Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Звуки [р], [р']. Буквы Р, р. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректирвать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование: шаблоны для составления схем предложений (прямоугольники и треугольники); кроссворд для игры “Лесенка”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Найдите потерянную букву.

Воробьишка поскакал –
Где-то кошки (крошки) отыскал.
Он одну сейчас же съел,
Остальные не успел.

– Какие звуки обозначает буква “р”?
– Сегодня на уроке будем читать слова с буквой “р”.
– Где слышим звуки [р], [р’]?

Рис
Тарас
Рысь
росы
Артур
стрекоза
строка
рулет
дрессировщик

– Какие буквы указывают, что согласный произносится мягко?

III. Чтение слогов и слов с доски.

ар-ра Лара Рина
ор-ро Анна Ролан
ыр-ры Ира Ирина
ир-ри Арина Нина
ур-ру Алла

– Почему многие слова написаны с заглавной буквы?
– Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных звуков, столько слогов.)

IV. Чтение слогов и слов по учебнику (с. 34).

После чтение учащиеся объясняют значение слов.

М р а м о р – кристаллическая горная порода, употребляемая преимущественно для скульптурных и архитектурных работ.

Н а л и м – хищная пресноводная рыба.

– Прочитайте слова, которые всегда надо писать с заглавной буквы.
– Почему эти слова пишутся с заглавной буквы?
– Составьте схемы слов, используя фишки-звуки.

– Прочитайте слова, в которых буква “р” обозначает звук [р].
– Прочитайте слова, в которых буква “р” обозначает звук [р’].
– Прочитайте слова, которые состоят из одного слога.
– Прочитайте слова, которые состоят из двух слогов.
– Прочитайте слова, которые состоят из трех слогов.
– Прочитайте слова-предметы.
– Прочитайте слова-действия.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Ра-ра-ра – весь мусор уберем с утра.
Ро-ро-ро – весь мусор соберем в ведро.
Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.
Ри-ри-ри – двор убрали – раз, два, три.
Ры-ры-ры – не заметили жары.

V. Задания по развитию речи. Чтение предложений.

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике.
– Составьте предложения по каждой иллюстрации и запишите схему-модель предложений.

Маша налила воды Мише в кружку.

Миша моет посуду.

Мама купает Ирину.

– Прочитайте предложения в учебнике.
– Сравните данные предложения. Чем они похожи? (В каждом предложении три слова.)
– Прочитайте предложение, к которому подходит схема-модель.

VI. Чтение минимальных пар слов (на розовом фоне), которые отличаются одним звуком и имеют различное значение.

Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение. Указывают, какими звуками отличаются данные пары слов.

Физкультминутка.

1. Игра “Дом”.

– Давайте представим, что мы художники, и будем рисовать картину, на которой изображен домик за городом в деревне. Стены уже готовы, остается подрисовать детали – части дома, в названиях которых должны быть звуки [р], [р’]. произносить слово нужно так, чтобы эти звуки прозвучали отчетливо. Если слово удачное, тот, кто его подобрал, кладет перед собой счетную палочку, чтобы в конце можно было легко подсчитать очки и определить победителя. Итак, начнем!

– Какие части дома имеют в своем названии звуки [р; р’]?

(Крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно.)

Учитель может сам на доске пририсовывать к уже имеющимся стенам называемые части дома, могут это делать и дети, возможна и мысленная дорисовка.

– А из какого материала будет построен наш дом? (Из дерева или кирпича.)
– А если нарисуем кирпичный, то в какой цвет покрасим его? (В серый или красный (оранжевый или розовый), а уголки дома или орнамент на боковой стене можно сделать коричневого цвета.)
– Какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы находиться внутри дома, в комнатах? (Сервант, диван-кровать, телевизор, радиоприемник, проигрыватель, картина, торшер.)
– А что нарисуем мы около дома? (Деревья и кустарники: рябину, крыжовник, сирень, смородину.)
– В каком из этих слов звук [р] твердый, а в каком [р’] мягкий?

– Какие бы цветы вы посадили около дома, чтобы в их названии слышался звук [р]? (Розы, ромашки, настурцию, астры.)

2. Игра “Доскажи словечко”.

Ра-ра-ра – начинается… (игра).
Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары).
Ро-ро-ро – у нас новое… (ведро).
Ру-ру-ру – продолжаем мы… (игру).
Ре-ре-ре – стоит домик на… (горе).
Ри-ри-ри – на ветках… (снегири).
Ар-ар-ар – кипит наш… (самовар).
Ор-ор-ор – созред красный… (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа… (командир).
Арь-арь-арь – на стене висит… (фонарь).
Ра-ра-ра – у мышки есть…(нора).
Ре-ре-ре – носим воду мы в… (ведре).

3. Игра “Лесенка”.

– Придумайте слова по данным схемам.

VIII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?
– Когда буква “Р” обозначает твердый согласный звук [р], а когда мягкий [р’]?