Хорошо развитая речь для каждого школьника – важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Владение связной речью – один из показателей образованности и культуры человека. Мы, учителя начальных классов, стоим у истоков речевой культуры детей.
Начинать работу по развитию речи надо с первых дней пребывания ребенка в школе, на уроках обучения грамоте и в дальнейшем на уроках русского языка и литературного чтения и специальных уроках по развитию речи учащихся.
Система уроков развития речи – один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. На уроках развития речи в большей степени по сравнению с традиционными уроками русского языка происходит обогащение словарного запаса и грамматического строя речи детей, обучение нормам языка и их использование в речи, совершенствование коммуникативных умений.
Работа по развитию речи учащихся многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений. Начинать работу над созданием простейших сочинений необходимо с первых уроков в школе. Этому предшествуют обучающие устные упражнения: составление устных ответов на вопросы, объединенные темой, восстановление деформированного текста, составление предложений по сюжетным картинкам, изложение собственных мыслей в связи с прочитанным, составление словосочетаний разного типа и их включение в предложение. Значительное место в процессе формировании умения выражать свои мысли и передавать их в логической последовательности занимает конструирование речевого произведения: упражнения по делению сплошного текста на предложения, составление рассказа по данному началу, середине, по его концу.
Работа по обучению написанию сочинения предусматривает обогащение словаря учащихся: введение в устные рассказы детей новых слов, подбор синонимов, антонимов, включение фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением, знакомство с переносным значением слов, усвоение сочетаемости слов. Бедность словаря школьника порождает однообразность его речи, делает ее неинтересной. Первые сочинения – это коллективно составленные рассказы на основе собственного опыта школьников, их наблюдений, материала, почерпнутого из книг, рассказов учителя, кинофильмов. Это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении. Почти все дети обладают врожденным языковым чутьем, легко творят новые слова, получают удовольствие от словесной игры, ибо в школу приходят с огромным эмоциональным зарядом и воображением.
Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает. На уроках русского языка дети получают представление о стилях и типах речи. Все эти сведения помогают в работе над сочинениями и служат совершенствованию умений их написания.
Особое внимание в работе над сочинением необходимо уделить выбору темы сочинения. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения. Дети любят яркие, образные заглавия. Но если учащимся предлагается широкая тема, они не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко. Для полноты раскрытия темы надо учить детей наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы.
Составление плана – неотъемлемая часть работы над сочинением. Необходимо отходить от традиционного написания сочинения по плану, данному учителем или коллективно составленному. К плану, к композиции построения текста ребенок должен прийти самостоятельно, исходя из потребности рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях.
В начальной школе дети учатся писать сочинения разных видов. Работая над сочинением-описанием школьники приучаются упорядочивать результаты наблюдений, к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения. Предлагаю детям написать сочинения на темы:
- “Полюбуйся, весна наступает”.
- “Эти волшебные облака”.
- “Светло-пушистая снежинка белая”.
- “Чародейка зима”.
- “Береза под моим окном”.
- “Осень – рыжая хозяйка”.
- “Моя любимая игрушка”.
- “Узор на оконном стекле”.
- “Моя милая мама”.
Описание картины – самая трудная форма сочинения. Картина воздействует на чувства ребенка, помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику, учит понимать искусство живописи. Здесь важно, чтобы ученик, использую свои знания, жизненный опыт, создавал в своем воображении сюжет, представил события, изображенные на картине. Для написания данного вида сочинений использую репродукции картин И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, К.Ф. Юона “Русская зима”, И.И. Левитана “Золотая осень”, “Березовая роща”, “Март”, И.И. Шишкина “Дубовая роща”, “Ручей в березовом лесу”, В.Д. Поленова “Ранний снег”, “Золотая осень”, А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.
Для успешной работы над сочинением – рассуждением надо учить детей устанавливать причинно – следственные связи в явлениях и событиях, формировать умения делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Дети рассуждают на темы:
- “Что такое детство?”
- “К чему приводит человека мечта?”
- “Где на свете райское местечко?”
- Герой…Есть ли он среди нас?”
- “Дружба – великая сила”.
- “Любимый труд – это радость”.
- “С чего начинается Родина?”
- “Лето – чудная пора”.
- “Почему я люблю математику”.
- “Дятел – полезная птица”.
- “Нужны ли нам книги”.
Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Правильно организованная работа над сочинением позволит развивать у детей творческие способности, самостоятельную мыслительную деятельность, формировать культуру речевого поведения, положительное мотивированное отношение к изучению родного языка.