Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Наш язык – это язык слов. Усваивая новые слова, ребенок встречается с немалыми трудностями как в произношении и написании, так и в употреблении их в речи. Работая в начальной школе на протяжении двенадцати лет, убедилась, что при изучении непроверяемых написаний, ориентирование только на механическое запоминание слов малоэффективно.

И я задумалась над тем, как заинтересовать детей, как увлечь работой по изучению слов, сделать процесс усвоения особенно трудных слов более эффективным и результативным? Изучив педагогическую и методическую литературу по этой теме, проанализировав свои уроки, пришла к выводу, что пробудить у детей интерес к словарной работе можно, если дать материал, способный привлечь внимание каждого ребенка, заставить его размышлять.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Она решает различные задачи. Но нас интересует, как научить детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.

Решать задачу по запоминанию словарных слов мне помогает система словарно-орфографической работы, дающая возможность учащимся делать свои открытия при изучении родного языка.

Рассмотрим этапы работы со словарными словами:

  • ознакомление;
  • усвоение, закрепление;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • контроль.

I этап – ознакомление с новым словарным словом.

На первом этапе проводится ознакомление с новым словарным словом. Я использую следующие приемы ознакомления:

1. Введение нового словарного слова.

При работе с новым словарным словом часто использую загадки, стихотворные строчки “Доскажи словечко”. Ввести новое словарное слово можно с помощью создания игровых ситуаций. Например: “Накрываем на стол”, “Во саду ли в огороде”, “В школе”.

А так же при введении нового словарного слова, я использую специальные упражнения, которые объединяют в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетический разбор, разбор слов по составу, морфологический разбор, освоение лексики, орфографии, развития речи и т.д.). С помощью этих упражнений школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит познакомиться на данном уроке.

Новое слово определяется через работу с составляющими его буквами. Например, говорю: “Ребята, вы узнаете новое словарное слово, если сможете правильно расположить прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них”.

“Ребята, вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова”.

Определение слова через работу с символами, шифрами, кодами. Например, “Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.

Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.

Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.

Каждому слову соответствует определенная буква:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т

– Какие это слова? (Капуста, картофель.)

Определение слова через связь с изучаемым лингвистическим материалом.

Приведу пример задания, которое предусматривает закрепление знаний по фонетике: “Зачеркните глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке” (береза).

В целях совершенствования орфографической зоркости, при закреплении словарных слов можно использовать такое задание: “Прочитайте написанные слова: в…гон, обл…ко, п…года, к…пуста, з…вод, д…рога, аб…жур, г…рох, л…донь. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная “а” и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке (вокзал). В этом приеме дети узнают новое слово, и закрепляют ранее изученные словарные слова.

Похожие задания можно использовать и в процессе изучения или закрепления различных тем курса русского языка. Например, говорю детям: “Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовете, если правильно выполните мои задания по определению букв искомого слова.

Задание 1. Первая буква искомого слова является согласной третьего слога в слове солома.

Задание 2. Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове песок.

Задание 3. Третья буква обозначает парный глухой мягкий согласный в слове вернуть.

Задание 4. Четвертая буква является последней в корне слова север.

Задание 5. Пятая буква – это окончание в слове яблоко. (Метро.)

Установление слова с использованием межпредметных связей.

Задание на использование первичных знаний по геометрии: “Внимательно посмотрите на фигуры, изображенные на доске, и на буквы в каждой из них.

Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы”. Время 50–60 с, после чего фигуры и буквы убираются. Затем я показываю те же самые фигуры в той последовательности, в которой расположены буквы в слове. Задача ребят вспомнить, какие буквы находились в геометрических фигурах, и составить искомое слово (гореть).

Нахождение нового словарного слова на основе установления смысловой связи в словах.

М…газин – прод…вец
Кла… – учит…ль
Космический к…рабль – ? (Космонавт.)

2. Толкование слова.

Вслед за представлением нового словарного слова, идет его толкование. Объяснение значения слова осуществляется путем комментирования при демонстрации конкретных предметов, иллюстраций, гербария, макета, предметных или сюжетных картинок, путем замены слова синонимами или антонимами.

Работа с толковым словарем – главный, незаменимый вид деятельности учащихся. Такая работа проводится в классе и дома. Обращаю внимание детей на многозначные слова и омонимы. Часто при чтении статей из толкового словаря дополнительно привлекаю отрывки их художественных произведений, цитаты или стихи. Знакомя детей с лексическим значением слова, часто обращаюсь к этимологии. Этимология помогает не только понять, откуда пришло слово, как оно появилось в языке, почему именно так пишется, но и будит фантазию детей, зовет их делать свои маленькие открытия, вызывает большой интерес к изучению родного языка, развивает мышление и память учащихся.

3. Запись словарного слова.

После толкования слова мы с ребятами ведем наблюдение, сравниваем произношение слова с написанием, устанавливаем разницу, выделяем орфограмму. Учащиеся записывают слово в тетрадь.

4. Создание ассоциативного образа.

Для того чтобы детям лучше запомнилось новое слово, использую метод ярких ассоциаций. Эта работа моим детям очень нравится. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается ребенком при записи данного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Ассоциативная связь может быть разная:

  • по цвету;
  • по вкусу;
  • по форме;
  • по действию;
  • по материалу;
  • по количеству;
  • по звучанию и т.д.

Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове:

ГАЗЕТА – БУМАГА;
ИНЕЙ – СНЕГ, БЕЛЫЙ;
КОРАБЛЬ – ВОЛНЫ.

Нужно только помнить, что нельзя навязывать ученикам свои ассоциации!

5. Подбор однокоренных слов.

Этот прием помогает ввести не одно слово, а “семью родственников”, обогатить словарный запас учащихся: береза – березка, березонька, березняк, подберезовик, березовый.

6. Составление словосочетаний.

Новое словарное слово необходимо вводить в речь. С этой целью сначала выясняем: какой предмет, его назначение.

Дорога (какая?) – хорошая, новая, широкая, узкая, прямая, извилистая, гладкая ухабистая, размытая, кольцевая…

Дорога (что делает?) – идет, вьется, пролегает, убегает, соединяет…

Теперь составляем словосочетания: идти вдоль дороги, выехать на дорогу, шагать по дороге, свернуть с дороги, перейти через дорогу и т.д.

7. Подбор синонимов или антонимов.

Этот вид работы помогает учащимся не только лучше усваивать значение слова, обогатить свой словарный запас, но и подготовиться к использованию его в связном тексте. При подборе синонимов к слову “желтый” ребята сначала называли его оттенки (ярко – желтый, бледно – желтый, светло – желтый), затем нашлись слова: “золотой, лимонный, желтоватый”. Надеюсь, что такая работа даст свои результаты при выполнении учащимися творческих работ.

8. Использование нового словарного слова в предложениях, во фразеологизмах.

Составление предложений – один из любимых видов работы учащихся на уроке. Большой интерес вызывает у учащихся работа с фразеологизмами: нахождение, объяснение значения, правильное написание, применение в устной и письменной речи.

II этап – усвоение и закрепление знаний о словарных словах

Работа ведется систематически, из урока в урок. Она бывает непосредственно связана с изучаемым материалом. Всегда нахожу возможность предложить детям написать нужное слово, составить с ним словосочетание, употребить его в предложении, связном тексте.

Для лучшего усвоения и закрепления знаний о словарных словах провожу различные виды диктантов: зрительный, картинный, выборочный, комментированный, “Проверь себя”, по памяти, творческий. Например, при проведении диктанта по памяти детям предлагаются разные задания: записать названия инструментов, или трехсложные слова, или слова с непроверяемой гласной о (е, а), или слова, начинающиеся с о, м, к и т.д. эту работу учащиеся выполняют, комментируя по очереди записываемое слово, или самостоятельно с последующей проверкой. Диктант “Проверь себя” дает возможность детям, сомневающимся в записи словарного слова, обратиться за помощью к товарищам или учителю.

Огромное количество упражнений включаю в уроки, чтобы учащиеся запомнили и использовали в устной и письменной речи словарные слова. Например, предлагаю восстановить слова: …робей, …рона, …рока и т.д. Или вызываю одного ученика к доске и прошу продолжить цепочку словарных слов: дорога – автобус – сахар – … – … – … – … – дорога. Остальные, сидя за партами, пишут свои варианты.

Так же предлагаю работу с деформированным текстом, в словарных словах выделить орфограммы. Особой популярностью у детей пользуется разгадывание ребусов, кроссвордов.

Прочное усвоение написания словарных слов достигается путем частого повторения их в различных заданиях и упражнениях, непосредственно связанных с изучаемой темой урока. Например, при изучении темы “Имя существительное”:

  1. Из группы слов выписать только имена существительные, выделить орфограммы: агроном, директор, прекрасный, гореть, урожай, интересная, варежка, мороз.
  2. Определить род имен существительных: медведь, девочка, железо, собака, металл, воротник.
  3. Поставить имена существительные в нужном падеже:
    Напечатано в (газета)
    Сделали из (железо)
    Посоветовался с (учитель)
  4. Образовать множественное число имен существительных:
    Шофер – …, инженер – …, адрес – …, директор – …, друг – ….
  5. Вспомнить и записать пословицы, используя словарные слова заяц, мороз. Определить склонение и падеж.

Работая со словарными словами на этапе усвоения и закрепления знаний, можно провести наблюдения над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, над их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. Учащиеся находят такие слова, уточняют их значение, сравнивают, сопоставляют, делают выводы.

  1. Списать предложения. Что интересного заметили?
    Весело сияет месяц за окном,
    Белый снег сверкает ярким огоньком.
    Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.
    Дети объясняют значение слова “месяц”.
  2. Подобрать синоним – словарное слово:
    Друг – … (товарищ)
    Узор – … (рисунок)
    Холод – … (мороз)
  3. Подобрать словарные слова – антонимы:
    Справа – … (слева)
    Здравствуйте – … (до свидания)
    Спасибо – … (пожалуйста)

III этап – обобщение и систематизация знаний.

С целью обобщения и систематизации знаний объединяю слова в группы по определенным признакам:

  1. Тематические группы предметов (школа, огород, птицы, профессии).
  2. Слова с непроверяемой гласной (а, о, е, я).
  3. Словарные слова с удвоенными согласными.
  4. Имена существительные собственные.
  5. Глаголы.
  6. Словарные слова на определенную букву алфавита.
  7. Слова с сочетаниями -оро-, -оло- и другие.

Тематические группы с трудным написанием слов часто использую как опорные при проведении творческих работ. Такое систематическое повторение способствует усвоению словарных слов.

IV – текущий и итоговый контроль.

Для проверки знаний учащихся я применяю различные виды контроля. После выполнения словарной работы проводится самоконтроль по словарю. Хорошие результаты дает взаимопроверка. И в том, и в другом случае оценивают друг друга дети.

Выборочная проверка (проговаривая, прочитать слова с безударной гласной “о”, написанные с большой буквы, существительные только женского рода и т.д.) позволяет экономить время на уроке. С этой же целью прибегаю к помощи перфокарт.

Чтобы вовлечь в процесс проверки весь класс, использую сигнальные карточки с буквами. Дети показывают карточку с той буквой, которую они выделили в записи слова. Сигнальные карточки “светофорики” имеют две стороны – зеленую и красную. Если ученик отвечает правильно, дети подают зеленый сигнал, если обнаружили ошибку – красный.

Тесты дают возможность более полно определить, насколько учащиеся освоили программный материал, как они умеют применять полученные знания на практике. Систематически провожу контрольный словарный диктант. Последующий анализ дает материал для учета знаний детей, отслеживания результатов проделанной работы, индивидуальной работы с учащимися.

Конечная цель словарной работы состоит в том, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить выбирать нужное слово, правильно и уместно использовать в речи и грамотно писать.

Перечень упражнений и заданий по данному вопросу по необходимости можно было бы продолжить. Но в данном случае важно подчеркнуть: овладение учителем такого рода приемами, умение выстроить их в единую, логически последовательную систему в процессе обучения дает возможность поднять на новый уровень эффективность словарно-орфографической работы и урока в целом. У меня это получилось.