Цели:
- Личностные: формировать у учащихся нравственно-этическую оценку произведений.
- Метапредметные: формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, искать необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, обучать умению аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.
- Предметные: обобщить знания о сказках, учить оформлять свою мысль в речевое высказывание.
Планируемые результаты:
- Личностные: ученик оценивает и понимает чувства и поступки других; применит знания в совместной учебной деятельности.
- Метапредметные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, осуществляет поиск необходимой информации, научится слушать и слышать одноклассников.
- Предметные: ученик учится формулировать тему и главную мысль произведения, находить средства выразительности, отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию.
Оборудование: презентация, портрет А.С.Пушкина, конверты, смайлики, 2 коробки.
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Психологический настрой:
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Разве милы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Я дарю свою улыбку всем вам. А вы поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями. Поздоровайтесь. Закройте глазки. Представьте себе, что вы попали в королевство. Мальчики поправьте свои пиджачки, девочки – свои сарафанчики и с этой ноткой добра начнем урок. Садитесь.
2. Постановка проблемы и определение темы.
– Сегодня на уроке мы вспомним сказки, изученные нами, а тему урока вы определите сами. Если вы переставите слова, то сможете определить тему урока.
(Эти, прелесть, что, сказки, за “Что за прелесть эти сказки”.)
– Вспомните, кто произнес эти замечательные слова? Да, конечно, А.С.Пушкин. Давайте посмотрим еще раз на его портрет.
(Выплывает на презентации портрет Пушкина.)
– Есть замечательное стихотворение, которое введет нас в терем сказок. Его нам прочитает Митина Ангелина.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица…
По комнате ходит сказка.
Проблемный вопрос.
– Что такое сказка? (Ответы детей.)
– А теперь давайте обратимся к словарю “Книгочей”, найдем там определение
“сказка” и прочитаем его.
– Ребята, а какова же особенность всех сказок? (Чудо, небылица.)
– Я в недоумении. У меня растет дочка, а надо ли мне ее знакомить со сказками,
раз они все небылицы и неправды?
– А давайте попытаемся на уроке ответить на вопрос, зачем нам нужны сказки? Но
прежде, чем приступить к работе, нам необходимо подготовиться.
Дыхательная гимнастика:
А сейчас без промедленья
Мы разучим упражненья.
Их, друзья, не забывайте
И почаще выполняйте.Вдох – погладь свой нос
От крыльев к переносице.
выдох – и обратно
Пальцы просятся. (5 раз )Пальчиком ноздрю закрой.
Подыши ноздрей другой.
Пальчик быстро поменяй,
Упражненье выполняй. (5 раз )
Чтение “эхом”.
На одном дыхании прочитайте гласные буквы из названия темы, а потом фразу еще раз хором выразительно.
Чтение слогов со сменой ударения:
Зря-зре-зрю-зря
А сейчас сказочная разминка: (доска, таблица)
Автор
Название
Жанр
Тема
– Я зачитаю вам отрывки из произведений, а вы должны мне определить: автора, название, жанр, тему.
Отрывки:
- Шли они день-другой, третий. Франческо-хромоножка никак не мог поспеть за братьями и плелся далеко позади. Нагонял он их лишь на привале. Но выходило так: только Франческо доберется до них, а братья уже отдохнули, встали и идут дальше. Бедный Франческо опять ковылял вслед. (Итальянская сказка, “Дары феи Кренского озера”, сказка, о людях.)
- Жил на свете рыцарь, свирепый и жестокий. До того свирепый, что все боялись его, – все, и свои и чужие. Когда он появлялся на коне среди улицы или на городской площади, народ разбегался в разные стороны, улицы и площади пустели. И было чего бояться рыцаря народу! (Л. Чарская “Живая перчатка”, сказка, о людях.)
- А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла. (Народ. “Лисичка-сестричка и волк”, сказка, о животных.)
– Ну что же, зря сочиняют сказки и передают их из уста в уста?
– Чтобы ответит на проблемный вопрос, мы должны поработать в группах и,
возможно, нам поможет фраза А.С.Пушкина. А какая – это тоже загадка!
Задания группам:
1. У вас 4 названия сказок. Распределите их на 2 группы, вспомните их и определите, зачем они нам нужны?
Л. Чарская “Живая перчатка”
“Гуси-лебеди”
“Теремок”
Х.К.Андерсен “Пятеро из одного стручка”
Е. Пермяк “Некрасивая елка”
2. Даны на листе отрывки из сказок. Дана книга с русскими народными сказками. Соедините признаки русской народной сказки с отрывками. Выберите 2 сказки и найдите в них эти признаки и скажите, зачем они нам нужны?
3. Дана книга с русскими народными сказками. В ней отмечено 6 сказок. Разделите эти сказки на 3 группы и ответьте на вопрос: “А зачем они нам нужны?”
“Зимовье” – сказка о животных; учит трудолюбию.
“Сестрица Аленушка и братец Иванушка” – сказка волшебная; учит слушаться
старших, уважать их.
“Крошечка-Хаврошечка” – бытовая сказка; учит быть добрыми, не быть завистливыми.
“Заяц-хваста” – сказка о животных; не хвастайся.
“Пузырь, соломинка и лапоть” – бытовая; учит трудолюбию.
“Лисичка со скалочкой” – сказка о животных.
4. Работа с учебником О.В.Кубасова 3 класс. Произведение Х.К.Андерсен “Ель”. Зачем эта сказка нам нужна?
Дать полную характеристику сказке: автор, название, жанр, тема, зачин, концовка; тип сказки.
Физкультминутка:
Обобщение:
– Сейчас подведем итоги. Каждая группа должна была выполнить определенное задание и ответить на вопрос: “Зачем нам нужны сказки?” За правильный ответ вы получаете конверт, но его не вскрываете, пока я не разрешу. Задание читаете.
1-й конверт: намек.
2-й конверт: сказка.
3-й конверт: да в ней.
4-й конверт: ложь.
– Откройте конверты и прочитайте то, что там находится. По 1 человеку от
группы выйдете к доске и прикрепите слова на доску.
– Что же поучилось? Составьте часть выражения “ Сказка – ложь, да в ней намек…
– А как ее можно продолжить? Кто автор этих строк? (…добрым молодцам урок).
– Какие же вы молодцы! Я поняла, что сказки нужны, и своей дочке я их буду
читать, чтобы она была доброй, трудолюбивой…
– А теперь ответьте на последние два моих вопроса:
– Я знаю….
_ Я умею…
– Нарисуйте смайлик (с улыбкой и без улыбки) и положите в нужную коробку.
Если урок понравился – то смайлик улыбается, если нет – то не улыбается.
Посчитаем и сделаем вывод.
Оценить работу групп.
Рефлексия:
Как удивительно хороша жизнь!
Как мозаика состоит она из
Разноцветных кусочков впечатлений,
Порою мимолетных, но тем не менее
Глубоко западающих в душу.
Умели бы видеть глаза и сердце…
– И я, ребята, хочу всегда видеть в ваших глазах искорку, мечтаю разбудить
вашу душу!
– Спасибо. До свидания, не забудьте попрощаться с гостями.