Формирование целостного мировоззрения школьников на внеклассных мероприятиях по физике

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Улучшение образование — лучшие инвестиции,
которые мы можем сделать, потому что
это отвечает интересам всех слоёв общества [1].

Билл Гейтс «The Road Ahead»

Актуальность

В наши дни государство ведёт поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. Огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты Отечественной истории. Вступив в череду «наполеоновских войн», Россия выступила заступницей Европы. В 2012 году в России отмечается 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, во время которой был подлинный подъём национального самосознания.

Технология кроссворда взаимосвязана с проектной и игровой технологией,  поэтому имеет сходные с ними идеи: индивидуальный, развивающий, исследовательский, коммуникативный и рефлексивный подход к личности учащегося. Игровое моделирование создаёт психологически комфортную среду, обеспечивающую каждому ученику творческую свободу. Положительные эмоции, возникающие у детей в процессе игры, способствуют предупреждению перегрузки.
Рассмотрим сценарий интеллектуальной игры для 9-го класса.

Предмет: физика

Цель: формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

  •  Организовать работу учеников таким образом, чтобы  они смогли показать знание истории, литературы и физики, приобретая опыт применения научных методов познания и развивая компетентность в области использования ИКТ (обучающая).
  •  Используя активные формы работы в игровой ситуации, создать практически для каждого ученика ситуацию успеха, условия для развития интеллекта, качеств креативности и формирования целостного мировоззрения обучающихся (развивающая).
  •  Способствовать формированию российской гражданской идентичности, развитию коммуникативной компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, в конфликтной ситуации согласно культуре межличностных взаимоотношений (воспитывающая).

Практическая значимость ресурса: материал может быть использован на  внеклассных занятиях, как по истории, так и при изучении физики – для иллюстрации различных тем курса. Изучение физических явлений с помощью художественных произведений и исторических фактов способствует формированию целостного мировоззрения обучающихся, соответствующего современному уровню их образования.

Межпредметные связи: история, литература, астрономия, география, математика, изобразительное искусство.

Тип урока: креативный.

Форма урока: интеллектуальная  групповая игра.

Методы обучения: проблемное изложение, частично - поисковый и исследовательский для решения познавательных и проблемных задач,  мозговой штурм, аналогия, ассоциация, обучение через проектную деятельность.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры для обучающихся и учителя, мультимедийный  проектор (место проведения – компьютерный класс).

Условия успеха

1. Учет возрастных особенностей. Надо учитывать уровень конкретного класса и каждого ученика. В возрасте 13 – 15-ти лет (учащиеся VII – IX классов) возрастает способность к абстрагированию, самостоятельность в формулировании выводов, в соотнесении знаний и умений. Школьники в этом возрасте уже способны анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия [2].

Для учащихся данного возраста характерна критичность мышления, свойственна большая требовательность к сообщаемой информации. Проявление эмоций у подростков часто бывает достаточно бурное [3]. Положительные эмоции  поддерживаются за счет снятия напряжения в  процессе игры. Учитель поддерживает комфортный психологический климат, поощряет удачные ответы.

2. Личностно-значимое понимание. Мотив, побуждающий учеников работать на конечный результат  – объяснить  физические явления, встречающиеся в жизни.

Развитие творческих мыслительных способностей невозможно вне проблемных ситуаций, поэтому особое значение в обучении имеют нестандартные вопросы  и задачи с практическим содержанием [3]. В итоге, обучающиеся учатся отстаивать свою точку зрения; их внимание акцентируется на актуальных проблемах современной науки. В режиме интерактивного взаимодействия у школьников происходит изменение  ценностных ориентаций, общение наполняется  более гуманным, нравственным смыслом.

Приветствуется элемент состязания в группах (это активизирует познавательную деятельность). Дать возможность желающим пояснить ответы. В случае расхождения мнений — провести дискуссию. Акцентируется внимание учащихся на наиболее полных, логически обоснованных ответах.

С решением кроссворда тесно связано творчество, а творчество всегда приносит радость. Завершение напряженной умственной работы приносит огром­ное удовлетворение.

Основные дидактические требования: структуризация учебного материала; интерактивность обучения; адаптивность обучения с учетом уровня знаний, умений, психологических особенностей каждого обучающегося [4].

Приемы: педагогика сотрудничества; игра (формирует умение видеть необычное в знакомых вещах; приводит к образовательной результативности; мотивирует обучающихся приобретать практический опыт по решению интеллектуальных, творческих и кризисных задач).

Планируемые результаты работы

  • Предметные:
    • формирование представлений о механических явлениях, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; понимание физических основ средств передвижения и связи;
    • развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики.
  • Метапредметные:
    • умение планировать пути  достижения целей,  выбирать  эффективные способы решения задач;
    • умение  устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, делать выводы;
    • умение преобразовывать знаки и символы для решения задач;
    • умение организовывать  сотрудничество с учителем и сверстниками;
    • владение навыками рейтинговой оценки своей деятельности.
  • Личностные:
    • формирование готовности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
    • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню образования обучающихся;
    • формирование коммуникативной компетентности;
    • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.

Интеллектуальная игра построена на соревновании групп учащихся – кто быстрее даст правильный ответ на предлагаемый учителем вопрос. Применяется нетрадиционный вид тематического контроля знаний  – тест-кроссворд для оценки результатов усвоения тем «Механические, тепловые, электрические и магнитные явления».
Соотнесенность содержания контрольных заданий с целями обучения  –  главное требование к организации контроля [5]. В Приложении 7 рассмотрены  таксономии учебных целей, которые являются основой для содержания данного контроля.
В разгадывании кроссворда важен результат, что эффективно мотивирует ученика. Дети осваивают тему, даже не думая об этом. В итоге, обучающиеся учатся отстаивать свою точку зрения; их внимание акцентируется на проблемах современной науки. Изучение опытов позволяет углубить представления учащихся об экспериментальном методе познания в физике. В режиме интерактивного взаимодействия у школьников происходит изменение личностных ценностных ориентаций, общение наполняется  более гуманным, нравственным смыслом.

Формирование целостного мировоззрения  обучающихся с помощью решения кроссворда эффективно, так как новое знание нанизывается на старое, что способствует обучению творческой личности. Этот метод проверки – только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала. В Приложении 8 рассмотрены  основные этапы урока.

Ход занятия

Организационный этап

На компьютерах – на рабочем столе – презентация (Microsoft Power Point), демонстрируемая в режиме Офис на интерактивной доске.

Основной этап

Слова учителя: Здравствуйте, ребята! История мировой цивилизации богата событиями, которые нельзя  стереть из памяти народа. Военный историк М. И. Богданович оценил потери Русской армии в течение  хода войны с объединенной Европой 1812 – 1814  годов  в  210  тысяч  погибших.  Без войны, увы, человечество ещё не научилось жить. С огромным интересом мы изучаем «Наполеоновские войны», материалы и источники, которые остались нам в наследство от Великого прошлого [6].
Сегодня  мы проводим интеллектуальную игру «Физические явления в наполеоновских войнах», в  ходе которой вы сможете показать Ваши знания по темам «Механические, тепловые, электрические и магнитные явления», а также широту Вашего кругозора.

Проблема: «Мифы и реальность наполеоновских войн»

Цель: объяснить исторические факты наполеоновских войн с точки зрения физики.

Гипотеза: «Если с точки зрения физики мы объясним, что происходило в наполеоновских войнах, то мы узнаем, какие исторические факты были реальными».

Игровая задача: выяснить характер войны 1812 года.

Сетка кроссворда «Физические явления в наполеоновских войнах»

Рис. 1

Слова учителя:  на столах у каждой группы лежит  «Краткая инструкция для обучающихся» (Приложение 4) и сетка кроссворда.

Кроссворд имеет 21 задание, предполагает возможность работы в сети Интернет. Соревнуются группы учащихся – кто быстрее даст правильный ответ на предлагаемый вопрос. У каждой группы есть бланки с сеткой кроссворда, но отсутствуют вопросы. В течение игры желающие могут дискутировать, пользоваться интерактивной доской, демонстрировать для доказательства необходимые эксперименты. Для каждого участника игры предоставляются бланки для ведения проектного задания «Физические явления в наполеоновских войнах». (Приложение 2) Их можно заполнить во время игры или (по желанию) выполнить к следующему занятию дома.

Вопросы
1.  Основная задача механики Наполеона. Наполеон:  «Сердце России, которое я намерен поразить —  это…»
2. Его девиз: «Лучше быть острожным, чем обманутым». Наполеон называл его «Старый лис Севера». Полководец, главнокомандующий русской армии.
3. «Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила…»  А.С.Пушкин
4. Кто применял закон ускоренного движения в войне: выиграть одно сражение и решить исход войны?
5. Что это было? «Однажды утром  в июне 1815 г. жители города  Вервье (Бельгия) увидели в небе войско так ясно, что можно было различить даже пушку со сломанным колесом, которое вот-вот отвалится».   К.Фламарион
6. Физическое явление, объясняющее появление миражей.
7.   В войне 1812 году применялись  вороты, приводимые в движение лошадьми; блоки; бревна-рычаги и рычаг I рода…
8. " Пространство звёздного тёмного неба открылось глазам Пьера. Обсыпанная со всех сторон звёздами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая …, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света..." Лев Толстой.
9. Впечатление детства Л. Толстого (1828 — 1910) от увиденной им в 1835 г. кометы нашло отражение при описании гигантской кометы 1811 года в романе «Война и мир». Кто открыл комету, которую дважды видел   Л. Н. Толстой?
10.    Это может быть в трёх агрегатных состояниях, находится на границе и на карте обозначено, как…
11. Вид продольной механической волны, описанной Л.Толстым в романе «Война и мир»: «Спереди в дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма с шипящим свистом вылетали ядра»
12. Баллистика — наука о движении снарядов, мин, пуль. В переводе с греческого означает…
13. «Скажи-ка, дядя,
Ведь не даром Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да говорят ещё какие,
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина». Автор?
14. Звание военачальника Груши, который не соединился  с  войсками  Наполеона в битве при Ватерлоо.
15.  Несмотря на численное превосходство французов, сражение у деревни Лубино 7 августа 1812 года окончилось для русских стратегическим успехом.
 Жестокий бой длился до  ночи. Когда был убит конь генерала П. А.Тучкова, он повел  гренадеров в бой, во время которого был тяжело ранен [7]. Французы взяли раненого генералаТучкова в плен, так как помог им  отраженный от устланной пылью поверхности Луны …
16. В каком городе 18 июня 1815 году произошло знаменитое сражение, в котором наблюдались редкие оптические явления?
17. Какое  историческое событие приводит к нежелательным последствиям при выполнении законов механики?
18. «…Теперь ты вдаль взгляни,
Где скачут в бой вослед знамен
За эскадроном эскадрон;
Ты думаешь, они -
Войска победные … Кого ожидали французы в битве при Ватерлоо?
19. Конечной координатой вектора войск Наполеона 26 августа 1812 г. был пункт…
20.  «…Полк князя Андрея был в резервах, которые стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии…» Л.Н. Толстой  «Война и мир»
Траекторией баллистического движения является…
21. Открытие какого звукового явления спасло честь маршала Груши, которого французы считали предателем в битве при Ватерлоо?

Правильные ответы на вопросы

Рис. 2

Подведение итогов. Слова учителя: Почему война 1812 года – Отечественная? Потому, что в ней участвовали все слои населения. И хотя с тех пор прошло 200 лет, люди до сих пор помнят доблесть тех, кто сражался за нашу Родину. Отечественная война – освободительная справедливая, всенародная война против иноземных захватчиков. Хотите узнать свою оценку за тему? Вам поможет «Лист успеха»! (Приложение 1)

Ответьте на вопрос: какие физические явления объясняют мифы и реальность наполеоновских войн? Рассчитайте свою  рейтинговую оценку. (Приложение 2)

Подведем итоги. Информация о домашнем задании (Приложение 8).

Рефлексия. Ученики в группах составляют синквейн по теме игры.

Пример создания синквейна

В первой строчке тема называется одним словом (существительное) Явления
Во второй строчке два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. физические, исторические
В третьей строчке три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы. помогут нам понять
В четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. мифы и реальность наполеоновских войн.
В пятой строке – слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы на эмоциональном или философско-обобщенном уровне. «Недаром помнит вся Россия
про день Бородина».

Награждение победителей. До новых встреч! Спасибо за внимание.

Итог: в ходе занятия (с элементами технологии критического мышления) ученики овладевают различными приемами работы с информацией, учатся делать выводы, формулировать свою точку зрения, внимательно относиться к аргументам оппонента. Интерактивные методы обучения изменяют роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Таким образом, реализуется цель занятия (формирование ключевых компетенций обучающихся).

«Открытые задания» проблемного характера позволяют организовать работу учащихся так, чтобы они смогли развивать личностные, предметные и метапредметные умения, навыки и креативные способности. Учитель выступает в  роли консультанта, обеспечивает мотивацию, контролирует лишь ключевые моменты выполнения проекта. Отсутствие заранее известного решения, готового ответа стимулирует школьников к реализации своего творческого потенциала [8].
Согласно развивающему дифференцированному обучению, ученики по желанию выполняют индивидуальное домашнее задание. Это помогает оценить степень их познавательного интереса и усвоения темы. С учетом мониторинга, который ведется в течение игры, выставляется рейтинговая оценка.

При проведении занятия также реализуются цели изучения физики на ступени основного общего образования: освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях; методах научного познания природы; овладение умениями применять полученные знания для объяснения природных явлений; развитие познавательных интересов, творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни.

Опыт показывает, что подобные занятия по формированию целостного мировоззрения  и ключевых компетенций улучшают эмоциональное состояние учащихся, эффективны в достижении конечного результата. Использование занимательности обосновано тем,  что «эмоционально окрашенный учебный материал и материал, заученный с хорошим настроением лучше усваивается» [9].

Внедрение в учебный процесс элементов игры создаёт психологически комфортную среду, обеспечивающую каждому ученику творческую свободу. Это позволяет  улучшить психологический климат и качество образования.

Заключение

Система оценки знаний нацелена на полноту и объективность уровня знаний учащихся. Ее внедрение повышает активность учащихся в учебном процессе, что особенно актуально в 9 классах. Позитивная конкуренция в выпускном 9 классе снимает напряженность в процессе игры.

Дополнительные баллы активизируют развитие способностей учащихся, мотивируют школьников к участию в олимпиадах, исследованиях, проектной деятельности.

Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается в росте социальной активности учащихся; в признании равноценности различных образовательных траекторий. Дальнейшее использование рейтинговой системы позволяет производить анализ обученности, как одного учащегося,  так и класса или параллели по освоению предмета в течение  года [10].

Список литературы и  Интернет-ресурсов

  1. @ Майкрософт. «Белая книга» - часть 2. «Обучая граждан 21 века» / http://www.it-n.ru/materials.aspx?cat_no=241&d_no=2520
  2. Шатова И.В. Методологические подходы к организации тестовой формы контроля знаний учащихся 5–11-х классов с учетом возрастных особенностей. [www документ] — URL:https://urok.1sept.ru/articles/521325/
  3. Сайт «Коллекция рефератов Revolution». Возрастные, физиологические и психологические особенности школьников 7-9 кл., организация учебной деятельности. [www документ] — URL: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00359699_0.html
  4. Зайцева Е.Н.Оценка эффективности самостоятельного обучения студентов в телекоммуникационной среде средствами непараметрической статистики. - IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Kazan. Russia, 9-12 August 2002.
  5. Киселева А. В. Критерии оценки знаний учащихся по физике // Фізіка: праблемы выкладання. – 2002. – № 2.
  6. Сайт Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Информационные технологии в преподавании физики [www документ] — URL:  http://www.loiro.ru/files/users_27_itvfizike.pdf
  7. Тучково | Тучково.су. Сайт города. История Тучково. [www документ] — URL: http://www.tuchkovo.su/stranicy-istorii/istoriya-tuchkovo.htm
  8. Андрианова Г.А. Открытые задания как компонент личностного содержания дистанционного обучения. ЦДО «Эйдос», 2005.
  9. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
  10. Абакарова Т. М.Рейтинговая система оценки успеваемости учащихся на уроках информатики и ИКТ в условиях экспериментальной деятельности. [www документ] — URL:  https://urok.1sept.ru/articles/609033/

Приложение 3

Приложение 5

Приложение 6