Цель урока: на основе актуализации знаний о роли причастий в речи путем анализа текстов разных стилей и практических заданий исследовательского характера выявить особенности употребления причастий в речи.
Задачи:
- Образовательная: закрепить и обобщить понятия "причастие и его грамматические признаки", "стили речи".
- Развивающая: развивать речь учащихся, обогащать словарный запас; развивать умение работать с текстом; развивать сообразительность, абстрактное мышление, память.
- Воспитательная: воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование: интерактивная доска, листы с рабочими материалами для учащихся.
Ход урока
1. Беседа с классом, постановка цели урока.
– Прочитайте эпиграф к уроку. О чем это высказывание М.В.Ломоносова? ("Они
(причастия) служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и
глагола силу" М.В.Ломоносов.)
– Сегодня на уроке мы должны раскрыть эту мысль великого ученого, узнать, что за
сила таится в этой части речи. Есть имя прилагательное, есть глагол. Зачем же
речи причастия?
– Часто ли мы употребляем причастия в речи?
2. Чтение текстов разных стилей (научного и художественного). Задание: выбрать из текста и записать причастия, выделить в них суффиксы; выяснить, по каким признакам можно выделить причастия среди других частей речи.
Текст 1.
Замерзшие на оконных стеклах ледяные узоры окрасились в розовый нежный цвет утренней зари. Ясное, сверкающее утро. Снег, нападавший ночью и еще не изборожденный полозьями, лежал ровными пеленами. В воздухе стоял прозрачный морозный блеск, захватывающий при дыхании горло. (А.Куприн)
– Какую картину вы себе представляли, слушая текст?
– Что хотел сказать автор этим текстом?
– Определите стиль текста, выпишите причастия.
Текст 2.
Листопад у каждого дерева свершается по-своему. Деревья одной породы, иной раз стоящие рядом, сбрасывают листья неодновременно. А у дуба даже есть две формы: дуб летний осенью обязательно сбрасывает листья, дуб зимний иногда остается на зиму покрытым сухими мертвыми листьями. Опавшие листья, разлагаясь, удобряют почву. Кроме того, прикрытая почва зимой не промерзает, так как подстилка – очень плохой проводник тепла и вместе со снегом препятствует охлаждению почвы.
– Что вы узнали из этого текста?
– Какова авторская задача?
– Определите стиль текста, выпишите причастия.
Проверка записи с помощью слайда на экране.
Вывод: причастия активно используются в речи, они употребляются в книжных стилях речи.
3. Сравнение причастия и глагола.
– Итак, причастия мы часто употребляем в письменной речи. Почему же нам недостаточно глагола и прилагательного? Вначале сравним причастие и глагол.
На доске написаны предложения:
1) Сад цветет. Вокруг – цветущий сад. Мальчик читает. В кресле сидел читающий мальчик. Листья поблекли. На ветках деревьев еще видны последние поблекшие листья.
– Прочитайте предложения, скажите, какая часть речи указывает только на действие, а какая, кроме действия, обозначает еще и качество, состояние, определенную характеристику? Одно слово, а содержит большую информацию?
Вывод: действительно, причастия придают нашей речи мелодику, делают нашу речь более понятной. Кроме того, глагол указывает на "голое" действие, причастие же наряду со значением действия дает возможность полюбоваться признаком предмета. Поэтому поэты и писатели активно используют причастия в своем творчестве.
2) Листья кружатся в воздухе и медленно падают на землю.
Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу.
– Замените в данных предложениях один из глаголов причастием. (Листья,
кружащиеся в воздухе, медленно падают на землю. Осеннее солнце, пригревающее
своими лучами землю, испаряет влагу.)
– Какие предложения звучат более живописно, создают более яркий образ осени?
Вывод: поскольку причастия являются определениями в тексте, их присутствие позволяет дать более точное представление о предмете, сделать текст более ярким и выразительным.
3) Уставший от долгого стояния на одном месте, мальчик прислонился к стене. Кое-где видны были уже зеленеющие поля. Далеко доносились звуки поющих птиц.
– Замените причастия синонимичными сочетаниями глагола со словом "который".
– Сопоставьте синонимичные конструкции, скажите, какие из них являются более
краткими?
– Для какого стиля речи важна краткость в изложении материала?
– Один из учеников выписал несколько формулировок из учебника математики.
Послушаем его: какие выражения встречаются в формулировках правил – с причастным
оборотом или со словосочетанием глагола и слова "который"?
Вывод: в текстах научного стиля используются причастия, так как они помогают сделать речь более лаконичной, точной, краткой.
– Вот и вы должны научиться говорить на уроке, умело пользуясь научным стилем. Сегодня поможем математике.
4) Работа в группах.
– Замените глагол причастием, прочитайте вслух друг другу, а потом от группы один ученик пусть читает всему классу.
Задание 1.
Углом называется геометрическая фигура, которая образована точкой и двумя
лучами, которые исходят из этой точки.
Задание 2.
О точках, которые принадлежат прямой, говорят, что они лежат на прямой.
Задание 3.
Треугольником называется фигура, которая состоит из трех отрезков, которые
попарно соединяют три точки, которые не лежат на одной прямой.
5) Проверка выполнения индивидуального задания.
– Один ученик из класса выполнял индивидуальное задание. Он должен был следить за речью одноклассников, родителей и сделать вывод об использовании причастий в разговорном стиле.
(Примерный ответ. На протяжении нескольких дней я следил за речью одноклассников, своих родителей и ни разу не услышал предложения с причастиями.)
– Правильно. Ведь, как сказал великий русский писатель А. С. Пушкин : “Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, и прочее, мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.
Вывод: люди в повседневной (разговорной) речи почти не используют причастия, а употребление нескольких причастий рядом иногда делает речь неблагозвучной.
6) Редактирование предложения.
– Прочитайте предложение, все ли вам в нем понятно?
"Командир отряда, который подошел к реке, делал распоряжения о переправе". (Появляется двусмысленность.)
– Замените глагол-сказуемое причастием, запишите в исправленном виде.
4. Сравнение причастий и прилагательных.
– Прочитайте предложения, найдите причастия, обозначающие цвет.
Осень! Осыпается весь наш бедный сад...
Листья пожелтевшие по ветру летят. (А.К.Толстой)
Колеблющийся полет бабочек над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ. (С.Аксаков)
– Сравните слова "пожелтевшие" и "желтые", "зеленеющий" и "зеленый". Чем отличаются эти слова?
– В языке художественной литературы причастия используются в различных описаниях, благодаря этому описания приобретают образность, динамичность, действенность, экспрессивность. Русские писатели и поэты являются мастерами художественного слова. Чтобы к ним приблизиться, надо развивать свою речь, совершенствовать словарный запас, для того чтобы не просто любоваться красотой природы, но и уметь нарисовать образно, художественно словесную картину.
5. Творческая работа.
– Подберите как можно больше определений к слову "снег", распределяя их в группы: причастия и прилагательные. (Пример ответа: белеющий и чистый, сверкающий и свежий, липнущий и липкий и т.д.) Используя данные определения, напишите связный текст – описание заснеженного пейзажа.
6. Подведение итогов, оценивание.
Домашнее задание: дописать творческую работу (при желании красочно оформить её – в виде презентации).