Цели
- Формирование нравственной культуры старшеклассников, понимание значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, его многоликости.
- Воспитание бережного отношения к своим чувствам и чувствам других людей.
Предварительная подготовка
- Сочинение-размышление на тему “Не хлебом единым жив человек”
- Поиск пословиц и поговорок о любви
- Чтение и обдумывание произведения “Сон про тихих старичков”
- Подготовка мини-рассказов на тему “Маленькие истории о большой любви”
- Опрос учащихся о проблеме внеклассного мероприятия
Эпиграф классного часа
Однообразно и пустынно
Однообразием сильна,
Проходит жизнь...
И в жизни длинной
Любовь одна, всегда одна ...
Зинаида Гиппиус
Ход классного часа
1. Вступительное слово учителя
(Звучит музыка из кинофильма “Ирония судьбы”.)
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Спасибо Вам и сердцем и душой
За то, что Вы меня, не зная сами, так любите,
За мой ночной покой,
За солнце не у нас над головами.
За то, что Вы, увы, больны не мной,
За то, что я, увы, больна не Вами...
Тема нашего разговора – любовь. Великое и всеобъемлющее чувство. Счастлив тот, кого коснулась своей рукой любовь. Многие поэты и писатели говорили об этом в своих стихах пронзительно и тонко.
А что такое любовь? Вот как трактует это понятие философский словарь: “Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею”.
Вы читаете стихи, смотрите кинофильмы, гуляете по улицам города, живете в своих семьях, общаетесь с друзьями и... видите любовь...
А какая она – любовь?
Назовите прилагательные, с помощью которых можно дать определение любви.
Докажите, что прилагательные, которые вы выбрали для определения любви, истинны.
2. Обсуждение высказываний о любви.
Учащимся предлагаются высказывания о любви. Они должны выбрать то, которое, по их мнению, наиболее точно выражает чувство любви.
Любовь есть склонность находить удовольствие в благе другого человека (Г.Лейбниц)
Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе его нет, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразлично, кроме собственного покоя и удобства. (Д.Лихачев)
В душе померк бы день
И тьма настала б вновь,
Когда бы из нее изгнали мы любовь. (Мольер)Любовь – это встреча навсегда. (В.Кротов)
Любовь – это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем. (М.Пришвин)
Способность любить – ощущать, переживать и проявлять любовь – различна у всех людей. Не всем она – любовь – под силу, по плечу. Ведь она включает в себя, кроме всего прочего, и умение заметить, понять, почувствовать состояние любимого, постоянную готовность и стремление разделить с ним радость, облегчить его печать, горе, взять на себя тяжкую ношу. Способность любить – это способность к самопожертвованию. Разве не ясно, что она разная у разных людей. (В.Зацепин)
Верная любовь, любовь на всю жизнь...Кто же о ней не мечтает? Но от чего же она зависит? От неисчерпаемости человека. Высшая радость духовного общения – в интеллектуальном и эстетическом взаимном обогащении, в постепенном узнавании все новой и новой красоты, в том, что влюбленные жадно впитывают друг друга все лучшее и потом как бы отдают лучшее друг другу. Нет специальной “науки любви”, есть наука человечности. (В.Сухомлинский)
Затем идет обсуждение следующих вопросов:
- Может ли человек прожить, никого не любя?
- Если человек любит, какие изменения с ним происходят?
- Почему иногда любовь уходит? С чем это может быть связано?
- Испытывали ли вы в своей жизни чувство любви?
- Что вы при этом переживали?
- Что дает человеку любовь?
- Что дает любовь человечеству?
Вы правы: именно любовь лежит в основе всех великих и гениальных творений на земле.
3. Поэты о любви.
Моя любовь без дна, а доброта –
Как ширь морская.
Чем больше трачу,
Тем становлюсь безбрежней и богаче.
В.Шекспир
Мы негодуем, иль играем,
Иль лжем – но в сердце тишина.
Мы никогда не изменяем:
Душа одна – любовь одна.
Любви мы платим нашей кровью,
Но верная душа – верна,
И любим мы одной любовью...
Любовь одна как смерть одна.
З. Гиппиус
Эти строки написала поэтесса, представитель Серебряного века в русской поэзии Зинаида Гиппиус. Ее стихи о любви щемящее-нежные и очень глубокие. “Они как будто направлены вглубь души”, - сказал о поэтессе Валерий Брюсов. Эта женщина была очень счастлива в своей любви. Выйдя замуж в 20-летнем возрасте, она прожила счастливо со своим мужем 52 года, не расставаясь при этом с ним ни на один день. Только смерть разлучила два любящих сердца.
А вот строки из стихотворения Д.Мережковского, мужа поэтессы.
Я чувствую, что так любить нельзя,
Как я люблю, что так любить безумно,
И страшно мне, как будто смерть, грозя,
Над нами веет близко и бесшумно...
Но как порой любовь ни проклинаю –
И жизнь, и смерть с тобой я разделю,
Не знаешь ты, как я тебя люблю,
Быть может, я и сам не знаю.
Вопросы учащимся:
Понравились ли вам эти стихи?
Можете ли вы привести примеры подобной любви?
Да, главным законом человечества, семьи и конкретного человека была и остается любовь. Человек, бережно хранящий, лелеющий и проносящий через всю свою жизнь и дела свои любовь к окружающему миру, людям и к себе, не совершит зла. Семья, основанная на любви, не впустит в свой дом ненависть. Человечество может сохранить себя только тогда, когда каждый человек поймет и внутренне почувствует ,что он может жить только в любви.
Послушайте еще два стихотворения о любви.
Взгляд любви
Все, что ни есть, до капельки вместить,
Располагая сердце на доверье.
Любить, любить, на всех путях любить –
Протягивать упавшим милосердье.
Вернуть зверей на расстоянье глаз,
Вернуть себе обличье человека.
Любить, да так, чтоб полюбили нас
Все твари предстоящего ковчега.
Э.Балашов
Странник
Если мне в моих скитаньях кто-нибудь любовь подарит,
Я ее подальше в сердце, я ее подальше в сердце,
Как в тайник глубокий, спрячу, чтоб она не затерялась.
Ну, а если от страданий разобьется мое сердце,
Все равно любви не выпасть – с сердцем так она срослась.
Не знаком с людьми я с теми, кто дарил свое участье,
Их дыханье ощущаю. Сотни слабых и несчастных
Мне протягивали руку и в беде опорой были.
И глотком воды последним бедняки со мной делились,
Нищие же отдавали золотое свое сердце.
В тайнике моем хранится каждая людская ласка,
Что моей щеки касалась и моих волос касалась.
И приветные улыбки, и участье, и тревоги
Были мне в скитаньях тяжких по житейской по пустыне,
Как глоток воды студеной, за мою любовь и ласку
Мне сторицей воздавали. Даже те не обходили,
Что меня чужим считали. Те, кому помочь не мог я,
Потому что сам бессильный. Ждал, когда осилит злобу
Щедрая любовь людская.
И всего не перечислишь, что хранится в моем сердце,
Только ноша мне не в тягость:
С полным сердцем жить светлее.
И чем больше я скитаюсь, тем любви встречаю больше,
Бескорыстной и нежданной.
Все, что накопил, скитаясь, не возьму с собою, люди!
Вам оставлю вместе с сердцем в час, когда оно умолкнет.
Вы тогда его откройте, извлеките все богатства,
Что срослись с ним воедино. И любовь, и сердце – ваши,
Вам они принадлежат!
Какое впечатление оставляет данное стихотворение?
4. Обсуждение рассказа-притчи “Сон про тихих старичков (монолог хозяйского кота)”.
Рыжим котом сидел я на стуле в маленькой кухне и следил за своими тихими старичками. Каждый кот в сердце своем романтик, не забывший свою тигриную суть. И я слегка презирал своих домоседов за тихость и домоседство. Подумаешь рыцарство – заварить свежего чаю! Подумаешь самоотверженность – нажарить оладий!..
Мой старичок писал картины, и сейчас сидел, колдуя над красками, разводя их и перемешивая. А старушка – смешно! – сочиняла стихи! И сейчас она склонилась над перечерканным листом бумаги и черкала там еще сильнее. Известно уже: навыдумывают чего-то, а потом начнут восхищаться друг дружкой. Ах, какая картина! Ах, какие стихи!
В дверь застучали. Старичок заторопился к двери, глянул в глазок и досадливо крякнул. В дверь ударили сильнее. Не люблю я таких стуков, но хозяин открыл.
Мне оставалось лишь фыркнуть: на пороге стоял сосед, пинающий меня башмаком под брюхо. “Одолжи денег!” - завел он свое вечное заклинание, и, увидев отрицательный жест, угрожающе шагнул в квартиру.
Старушка побледнела, она знала, что сосед-хулиган, способен на все. Я вздыбил шерсть, наверное, это было красиво и грозно, но на соседа почему-то не подействовало.
А хозяин схватил свою кисть и, побежав к стене, несколькими мазками обрисовал там фигуру. И соседище, взмахнувший кулаком, вдруг влип в эту фигуру, заполнил ее и превратился в маленькое нелепое чудище с темными кругами злобы в глазах. Чудище заплясало, негодуя на свое превращение, и вдруг, выставив из стены две когтистые лапы, ухватило и потащило к себе моих старичков.
Нет, уже не старичков! Юные и прекрасные, они с кошачьей гибкостью увернулись от чудища в уходящем вглубь пространстве живописной стены и, спина к спине, одновременно сверкнули оружием. Кисть превратилась в шпагу с золотым эфесом, а карандаш моей хозяйки-сочинительницы стал красивой шпагой с узорчатой изящной рукояткой.
Я в восторге мяукнул, когда одновременные удары шпаг поразили чудище, и оно рассыпалось и превратилось в песок. Но вдруг песок ожил и из него появились новые чудища. Они стремились ударить моих хозяев в спину, в лицо снова и снова.
Ах, как сражались мои хозяева! Как они защищались и защищали: он – ее, она – его! Я прыгнул к ним и почувствовал, как расту в собственных глазах. Я смотрел на них и видел перед собой молодых и счастливых людей, у которых в глазах жила ЛЮБОВЬ!
Учащимся предлагается обсудить рассказ-притчу и ответить на следующие вопросы:
- В чем главный смысл притчи?
- Чем она вам понравилась?
- Заставляет ли она задуматься?
- Пришлось ли вам наблюдать в своей жизни примеры такой любви?
- Хотелось бы вам встретить такую любовь?
- Каким должен быть человек, которого вы полюбите?
- Считаете ли вы, что любить – это значит чем-то жертвовать?
5. Чтение учащимися своих рассказов-наблюдений “Маленькие истории о большой любви”.
Учащиеся читают свои рассказы. Происходит обсуждение.
6. Подведение итогов встречи со старшеклассниками.