Формирование правильного употребления предлогов у детей с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи является обучение пониманию и правильному употреблению предлогов. Ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности не позволяют детям самостоятельно овладеть предложными конструкциями. Необходимо помочь детям усвоить правила изменения и соединения слов, научить точно передавать смысловое намерение с помощью языковых средств.

Предлоги в речи ребенка появляются позже всех знаменательных частей речи. Характерной закономерностью нормального развития речи детей является тот факт, что усвоение предлогов осуществляется только после того, как будут усвоены наиболее функциональные элементы языка – флексии (окончания).

У детей с О.Н.Р. наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки. Поэтому логопедическая работа по формированию правильного употребления предлогов у детей с О.Н.Р. опирается на последовательность в усвоении предлогов в норме.

На логопедических занятиях по формированию у детей правильного употребления предлогов в речи учим понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, в, у, под, около и др. наиболее часто встречающимися в повседневной практике и наиболее простыми в смысловом отношении. Занятия проводятся подгруппами, чередуясь с занятиями воспитателя в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Чтобы привлечь внимание детей к звучащей речи используются игрушки, сказочные персонажи, хорошо знакомые детям предметы. Необходимо научить детей внимательно слушать инструкцию, правильно выполнять требуемое действие. Например, логопед кладет кубик на стол и произносит: “Кубик на столе”. Предлог на выделяется голосом. Дети делают то же. Затем спрашивают каждого ребенка куда он положил кубик. Если ребенок не может ответит сам, то логопед это делает за него. Сначала детей учат употреблять предлог в словосочетаниях, затем во фразах, не добиваясь четкости произношения слов. После знакомства с несколькими предлогами проводится работа по их дифференциации. Например, просят ребенка показать, где карандаш лежит в коробке, а где на коробке; где мяч лежит на стуле, а где под стулом.

Навыки правильного понимания и употребления предлогов закрепляются воспитателями на индивидуальных занятиях, проводимых во второй половине дня, а так же в процессе всех режимных моментов. Большую помощь могут оказать и родители. Во время консультаций можно рекомендовать им поиграть с детьми дома в такие игры как “Кто где спрятался?”, “Что на ёлке, а что (кто) под ёлкой?”, “Кошкин дом” и другие.

Дети старшего дошкольного возраста (2-3 уровень речевого недоразвития) знакомятся с предлогами на материале словосочетаний и простых фраз. Начинать обучение нужно с наиболее простых предлогов на, под, обозначающих место действия и легко моделирующихся в процессе наглядной демонстрации. Уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного этими предлогами. Например, четко выделяя голосом предлог на , логопед просит выполнить следующие инструкции:

- Поставь чашку на стол, а машину на стул.

- Положи книжку на стол, мячик на пол, а куклу на кровать.

Когда задания с “маленьким словом на” будут выполняться без ошибок, можно объяснить правило:

Маленькое слово на, появляется тогда, когда предмет находится наверху.

После объяснения правила взрослый, а за ним дети проговаривают сочетания слов с предлогом на, выделяя предлог голосом. Затем составляют предложения. На занятиях используются не только предметы находящиеся в группе (игрушки, мебель, посуда), но и картинный материал. Опора на зрительный анализатор всегда дает положительный эффект, поэтому помимо сюжетных и предметных картинок можно использовать схемы предлогов.

После усвоения предлога на, уточняется пространственное расположение предметов, выраженное предлогом под. Дети учатся выделять предлог под в предложении и составлять словосочетания и предложения с этим предлогом по наглядной ситуации, по сюжетным картинкам, по двум предметным картинкам. После усвоения грамматических конструкций с предлогами на и под проводится работа над их различением. Логопед дает детям “усеченное задание”:

- Положи мяч ... стул, а грибок ... стол, - и спрашивает: - Понятно, как нужно выполнить действия? Я пропустила маленькие, но очень важные слова. А теперь, послушайте ещё раз: Положи мяч под стул, а грибок на стол. Одинаковые или разные действия нужно выполнить? Чем они отличаются?

Необходимо учить детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность. Постепенно задания усложняются: в ряду “маленьких слов” надо выделить, например, слова под и на. Услышав их в ряду: на, из, в, под, около, между, над, ребёнок должен хлопнуть в ладоши.

Можно предложить детям задание на понимание обобщенного значения предлогов на и под: книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? Детей учат добавлять в предложение пропущенные предлоги. При обучении употреблению предлогов с различными падежами дети знакомятся с новыми значениями предлогов. В конце учебного года, дети должны уметь правильно употреблять простые предлоги в речи, составлять предложения с заданным предлогом. Дети седьмого года жизни с О.Н.Р. не могут самостоятельно без специального обучения овладеть такими более сложными предлогами как: из-под, из-за, между, над. Они ошибаются, заменяя и смешивая предлоги.

В начале учебного года на логопедических занятиях закрепляются умения и навыки правильного употребления простых предлогов в, на, под, из, к, от, и др. Дети знакомятся с новым понятием “предлог”. На одном из первых занятий детям сообщают, что наши маленькие “слова-помощники” называются предлогами.

Затем дети знакомятся с предлогами из-за, из-под, с, со, над, служащие как для обозначения пространственного расположения предметов так и совместности действий. На фронтальных занятиях дети уточняют пространственные отношения, выраженные этими предлогами, учатся выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом по картине, схеме, наглядной ситуации, по двум опорным словам. Дети учатся включать в предложение пропущенный предлог, выкладывать схемы предложений с предлогами. Учатся выделять предлог как отдельное служебное слово. Полученные навыки закрепляются на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Задачи коррекционного обучения решаются совместными усилиями логопеда и воспитателей, при тесном контакте с родителями. Общими усилиями необходимо научить детей логопедической группы правильно употреблять как простые, так и сложные предлоги в речи, помочь усвоить правила соединения слов, научить точно передавать смысловое намерение с помощью языковых средств. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств ребенка.

Список используемой литературы

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Москва. “Просвещение” 2008.
  2. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи. Редактор-составитель Миронова С.А. Москва. “Просвещение” 1989.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва. “Просвещение” 1990.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. “Айрис – Пресс”. Москва 2007.
  5. Краузе Е. Логопедия. Санкт-Петербург. “Корона принт” 2003.
  6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. Санкт – Петербург. “Детство – пресс” 2000.
  7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. Москва. “Просвещение” 1985.
  8. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. Санкт-Петербург. “Детство – пресс” 1999.