Подготовка к ГИА по математике учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ

Разделы: Математика


“Подготовка к ГИА по математике учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ”

Важной задачей модернизации российского образования становится совершенствование контроля за обучением и управление его качеством. Одной из форм такого контроля является проведение экзамена по математике за курс основной школы в форме ГИА.

Новая форма призвана обеспечить соответствующее стандартам качество образовательных услуг, объективность контроля и надежность оценивания результатов познавательной деятельности учащихся.

Кто же такие дети с ограниченными возможностями здоровья? Рассматриваемая нами группа – это дети, имеющие задержанное психическое развитие. Им свойственно нарушение нормального темпа психического развития вследствие соматических заболеваний, поражений центральной нервной системы или педагогической запущенностью. Характеризуется это снижением умственной работоспособности, отставанием в развитии познавательной деятельности, неустойчивостью внимания, ограниченным объемом памяти и др. В отличие от олигофрении задержка психического развития носит временный характер и корректируется в условиях специального обучения.

Обучение данной категории учащихся происходит на базе специальных коррекционных классов или коррекционных школ VII вида. Учебный план составлен таким образом, чтобы обеспечить коррекционно-развивающую направленность процесса обучения и дать возможность учащимся получить обязательный образовательный ценз, согласно программным требованиям.

Особенностью обучения является то, что каждый урок должен кроме образовательных задач преследовать коррекционные, направленные на развитие психических процессов учащихся, за счет специальных приемов и методов работы. Считается, что к концу обучения, учащиеся должны освоить базовый уровень согласно программным требованиям.

На сегодняшний день на коррекционно-развивающие занятия в рамках изучения математики отводится следующее количество часов в неделю: в 7 классе – 0,5 ч, в 8 классе – 0,5 ч, в 9 классе – 1 час. Кроме того, учащиеся 5-7 классов могут посещать группы продленного дня, в которых им будет оказана помощь в приготовлении домашних заданий, в том числе и по математике.

На сегодняшний день ГИА носит рекомендательный характер. Ее выбор зависит от желания обучающего. Процедура организации ГИА по алгебре в новом формате достаточно проста. Работа состоит из двух частей. На выполнение работы отводится 4 часа (240 минут). Первая часть направлена на проверку достижения базовой подготовки по курсу алгебры основной школы, вторая часть – на дифференцированную проверку повышенного уровня владения материалом. Плюсами данной аттестации является то, что у ребенка перед глазами есть ответы (при заданиях, где есть выбор ответа из предложенных четырех), не требуется писать подробных развернутых вычислений и ответов (при заданиях, в которых полученный краткий ответ необходимо записать в отведенном для этого месте), что крайне важно, так как у большинства детей имеется дисграфия. Кроме того, задания на соотнесения объектов из верхнего ряда с объектами из нижнего ряда вызывают интерес и желание выполнения, так как такая форма работы привычна детям на коррекционных занятиях с логопедом и психологом. Учителю остается перенести имеющиеся навыки на математическое содержание.

К минусам можно отнести то, что баллы за часть 2 начисляются лишь при условии получения минимально необходимого балла за задания части 1 и то, что данный экзамен проходит не на базе школы.

В силу этого данная форма аттестации по математике вызывает опасение учителей и администрации коррекционных школ, а также общеобразовательных школ, на базе которых открыты коррекционные классы.

Учителя коррекционных школ отмечают слабую подготовку учащихся и особенно по математике. Вызвано это особенностями развития детей с ЗПР. Проведенный анализ школьной документации показал, что большинство учащихся справляется с программой на удовлетворительно. Есть как “сильные”, так и “слабые” учащиеся, но их процент по сравнению с общим количеством обучающихся не высок.

Следует отметить и тот факт, что учащиеся ЗПР испытывают трудности при изучении некоторых тем, также как и учащиеся общеобразовательных школ.

На сегодняшний день, из личных бесед с учителями и администрацией школ, в которых обучаются дети с ЗПР, становится понятным, что, доводя до сведения родителей информацию об итоговой аттестации, новая форма ГИА упоминается вскользь. Более подробно описывается традиционная форма, принятая в школе на протяжении многих лет. И при выборе формы аттестации практически все склоняются к выбору традиционной формы. Так с введением ГИА с 2004 года и по 2012 год, на базе школы, в которой проводилось исследование, данная форма аттестации не выбиралась ни одним из учащихся.

Большинство лицеев и училищ, куда могут поступить выпускники школы VII вида, принимает их без вступительных экзаменов. Но при формировании групп и в начале обучения преподавателям важно знать уровень учащихся, который к ним поступил и в этом им может помочь анализ ГИА по математике. В результате анализа работ учащихся можно заметить, к какой теме относятся повторяющиеся ошибки, и определить вопросы, требующие дополнительной проработки.

Подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к новой форме аттестации работа не одного года. Начинать это делать можно и нужно с 5 класса, вводя задания нового типа постепенно и на каждом уроке. Кроме этого, на факультативных занятиях следует готовить учащихся не только к привычной форме аттестации, тем самым, ограничивая их возможности, но и к новой, за счет применения всевозможных форм работы: тестовые задания, опорные конспекты, листы и тетради с печатной основой, использования возможностей современной техники. Говорить об одном и том же, несколько раз, но разными словами. Дать образец, с возможностью самостоятельного изучения, повторения какой либо темы. Предложить имеющийся уже набор тренировочных упражнений в разнообразных формах его представления. Кроме этого можно и необходимо привлекать к этой работе педагогов-психологов, учителей физики и химии.

Проведенная исследовательская работа была представлена на XIV межвузовской конференции, проходящей в РГПУ им.А.И.Герцена в 2012 г.