. Ваше смущение и скорбь еще более добавят ему злобной радости.

Тяжело переносить издевательства и оскорбления.

Обычно люди в этой ситуации:

-- применяют силу;

-- отвечают оскорблением;

-- расстраиваются;

-- обижаются;

-- не разговаривают

Насмешки и замечания тоже нетерпимы нами

(Обидчик видит “бревно” в чужом глазу, а там только соринка, сучок)

Чаще всего замечаем в других то, что сами постоянно делаем.

Безупречный не упрекает, он прощает.
В. Гюго

Я, конечно, не совершенен, спасибо тебе, что указал на мои недочёты.

 
Презрение, пренебрежение

С вами не считаются, пренебрегают вашим мнением. Чаще всего пренебрежение не выражают открыто, но скрытое пренебрежение не менее обидно (холодность, отталкивание, отчуждение, предпочтение другого, невнимание к вашим интересам, занятиям, увлечениям.

Объяснение в самолюбии, даже в самовлюблённости.

Не стоит ни гордиться собою, ни отчаиваться.

Обратиться не на себя, а на беды и проблемы других людей, помочь и ощутить свою нужность для другого человека.

(А. Платонов “Юшка”)

 
Оскорбление, грубость

Чаще всего мы реагируем на них как на удар кнутом, ощущая почти физическую боль. Гневом распаляется сердце, чешутся кулаки, а то и в дело идут.

  • не мстить;
  • дело возмездия не наше, Божие
  • не оскорблять в ответ, вовремя, но с достоинством, отойти
  • использовать чувство юмора (“Иногда узнаешь о себе много интересного”)
 
Насмешки, придирки, замечания, укоры

Насмешки обижают, придирки раздражают несправедливостью, укоры не анализируем, а начинаем ругать тех, кто упрекает.

Замечания нужно выслушать и поискать в них рациональное зерно, постараться исправиться.  
Отсутствие меры, бесцеремонность

Нас шокирует панибратство (разве со мной можно так разговаривать?) Мы хотим внимания и почтения к себе.

Уважение, такт, вежливость – это идеал человеческих отношений. Но каковы мы сами?

Умеем ли мы справляться с гневом, не выплескивать его на других? Нет, но себе мы это прощаем! Смирение, кротость и долготерпение помогут простить эту обиду.

“Заранее учись прощать ошибки других и никогда не прощай своих собственных.” А.В. Суворов

“Не меньше оружия поражай противника человеколюбием”. А.В. Суворов

 
Эгоизм и себялюбие

“Нет, твоя беда – не беда, а вот моя беда – мировая проблема!”

Нас обижает чужой эгоизм. Когда нет любви, нет и терпения к слабостям другого человека: появляется скорлупа, стена, разъединяющая людей. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.  
Непризнание старшинства, авторитета, лидерства

Мы иногда очень привыкаем быть в центре внимания и поклонения, если кто-то действует свободно, помимо нас, мы очень обижаемся.

Добро надо творить без самолюбования, а если умеешь что-то лучше других, то твое мастерство будет говорить само за себя.

Послушание детей родителям – заповедь.

 

Как же нам выбраться из лабиринта обид, когда люди уже и позабыли о первоисточнике обид, но помнят, что должны обижаться?

  • Вырабатывать умение прощать, не обижать (чтение, пересказ рассказа Ч. Диккенса “Простишь ли ты меня когда – нибудь?”)
  • Поддерживать и развивать в себе чувство юмора, умение посмотреть на обстоятельства с улыбкой (исполнение песенки “От улыбки”, чтение сказки монахини Евфимии Пащенко “Искусство улыбаться”)
  • Закрывать глаза на мелочи.
  • Выдерживать паузу (прослушивание песни А. Макаревича “Давайте делать паузы в словах”)
  • Не лелеять обиду и не упиваться ей.

Задания для работы в группах

1) анализ древнегреческих масок

В Древней Греции перевоплощение актеров происходило просто. Актеры играли в слепленных из глины масках, которые закрывали почти все лицо. Каждому определенному характеру соответствовала особая маска. Много морщин на лице обозначало преклонный возраст героя, мало морщин- серьезный характер, гладкий лоб – веселое настроение, крутой – мрачное, Силу, здоровье обозначал смуглый цвет маски, болезненность- желтый, раздражительность – багровый. Такая выразительность была необходима актеру, чтобы зритель мог разглядеть его лицо с самых дальних рядов амфитеатра. Кроме того, маска служила одновременно рупором, усиливавшим его голос.

Задание:

  1. Какую маску Вы назвали бы маской обиды?
  2. Какие знаки оставляет на лице обида?
  3. Попробуйте всей группой с помощью пантомимы выразить на лицах разные эмоции, чтобы остальные угадали изображенное.

 

2) Подчеркните такие качества характера, которые помогают преодолению обиды. Если какие-то качества вам незнакомы, обратитесь к толковому словарю.

Командир зачитает отобранные черты характера вслух.

3.) Творческая группа заранее готовит инсценировку сценки свящ. Константина Островского “Давай поссоримся”.

Просмотр отрывка из кинофильма “Мой мальчик”, дискуссия.

  • Как Вы считаете, может ли человек быть островом?
  • Как ведет себя Маркус?
  • Как бы Вы повели себя в ситуации, когда Вас обижают, преследуют, бьют?
  • Можно ли назвать Маркуса сильным человеком?

В заключение нашего классного часа я хочу вам прочитать стихотворение А.Дементьева.

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло!
Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего-то надо научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.

При подготовке использована статья “Наши обиды” из журнала “Православная беседа” 2000,   № 3.