Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных и артикулярных факторов.
Рассмотрим данные факторы.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке много.
Учёные-психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит зрительно и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
На своих уроках использую следующие приёмы: письмо с “дырками”– не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой цвет пасты, чтобы выделить трудную букву.
Очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. Можно проводить так называемый “диктант с обоснованием”. Учитель диктует слово, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т.к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их “слышать” орфограмму, обосновывать свой выбор её написания. Хорошую обратную связь даёт работа по карточкам.
Зрительный фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический образ того или иного слова, “запоминает” и затем пишет его уже автоматически.
Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Проговаривание – это как надо писать. Этот приём даёт неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более точному запоминанию его написания. Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на следующих уроках и в конце концов прочно запоминается. Упражнения отбираю в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использования сигнальных карточек. Обработка способов обнаружения орфограмм осуществляю в ходе зрительного, предупредительного и выборочного диктантов, при выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само– и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма.
Комментирование – это вид упражнения, включающий в себя рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Например: “подлетает” в приставке пишу букву О, в корне безударная гласная Е, проверяю – перелёт, в окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределённая форма подлетать не на – ить и не глагол– исключение, значит, 1 спряжение, пишу окончание – ЕТ.
Кроме того, комментированное письмо выступает один из приёмов по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция.
Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность выявить знания детей и проверить их орфографические навыки.
Работу по орфографии следует начинать с букварного периода. Именно в это время надо создать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным. В это время дети получают представление о сильной и слабой позициях звуков. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикулярное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, предупредительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий текста упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.
Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.
Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.
Для работы по формированию орфографической зоркости можно использовать разнообразные виды упражнений и занимательный материал.
Игра “Кто больше” Учитель показывает схему – карточку – дети называют слова с указанной орфограммой.
Игра “Соответствие” Соедини мелом, записанные на доске слова с выставленными карточками. Найди лишнюю карточку.
Игра “Узнай меня” Даётся краткая морфологическая и слоговая характеристика слова и указываются в нём типы орфограмм.
Можно использовать “Волшебный квадрат”. Этот квадрат лежит всегда на партах детей. После того, как ученики написали диктант, они накладывают квадрат на первое слово и постепенно, двигая его вправо, открывают первый слог, потом второй и т. д. Таким образом, он легко обнаруживает пропуск буквы. Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее. Цель данного этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие ученики писали слова правильно и осознанно, умели находить орфограммы в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.
Список литературы.
- Арутюнов А. Р. “Игровые занятия на уроках русского языка”.
- Булохов В.Я. “Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся”.
- Морозова М.Я., Петрова Е.Н. “Грамматические игры для начальных классов”.
- Селезнёва М.С. “Работа по развитию орфографической зоркости”.