Задачи урока: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии С. А. Есенина и его лирическими стихотворениями; закрепить знания учащихся об изобразительно – выразительных средствах; сформировать навык выявления в художественном тексте эпитетов, сравнений, метафор и объяснения их художественной функции.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; наблюдение над языковыми особенностями, образным строем стихотворения, палитрой настроений.
Термины: художественный образ, сравнение, олицетворение, метафора, эпитет
Этапы урока:
Актуализация знаний: в начале урока я хотела предложить вам поэтическую загадку.
(Анимация: звучит стихотворение М. Ножкина “Я люблю тебя, Россия”.
Во время звучания стихотворения слайдами идут репродукции картин русских
художников: И. И. Шишкин “Рожь”, И. И. Левитан “Золотая осень”, А. Шепелюк “М.
И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения”, А. Е. Куликов
“Александр Невский”, А.П. Рябушкин “Втёрся парень в хоровод…”, И. И. Левитан
“Берёзовая роща”.)
Почему я предложила для прослушивания именно это произведение?
Какое настроение у вас оно вызвало? Что этому способствовало?
(Актёрское чтение, яркие образы – репродукции картин русских художников, эмоциональность, взволнованность.)
Какую тему мы изучаем на уроках литературы?
Образ Родины в русской поэзии.
Игра – цепочка: назовите авторов, слагающих стихи о Родине. (И. С. Никитин, А. К. Толстой, И. А. Бунин, И. Северянин, Н. М. Рубцов, С. А. Есенин.)
Постановка учебной проблемы. Определение способов её решения.
Вы назвали много авторов и каждый из них по – своему пишет о Родине. Какую главную задачу мы решаем, читая стихи разных поэтов?
Как поэт выражает свою любовь к родному краю?
Особенности художественного воплощения образа Родины в стихотворениях разных поэтов.
В центре нашего внимания сегодня стихотворение С. А. Есенина “Нивы сжаты, рощи голы”.
Какие варианты решения проблемы вы видите?
Чтобы выявить своеобразие есенинского образа Руси, нужно обратить внимание на
– биографию поэта,
– образный строй стихотворения,
– использование художественных средств,
– язык произведения,
– эмоциональный настрой.
Чтение и анализ стихотворения.
Факты биографии.
1. Перекрёстный опрос по материалам вступительной статьи.
(Родина С. Есенина.
В какой семье родился С. Есенин?
Где учился С. Есенин?
Основная тема его стихов.
Какие художественные приёмы преобладают в его стихотворениях?
Как отозвался о его стихах А. Блок?)
Кто хотел бы сделать дополнения к рассказу о С. Есенине?
2. Чтение стихотворения (стр. 20 УМК В. Ф. Чертова Литература 5 класс).
Докажите, что герой стихотворения считает своей родиной Русь деревенскую.
3. Работа над стихотворением в парах
(Учащиеся выбирают одно из предложенных заданий.)
Язык произведения.
Какие слова в стихотворении являются общеупотребительными, непоэтичными?
Найди в стихотворении простые нераспространённые предложения. С какой целью их использует автор?
В какой момент настроение начинает меняться?
Чем последнее предложение отличается от всех остальных?
Выпиши необычные, чисто “есенинские” слова и выражения, объясни их значение.
(Язык произведения меняется от простых предложений, где слова употребляются в прямом смысле , до сложных распространённых предложений, обогащённых сравнениями, эпитетами. Междометие “ах” вносит эмоциональное начало, серый осенний пейзаж меняется на светлую сказочную картину.)
Образный строй стихотворения.
Какое время года изобразил автор в своём произведении? Подтверди своё мнение строчками из стихотворения.
Выпиши основные образы.
Какой образ ты считаешь центральным, главным. Почему?
Что самое важное хотел сказать автор?
(Основные образы – осень, рощи, нивы, вода, солнце, горы, дорога, месяц. Центральный образ – дорога. Взрытая дорога – чёрная, разъезженная. Аналогия – дорога жизни. Главным становится автор.)
Из предложенного ряда рисунков учащиеся отбирают те, которые наиболее точно отражают их точку зрения.
Анализ художественных средств.
Проведи стилистический эксперимент: поменяй местами слова
Нивы сжаты – рощи голы –
Что изменилось? Как называется этот поэтический приём?
Найди самые яркие эпитеты. Определи их роль в стихотворении.
Какие ещё художественные средства использует автор? Приведи примеры, докажи их своеобразие.
Эмоциональный настрой.
Нарисуй радугу настроений по строфам.
Начерти партитуру стихотворения: отметь паузы; слова, куда падает логическое ударение; интонацию.
(Работа в парах 5–7 минут.)
Физкультминутка.
Осторожно ветер за калитку вышел (поднять руки вверх, опустить)
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.
Покачал тихонько ветками черёмух.
Пожурил за что – то воробьёв знакомых.
И, расправив гордо молодые крылья,
Полетел куда – то вперемешку с пылью.
Проверка выполнения работы. Рефлексия.
Какое задание для вас было самым трудным?
Что узнали новое, слушая одноклассников?
Как выросли в собственных глазах, выполняя работу?
Оцените степень своей самостоятельности при выполнении работы.
Какую оценку по 10 – бальной шкале себе поставите?
Вывод.
Почему стихотворение поместили в эту главу?
Докажите, что это стихотворение о родине.
В чём его своеобразие?
Сергей Есенин вырос в деревне. Герой его стихотворения не мыслит себя отдельно от родины. Глядя на увядающую природу, он размышляет о жизни. Эти размышления не только грустные, он надеется на чудо, на что – то хорошее впереди.
Мы проанализировали одно стихотворение С. Есенина, но вам уже известны и другие стихи этого автора, давайте их послушаем.
Дети читают стихи “Поёт зима – аукает”, “Берёза”, “Гой ты , Русь, моя родная…”, “Топи да болота”
Продолжите предложение: “Есенинская Русь – это русская деревня, крестьянская изба, православный храм, синее небо, широкие поля…”
Домашнее задание: стихотворение “Нивы сжаты, рощи голы…” выучить, прочитать стихотворение “Песнь о собаке”.