Цели урока: раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректирвать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: шаблоны для составления схем предложений (прямоугольники и треугольники); кроссворд для игры “Лесенка”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Найдите потерянную букву.
Воробьишка поскакал –
Где-то кошки (крошки) отыскал.
Он одну сейчас же съел,
Остальные не успел.
– Какие звуки обозначает буква “р”?
– Сегодня на уроке будем читать слова с буквой “р”.
– Где слышим звуки [р], [р’]?
Рис
Тарас
Рысь
росы
Артур
стрекоза
строка
рулет
дрессировщик
– Какие буквы указывают, что согласный произносится мягко?
III. Чтение слогов и слов с доски.
ар-ра Лара Рина
ор-ро Анна Ролан
ыр-ры Ира Ирина
ир-ри Арина Нина
ур-ру Алла
– Почему многие слова написаны с заглавной буквы?
– Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных звуков, столько
слогов.)
IV. Чтение слогов и слов по учебнику (с. 34).
После чтение учащиеся объясняют значение слов.
М р а м о р – кристаллическая горная порода, употребляемая преимущественно для скульптурных и архитектурных работ.
Н а л и м – хищная пресноводная рыба.
– Прочитайте слова, которые всегда надо писать с заглавной буквы.
– Почему эти слова пишутся с заглавной буквы?
– Составьте схемы слов, используя фишки-звуки.
– Прочитайте слова, в которых буква “р” обозначает звук [р].
– Прочитайте слова, в которых буква “р” обозначает звук [р’].
– Прочитайте слова, которые состоят из одного слога.
– Прочитайте слова, которые состоят из двух слогов.
– Прочитайте слова, которые состоят из трех слогов.
– Прочитайте слова-предметы.
– Прочитайте слова-действия.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Ра-ра-ра – весь мусор уберем с утра.
Ро-ро-ро – весь мусор соберем в ведро.
Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.
Ри-ри-ри – двор убрали – раз, два, три.
Ры-ры-ры – не заметили жары.
V. Задания по развитию речи. Чтение предложений.
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике.
– Составьте предложения по каждой иллюстрации и запишите схему-модель
предложений.
Маша налила воды Мише в кружку.
Миша моет посуду.
Мама купает Ирину.
– Прочитайте предложения в учебнике.
– Сравните данные предложения. Чем они похожи? (В каждом предложении три
слова.)
– Прочитайте предложение, к которому подходит схема-модель.
VI. Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним звуком и имеют различное значение.
Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение. Указывают, какими звуками отличаются данные пары слов.
Физкультминутка.
1. Игра “Дом”.
– Давайте представим, что мы художники, и будем рисовать картину, на которой изображен домик за городом в деревне. Стены уже готовы, остается подрисовать детали – части дома, в названиях которых должны быть звуки [р], [р’]. произносить слово нужно так, чтобы эти звуки прозвучали отчетливо. Если слово удачное, тот, кто его подобрал, кладет перед собой счетную палочку, чтобы в конце можно было легко подсчитать очки и определить победителя. Итак, начнем!
– Какие части дома имеют в своем названии звуки [р; р’]?
(Крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно.)
Учитель может сам на доске пририсовывать к уже имеющимся стенам называемые части дома, могут это делать и дети, возможна и мысленная дорисовка.
– А из какого материала будет построен наш дом? (Из дерева или кирпича.)
– А если нарисуем кирпичный, то в какой цвет покрасим его? (В серый или
красный (оранжевый или розовый), а уголки дома или орнамент на боковой стене
можно сделать коричневого цвета.)
– Какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы
находиться внутри дома, в комнатах? (Сервант, диван-кровать, телевизор,
радиоприемник, проигрыватель, картина, торшер.)
– А что нарисуем мы около дома? (Деревья и кустарники: рябину, крыжовник,
сирень, смородину.)
– В каком из этих слов звук [р] твердый, а в каком [р’] мягкий?
– Какие бы цветы вы посадили около дома, чтобы в их названии слышался звук [р]? (Розы, ромашки, настурцию, астры.)
2. Игра “Доскажи словечко”.
Ра-ра-ра – начинается… (игра).
Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары).
Ро-ро-ро – у нас новое… (ведро).
Ру-ру-ру – продолжаем мы… (игру).
Ре-ре-ре – стоит домик на… (горе).
Ри-ри-ри – на ветках… (снегири).
Ар-ар-ар – кипит наш… (самовар).
Ор-ор-ор – созред красный… (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа… (командир).
Арь-арь-арь – на стене висит… (фонарь).
Ра-ра-ра – у мышки есть…(нора).
Ре-ре-ре – носим воду мы в… (ведре).
3. Игра “Лесенка”.
– Придумайте слова по данным схемам.
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Когда буква “Р” обозначает твердый согласный звук [р], а когда мягкий [р’]?