Концепция урока литературы во все времена имеет две составляющих:
*Философия урока (мысль)
*Технология урока (как?)
Создавая урок литературы, нужно помнить слова русского философа, писателя и публициста И.А. Ильина: “…нужно дать урок человековедения, а не литературы”. Современные ученики плохо себе представляют связь , иногда вообще не понимают, зачем она пишется. Поэтому главная задача учителя литературы сегодня – помочь найти такие связи. Например, роман “Дворянское гнездо” показывает, ЧТО значит родина для человека. Когда И.С.Тургенев возвращает своего героя Лаврецкого из Парижа домой, писатель хочет показать русскому человеку, что у него есть свое собственное гнездо, “дворянское”; желает задеть “русскую струну”, чтобы та запела в душе. Как видим, литература создана для того, чтобы отображать жизнь, поэтому она всегда связана с жизнью.
Перед средней общеобразовательной школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Литература как учебный предмет предлагает школьникам такое знание о мире, которое не дает никакая другая школьная дисциплина, потому что литература как искусство словесного образа – это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, обладающей таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия.
Достоинство русской литературы – способность вызывать в читателе не только сильные эмоции, но и сострадание, сочувствие, не зависимо от исторического периода, состояния и возраста. Она дает человеку нравственные ориентиры, которые помогают нам различать добрые дела и злодеяния, честь и подлость, искренность и лицемерие, формируя нашу совесть. Без этих ориентиров невозможно нормальное становление личности ребенка, нормальное развитие общества. Без них сложно ответить на вопросы: в чем смысл и назначение человеческой жизни? Как бороться со злом в самом себе и в обществе? Можно ли нарушить нравственные законы во имя достижения общего блага? Над этими вопросами обязан задуматься каждый человек, начиная с детского возраста.
Литература может помочь осваивать жизнь. Нужно перейти границу между литературой и жизнью юных читателей. Урок литературы достигает своей высшей цели лишь тогда, когда предметом изучения является сама жизнь, важная, близкая, понятная и интересная для любого человека. Объединяя жизнь, изображенную художником слова, с реальной жизнью, окружающей школьников, нужно учить их разбираться в людях, делать нравственные открытия: Случайно ли Андрей Петрович Гринев нарек своего сына Петром? Достойны ли вы своих дедов и отцов? Что помогло спастись Васютке, заблудившемуся в осенней тайге? Почему так страдают ваши родители, когда вы доставляете им неприятности? Разрешить проблему, содержащуюся в вопросе, можно только путем "текстовых раскопок", аналитического чтения художественного произведения. Размышляя над проблемой, ученик может всесторонне раскрыться, в том числе и для себя самого. А это и есть нравственное прозрение и постижение общечеловеческих ценностей!
Теоретик М.М. Бахтин считал, что надо “войти творцом” в анализируемое произведение. А это уже творческая практика. Так или иначе, без соприкосновения литературного произведения с жизненным опытом читателя для школьника проку не будет. Так что разбор произведения лучше начинать не с сюжета и композиции, а с того, как оно соотносится с жизненной реальностью, в том числе с той, в которой находится учащийся.
Мне кажется, что в центре урока прежде всего должно быть “Я” ученика. Но организация и проведение урока невозможна без “Я” учителя, а изучение предмета литературы – без “Я” автора. Поэтому все три “Я” одинаково равноправно участвуют в создании урока. Только в этом случае состоится диалог литературы и жизни, диалог писателя, его книги со всей культурой мира. Таким образом, мы обрекаем себя на единственно возможную форму урока – полилог – и единственный жанр урока – исследование.
Мои представления о философии урока можно оформить в виде следующей схемы:
Вторая составляющая урока – это технология (педагогическая инженерия).
Цель технологии – конструирование урока и доведение конструкции до особой пластики, когда все элементы урока связаны, когда возникает “иллюзия кружева”. Она предполагает два ряда действий: систему умственных действий учителя и систему умственных действий ученика. Цель урока – внушить учащемуся, что он – творец этого урока. Технология в данном случае – осмысление того, “что буду делать я (учитель)” и “что будут делать дети”.
Я выделила для себя следующие принципы технологии:
1. Четко обозначить жанр урока (вводный в тему; обобщающий, промежуточный урок; урок аналитического чтения текста; монографический, т.е. урок одной темы; урок– диспут, урок– конференция и т.д.).
2 .Определить место урока в системе.
3. Придумать яркое броское название.
4. Подобрать эпиграф.
5.Продумать завязку, интригу урока (Например: к уроку – характеристики главной героини пьесы Н.А.Островского “Гроза” это может быть вопрос: “Кто она – богородица в окладе или падшая женщина?”; к уроку “Час ученичества в жизни Пушкина” – вопрос: “Гениальность и ученичество: совместимы ли они?”)
6. Комбинировать блоки работы на уроке:
*блок интересных вопросов;
*совмещение творческой работы учащихся и системы их умственных действий
(озвучить текст – “Первый бал Наташи Ростовой”; сравнить иллюстрации Врубеля к
произведениям Лермонтова; сделать вывод, обобщение; решить логическую,
филологическую задачу – “Что изменится, если в финале “Ревизора” актеров
заменить манекенами, облить горючей смесью и поджечь?”).
7. Использовать приемы “обратной связи” и активизации деятельности учащихся:
* интервью после урока;
* “Послесловие к уроку”;
* рецензия на урок, на лекцию, на ответ ученика;
* заметка “О чем недоговорил учитель на уроке”;
* прочитать любимый эпизод;
* составить “словарь урока”;
* “одеть” героя;
* посмотреть на героя глазами психолога (мамы, няни, друга, брата, соседа,
журналиста, критика, цензора, президента и т.д.);
* написать письмо герою;
* разыграть сценку;
* продолжи мысль… (О М.В.Ломоносове говорили: “Бывают дети, которые готовы весь
день что-то делать: ….., но бывают дети…” – ученик должен продолжить фразу);
* составить киносценарий;
* задать вопрос учителю по тексту;
* заочная экскурсия;
* ролевые игры (“Если бы я был режиссер, чтобы я предпочел из русской классики
для постановки в 20 веке”, “Если бы я был художник, какой книжный знак нарисовал
бы к рассказу И.А.Бунина “Антоновские яблоки”);
* делать подарки ко дню рождения писателя;
* использовать приемы опережающего повторения.
Мне кажется, что данные приемы способствуют развитию интеллекта школьников, творческого потенциала детей, учат ребят добывать и осваивать знания самостоятельно, реализуют заложенные природой творческие способности, потребности личности в постоянном самосовершенствовании.