“Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя а, напротив, одаряю”.
(Антуан де Сент – Экзюпери)
Россия стремиться к гармонизации национальных отношений в стране, мы должны работать над тем, чтобы, в конечном итоге, все национальные отношения в стране стали гармоничными заявлял президент РФ Дмитрий Медведев.
Уважение и утверждение культурных различий – высокий уровень поликультурного образования для детей и взрослых. Патриотизм и толерантность в современной России неотделимы друг от друга, т.к. Россия – страна многонациональная. Т. е. быть патриотичным, значит быть толерантным.
Содержание образования современной школы создает предпосылки для формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной “поликультурной” среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, а также формирует и воспитывает навыки толерантного поведения и сознания [1].
Учебный предмет "География" представляет собой определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания, и принятие учащимися другой культуры то есть религии, языка, традиций. Носители культуры – это народы, каждый из которых имеет свои традиции и культуру отношений, поведения. На уроках географии я знакомлю учащихся с другими традициями, религией, нормами определенного поведения разных народов, воспитываю патриотизм и толерантность.
Для учащихся важно понимание, что Россия – многонациональное государство.
Уроки географии позволяют вводить в мировоззрение учащихся понятие толерантности.
В результате проведения такой работы у ребят появляются новые интересные и необычные знания традиций разных народов мира, вырабатывается уважительное отношение к ним, а значит, развивается толерантность.[2]
В школе, где процесс образования идет на фоне воспитания; где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов, нужна терпимость в отношении друг к другу, не взирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения. Поэтому толерантности нужно учить, наравне со всеми учебными предметами, в том числе и на уроках химии. Учить принимать других такими, какие они есть. Учить терпимо, относиться к самобытности, умно разрешать конфликты, творчески преобразовывать различия.[3]
Большой потенциал для формирования поликультурной образовательной среды представляют такие темы уроков, которые рассматривают общие теоретические вопросы:
предпосылки зарождения науки химии, историю открытий химических элементов, формирование химических и физических законов, составленная периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и многие другие. Эти уроки могут развивать самостоятельность, ответственность, расширять кругозор, формировать научное мировоззрение.
А универсальным результатом многих направлений поликультурного влияния должна стать личность ученика, максимально образованная, толерантная во всех смыслах этого слова.
Раздел урока школьного курса. География. |
Тема урока. | Раздел, в котором рассматривается понятие толерантности. | Ожидаемые конечные результаты. |
7 класс. | 1. Земля – планета людей. | “ Народы и страны”. Создание непринужденной доброжелательной атмосферы в классе, воспитание уважения и терпимости к людям независимо от расовой и конфессиональной принадлежности |
В результате ребята понимают, что за названиями религий и этносов стоят люди с другими традициями быта и культуры, но с такими же, как у нас общечеловеческими ценностями. |
2. Население и политическая карта (Африки, Южной Америки, Северной Америки, Австралии, Евразии). |
“ Народы и страны материков”. Прививать уважение и интерес к традициям быта разных народов. |
Создание условий для воспитания
толерантности.
|
|
8 класс. | 1. Геополитическое, этнокультурное и экологическое положение России. | “Население России”. Учить проявлять уважение к религиозным традициям, обычаям разных народов. |
Создание условий для понимания важности
толерантного отношения к представителям различных наций и
национальностей. На примере дружбы между молодёжью разных национальных культур регионов России. |
2. Численность населения России. | “Население России”. Воспитание уважения и терпимости к людям независимо от численности, расовой и конфессиональной принадлежности. |
Уважение к культуре и традициям, самобытности каждого народа. | |
3.Этнический, языковой и религиозный состав населения. |
“Население России”. Признание и уважение культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран. |
Развивать у подрастающего поколения чувство толерантности. | |
9 класс. | 1. Население и хозяйственное освоение Центральной России, Европейского Юга, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Дальнего Востока. | “Население России”. Сформировать представление о религии как о древнейшей сфере духовной культуры и ее значении для современного общества. |
Развитие навыков межкультурного общения. |
10 класс. | 1. Население как предмет изучения
социально – экономической географии (численность, религиозный состав,
воспроизводство населения, состав населения, размещение и миграции). 2. Международная экономическая интеграция. 3. Геополитическое положение стран мира “Горячие точки планеты”. |
“ Население мира”.
Воспитывать у учащихся правильное, разумное, терпимое отношение к людям разных национальностей. Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков, развивать творческие способности, интерес к традициям, обычаям, культуре других народов. |
Знакомство с мировыми религиями. Формирование позитивного отношения к различным конфессиональным течениям, к представителям различных вероисповеданий. Создание активной гражданской позиции молодёжи. |
11 класс. | 1. Зарубежная Европа. Политическая карта и международные отношения. 2. Субрегионы 3. Зарубежной Азия. Население, особенности воспроизводства, “Демографический взрыв” 4. Глобальные проблемы человечества. |
“Население Зарубежной Европы”. Формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. |
В результате знакомства с причинами конфликтов и их последствиями у учащихся возникает желание найти способ прекращения конфликта, и они часто предлагают свои варианты для этого. Во время диалога они становятся на разные стороны участников конфликтов и активно ищут правильный ответ. Это развивает терпимость к разным мнениям на одни и те же события, а значит толерантность. |
Русские ученые известны,
Имена их в мире свято чтут
Ломоносов, Менделеев, Ферсман
И других ученых крупный ряд.
Раздел урока школьного курса ХИМИЯ. | Рассматриваемые на уроке вопросы, связанные с понятием толерантность. | Ожидаемые конечные результаты. |
1. Предмет химии. Вещества.
|
Влияние развития взглядов ученых разных стран в разные эпохи жизни на формирование научных открытий, достижений и возникновение науки химия. | Уважительное отношение к заслугам ученых мира, внесших свой вклад в развитие науки. Воспитание чувства гордости у учащихся за химическую науку, у истоков которой стояли выдающиеся русские ученые: М.В. Ломоносов, Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров. |
2. Химия: с древности до наших дней. | Этапы развития химии. Достижения химии – это не только благо, но и химическое оружие, и загрязнение окружающей среды и ряд других проблем на планете Земля. | Знать и правильно использовать
достижения современной химии, формировать научное мировоззрение. Учитывать весомый вклад в развитие науки людей различных культур и национальностей. |
3. Химические знаки и формулы. | Понятие о знаках химических элементов и знакомство с этимологическими началами их названий: мифами древних греков, географическими началами, именами великих ученых. | Принять за основу исторически сложившиеся названия химических элементов. |
4. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | Предпосылки возникновения периодической системы химических элементов. Структура периодической таблицы. Научное и мировоззренческое значение периодического закона. | Владеть основными химическими и
физическими понятиями, знаниями
фундаментальных законов физики и химии. Воспитание гуманистически ориентированной личности. Периодическая система – это стройная научная классификация химических элементов, созданная Д.И.Менделеевым. |
5. Предмет органической химии. | Предмет органической химии. Значение и роль органической химии в системе естественных наук. История развития органической химии. | Органическая химия – это бурно развивающаяся отрасль химической промышленности. Благодаря результатам научной деятельности ученых-химиков всего мира приведены в систему сведения об огромном числе органических веществ. |
6. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. | Предпосылки создания теории строения: работы предшественников, работы А. Кекуле и Э.Франкланда, участие в съезде врачей и естествоиспытателей в г. Шпейнере. | Уважительное отношение к
научно-культурному наследию и классическому пониманию теории химического
строения органических веществ.
Это результат обобщения богатейшего фактологического материала ученых всего мира, который накопила органическая химия. Понимание взаимного влияния взглядов ученых разных стран на научные достижения. |
7.Основные сведения о строении атомов. | Научные открытия и выводы ученых- химиков и физиков о строении атома: Стони, Д.Томсона, Ж.Перрена, Э.Резерфорда, Д.И.Мен-делеева. |
Понимание и принятие научных открытий,
доказывающих что атом – сложная частица, что он делим. Владеть знаниями о составе, строении и химических свойствах простых веществ и сложных. Иметь представление об электронном строении атомов и молекул. |
Список использованной литературы.
[1] Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб: КАРО, 2007.
[2] Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. — М.: ЦСПиМ, 2010.
[3] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков – Москва “Просвещение” 2009.
4. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6–11 классы / сост. Е.В.Овсянникова.– 2-е изд.М.: Дрофа, 2009.
5. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия 8–11 классы / сост. О.С.Габриелян. М.: Дрофа, 2012.