Открытый урок литературного чтения "Что за прелесть эти сказки!" 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Личностные: формировать у учащихся нравственно-этическую оценку произведений.
  • Метапредметные: формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, искать необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, обучать умению аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве.
  • Предметные: обобщить знания о сказках, учить оформлять свою мысль в речевое высказывание.

Планируемые результаты:

  • Личностные: ученик оценивает и понимает чувства и поступки других; применит знания в совместной учебной деятельности.
  • Метапредметные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, осуществляет поиск необходимой информации, научится слушать и слышать одноклассников.
  • Предметные: ученик учится формулировать тему и главную мысль произведения, находить средства выразительности, отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию.

Оборудование: презентация, портрет А.С.Пушкина, конверты, смайлики, 2 коробки.

Ход урока

1. Организационный момент.

1. Психологический настрой:

Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Разве милы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

Я дарю свою улыбку всем вам. А вы поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями. Поздоровайтесь. Закройте глазки. Представьте себе, что вы попали в королевство. Мальчики поправьте свои пиджачки, девочки – свои сарафанчики и с этой ноткой добра начнем урок. Садитесь.

2. Постановка проблемы и определение темы.

– Сегодня на уроке мы вспомним сказки, изученные нами, а тему урока вы определите сами. Если вы переставите слова, то сможете определить тему урока.

(Эти, прелесть, что, сказки, за “Что за прелесть эти сказки”.)

Вспомните, кто произнес эти замечательные слова? Да, конечно, А.С.Пушкин. Давайте посмотрим еще раз на его портрет.

(Выплывает на презентации портрет Пушкина.)

– Есть замечательное стихотворение, которое введет нас в терем сказок. Его нам прочитает Митина Ангелина.

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица…
По комнате ходит сказка.

Проблемный вопрос.

Что такое сказка? (Ответы детей.)
– А теперь давайте обратимся к словарю “Книгочей”, найдем там определение “сказка” и прочитаем его.
– Ребята, а какова же особенность всех сказок? (Чудо, небылица.)
– Я в недоумении. У меня растет дочка, а надо ли мне ее знакомить со сказками, раз они все небылицы и неправды?
– А давайте попытаемся на уроке ответить на вопрос, зачем нам нужны сказки? Но прежде, чем приступить к работе, нам необходимо подготовиться.

Дыхательная гимнастика:

А сейчас без промедленья
Мы разучим упражненья.
Их, друзья, не забывайте
И почаще выполняйте.

Вдох – погладь свой нос
От крыльев к переносице.
выдох – и обратно
Пальцы просятся. (5 раз )

Пальчиком ноздрю закрой.
Подыши ноздрей другой.
Пальчик быстро поменяй,
Упражненье выполняй. (5 раз )

Чтение “эхом”.

На одном дыхании прочитайте гласные буквы из названия темы, а потом фразу еще раз хором выразительно.

Чтение слогов со сменой ударения:

Зря-зре-зрю-зря

А сейчас сказочная разминка: (доска, таблица)

Автор
Название
Жанр
Тема

– Я зачитаю вам отрывки из произведений, а вы должны мне определить: автора, название, жанр, тему.

Отрывки:

  1. Шли они день-другой, третий. Франческо-хромоножка никак не мог поспеть за братьями и плелся далеко позади. Нагонял он их лишь на привале. Но выходило так: только Франческо доберется до них, а братья уже отдохнули, встали и идут дальше. Бедный Франческо опять ковылял вслед. (Итальянская сказка, “Дары феи Кренского озера”, сказка, о людях.)
  2. Жил на свете рыцарь, свирепый и жестокий. До того свирепый, что все боялись его, – все, и свои и чужие. Когда он появлялся на коне среди улицы или на городской площади, народ разбегался в разные стороны, улицы и площади пустели. И было чего бояться рыцаря народу! (Л. Чарская “Живая перчатка”, сказка, о людях.)
  3. А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла. (Народ. “Лисичка-сестричка и волк”, сказка, о животных.)

– Ну что же, зря сочиняют сказки и передают их из уста в уста?
– Чтобы ответит на проблемный вопрос, мы должны поработать в группах и, возможно, нам поможет фраза А.С.Пушкина. А какая – это тоже загадка!

Задания группам:

1. У вас 4 названия сказок. Распределите их на 2 группы, вспомните их и определите, зачем они нам нужны?

Л. Чарская “Живая перчатка”
“Гуси-лебеди”
“Теремок”
Х.К.Андерсен “Пятеро из одного стручка”
Е. Пермяк “Некрасивая елка”

2. Даны на листе отрывки из сказок. Дана книга с русскими народными сказками. Соедините признаки русской народной сказки с отрывками. Выберите 2 сказки и найдите в них эти признаки и скажите, зачем они нам нужны?

3. Дана книга с русскими народными сказками. В ней отмечено 6 сказок. Разделите эти сказки на 3 группы и ответьте на вопрос: “А зачем они нам нужны?”

“Зимовье” – сказка о животных; учит трудолюбию.
“Сестрица Аленушка и братец Иванушка” – сказка волшебная; учит слушаться старших, уважать их.
“Крошечка-Хаврошечка” – бытовая сказка; учит быть добрыми, не быть завистливыми.
“Заяц-хваста” – сказка о животных; не хвастайся.
“Пузырь, соломинка и лапоть” – бытовая; учит трудолюбию.
“Лисичка со скалочкой” – сказка о животных.

4. Работа с учебником О.В.Кубасова 3 класс. Произведение Х.К.Андерсен “Ель”. Зачем эта сказка нам нужна?

Дать полную характеристику сказке: автор, название, жанр, тема, зачин, концовка; тип сказки.

Физкультминутка:

Обобщение:

– Сейчас подведем итоги. Каждая группа должна была выполнить определенное задание и ответить на вопрос: “Зачем нам нужны сказки?” За правильный ответ вы получаете конверт, но его не вскрываете, пока я не разрешу. Задание читаете.

1-й конверт: намек.

2-й конверт: сказка.

3-й конверт: да в ней.

4-й конверт: ложь.

– Откройте конверты и прочитайте то, что там находится. По 1 человеку от группы выйдете к доске и прикрепите слова на доску.
– Что же поучилось? Составьте часть выражения “ Сказка – ложь, да в ней намек…
– А как ее можно продолжить? Кто автор этих строк? (…добрым молодцам урок).
– Какие же вы молодцы! Я поняла, что сказки нужны, и своей дочке я их буду читать, чтобы она была доброй, трудолюбивой…
– А теперь ответьте на последние два моих вопроса:
Я знаю….
_ Я умею…
– Нарисуйте смайлик (с улыбкой и без улыбки) и положите в нужную коробку. Если урок понравился – то смайлик улыбается, если нет – то не улыбается. Посчитаем и сделаем вывод.

Оценить работу групп.

Рефлексия:

Как удивительно хороша жизнь!
Как мозаика состоит она из
Разноцветных кусочков впечатлений,
Порою мимолетных, но тем не менее
Глубоко западающих в душу.
Умели бы видеть глаза и сердце…

– И я, ребята, хочу всегда видеть в ваших глазах искорку, мечтаю разбудить вашу душу!
– Спасибо. До свидания, не забудьте попрощаться с гостями.