Улучшение образование — лучшие
инвестиции,
которые мы можем сделать, потому что
это отвечает интересам всех слоёв общества [1].
Билл Гейтс «The Road Ahead»
Актуальность
В наши дни государство ведёт поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. Огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты Отечественной истории. Вступив в череду «наполеоновских войн», Россия выступила заступницей Европы. В 2012 году в России отмечается 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, во время которой был подлинный подъём национального самосознания.
Технология кроссворда взаимосвязана с
проектной и игровой технологией, поэтому
имеет сходные с ними идеи: индивидуальный,
развивающий, исследовательский, коммуникативный
и рефлексивный подход к личности учащегося.
Игровое моделирование создаёт психологически
комфортную среду, обеспечивающую каждому
ученику творческую свободу. Положительные
эмоции, возникающие у детей в процессе игры,
способствуют предупреждению перегрузки.
Рассмотрим сценарий интеллектуальной игры для
9-го класса.
Предмет: физика
Цель: формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи:
- Организовать работу учеников таким образом, чтобы они смогли показать знание истории, литературы и физики, приобретая опыт применения научных методов познания и развивая компетентность в области использования ИКТ (обучающая).
- Используя активные формы работы в игровой ситуации, создать практически для каждого ученика ситуацию успеха, условия для развития интеллекта, качеств креативности и формирования целостного мировоззрения обучающихся (развивающая).
- Способствовать формированию российской гражданской идентичности, развитию коммуникативной компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, в конфликтной ситуации согласно культуре межличностных взаимоотношений (воспитывающая).
Практическая значимость ресурса: материал может быть использован на внеклассных занятиях, как по истории, так и при изучении физики – для иллюстрации различных тем курса. Изучение физических явлений с помощью художественных произведений и исторических фактов способствует формированию целостного мировоззрения обучающихся, соответствующего современному уровню их образования.
Межпредметные связи: история, литература, астрономия, география, математика, изобразительное искусство.
Тип урока: креативный.
Форма урока: интеллектуальная групповая игра.
Методы обучения: проблемное изложение, частично - поисковый и исследовательский для решения познавательных и проблемных задач, мозговой штурм, аналогия, ассоциация, обучение через проектную деятельность.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры для обучающихся и учителя, мультимедийный проектор (место проведения – компьютерный класс).
Условия успеха
1. Учет возрастных особенностей. Надо учитывать уровень конкретного класса и каждого ученика. В возрасте 13 – 15-ти лет (учащиеся VII – IX классов) возрастает способность к абстрагированию, самостоятельность в формулировании выводов, в соотнесении знаний и умений. Школьники в этом возрасте уже способны анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия [2].
Для учащихся данного возраста характерна критичность мышления, свойственна большая требовательность к сообщаемой информации. Проявление эмоций у подростков часто бывает достаточно бурное [3]. Положительные эмоции поддерживаются за счет снятия напряжения в процессе игры. Учитель поддерживает комфортный психологический климат, поощряет удачные ответы.
2. Личностно-значимое понимание. Мотив, побуждающий учеников работать на конечный результат – объяснить физические явления, встречающиеся в жизни.
Развитие творческих мыслительных способностей невозможно вне проблемных ситуаций, поэтому особое значение в обучении имеют нестандартные вопросы и задачи с практическим содержанием [3]. В итоге, обучающиеся учатся отстаивать свою точку зрения; их внимание акцентируется на актуальных проблемах современной науки. В режиме интерактивного взаимодействия у школьников происходит изменение ценностных ориентаций, общение наполняется более гуманным, нравственным смыслом.
Приветствуется элемент состязания в группах (это активизирует познавательную деятельность). Дать возможность желающим пояснить ответы. В случае расхождения мнений — провести дискуссию. Акцентируется внимание учащихся на наиболее полных, логически обоснованных ответах.
С решением кроссворда тесно связано творчество, а творчество всегда приносит радость. Завершение напряженной умственной работы приносит огромное удовлетворение.
Основные дидактические требования: структуризация учебного материала; интерактивность обучения; адаптивность обучения с учетом уровня знаний, умений, психологических особенностей каждого обучающегося [4].
Приемы: педагогика сотрудничества; игра (формирует умение видеть необычное в знакомых вещах; приводит к образовательной результативности; мотивирует обучающихся приобретать практический опыт по решению интеллектуальных, творческих и кризисных задач).
Планируемые результаты работы
- Предметные:
- формирование представлений о механических явлениях, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; понимание физических основ средств передвижения и связи;
- развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики.
- Метапредметные:
- умение планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способы решения задач;
- умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение преобразовывать знаки и символы для решения задач;
- умение организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками;
- владение навыками рейтинговой оценки своей деятельности.
- Личностные:
- формирование готовности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню образования обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Интеллектуальная игра построена на
соревновании групп учащихся – кто быстрее даст
правильный ответ на предлагаемый учителем
вопрос. Применяется нетрадиционный вид
тематического контроля знаний –
тест-кроссворд для оценки результатов усвоения
тем «Механические, тепловые, электрические и
магнитные явления».
Соотнесенность содержания контрольных заданий с
целями обучения – главное требование к
организации контроля [5]. В Приложении
7 рассмотрены таксономии учебных
целей, которые являются основой для содержания
данного контроля.
В разгадывании кроссворда важен результат, что
эффективно мотивирует ученика. Дети осваивают
тему, даже не думая об этом. В итоге, обучающиеся
учатся отстаивать свою точку зрения; их внимание
акцентируется на проблемах современной науки.
Изучение опытов позволяет углубить
представления учащихся об экспериментальном
методе познания в физике. В режиме
интерактивного взаимодействия у школьников
происходит изменение личностных ценностных
ориентаций, общение наполняется более
гуманным, нравственным смыслом.
Формирование целостного мировоззрения обучающихся с помощью решения кроссворда эффективно, так как новое знание нанизывается на старое, что способствует обучению творческой личности. Этот метод проверки – только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала. В Приложении 8 рассмотрены основные этапы урока.
Ход занятия
Организационный этап
На компьютерах – на рабочем столе – презентация (Microsoft Power Point), демонстрируемая в режиме Офис на интерактивной доске.
Основной этап
Слова учителя: Здравствуйте, ребята!
История мировой цивилизации богата событиями,
которые нельзя стереть из памяти народа.
Военный историк М. И. Богданович оценил потери
Русской армии в течение хода войны с
объединенной Европой 1812 – 1814 годов в
210 тысяч погибших. Без войны, увы,
человечество ещё не научилось жить. С огромным
интересом мы изучаем «Наполеоновские войны»,
материалы и источники, которые остались нам в
наследство от Великого прошлого [6].
Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Физические
явления в наполеоновских войнах», в
ходе которой вы сможете показать Ваши знания по
темам «Механические, тепловые, электрические и
магнитные явления», а также широту Вашего
кругозора.
Проблема: «Мифы и реальность наполеоновских войн»
Цель: объяснить исторические факты наполеоновских войн с точки зрения физики.
Гипотеза: «Если с точки зрения физики мы объясним, что происходило в наполеоновских войнах, то мы узнаем, какие исторические факты были реальными».
Игровая задача: выяснить характер войны 1812 года.
Сетка кроссворда «Физические явления в наполеоновских войнах»
Рис. 1
Слова учителя: на столах у каждой группы лежит «Краткая инструкция для обучающихся» (Приложение 4) и сетка кроссворда.
Кроссворд имеет 21 задание, предполагает возможность работы в сети Интернет. Соревнуются группы учащихся – кто быстрее даст правильный ответ на предлагаемый вопрос. У каждой группы есть бланки с сеткой кроссворда, но отсутствуют вопросы. В течение игры желающие могут дискутировать, пользоваться интерактивной доской, демонстрировать для доказательства необходимые эксперименты. Для каждого участника игры предоставляются бланки для ведения проектного задания «Физические явления в наполеоновских войнах». (Приложение 2) Их можно заполнить во время игры или (по желанию) выполнить к следующему занятию дома.
№ | Вопросы |
1. | Основная задача механики Наполеона. Наполеон: «Сердце России, которое я намерен поразить — это…» |
2. | Его девиз: «Лучше быть острожным, чем обманутым». Наполеон называл его «Старый лис Севера». Полководец, главнокомандующий русской армии. |
3. | «Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля; Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила…» А.С.Пушкин |
4. | Кто применял закон ускоренного движения в войне: выиграть одно сражение и решить исход войны? |
5. | Что это было? «Однажды утром в июне 1815 г. жители города Вервье (Бельгия) увидели в небе войско так ясно, что можно было различить даже пушку со сломанным колесом, которое вот-вот отвалится». К.Фламарион |
6. | Физическое явление, объясняющее появление миражей. |
7. | В войне 1812 году применялись вороты, приводимые в движение лошадьми; блоки; бревна-рычаги и рычаг I рода… |
8. | " Пространство звёздного тёмного неба открылось глазам Пьера. Обсыпанная со всех сторон звёздами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая …, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света..." Лев Толстой. |
9. | Впечатление детства Л. Толстого (1828 — 1910) от увиденной им в 1835 г. кометы нашло отражение при описании гигантской кометы 1811 года в романе «Война и мир». Кто открыл комету, которую дважды видел Л. Н. Толстой? |
10. | Это может быть в трёх агрегатных состояниях, находится на границе и на карте обозначено, как… |
11. | Вид продольной механической волны, описанной Л.Толстым в романе «Война и мир»: «Спереди в дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма с шипящим свистом вылетали ядра» |
12. | Баллистика — наука о движении снарядов, мин, пуль. В переводе с греческого означает… |
13. | «Скажи-ка, дядя, Ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да говорят ещё какие, Недаром помнит вся Россия Про день Бородина». Автор? |
14. | Звание военачальника Груши, который не соединился с войсками Наполеона в битве при Ватерлоо. |
15. | Несмотря на численное
превосходство французов, сражение у деревни
Лубино 7 августа 1812 года окончилось для русских
стратегическим успехом. Жестокий бой длился до ночи. Когда был убит конь генерала П. А.Тучкова, он повел гренадеров в бой, во время которого был тяжело ранен [7]. Французы взяли раненого генералаТучкова в плен, так как помог им отраженный от устланной пылью поверхности Луны … |
16. | В каком городе 18 июня 1815 году произошло знаменитое сражение, в котором наблюдались редкие оптические явления? |
17. | Какое историческое событие приводит к нежелательным последствиям при выполнении законов механики? |
18. | «…Теперь ты вдаль взгляни, Где скачут в бой вослед знамен За эскадроном эскадрон; Ты думаешь, они - Войска победные … Кого ожидали французы в битве при Ватерлоо? |
19. | Конечной координатой вектора войск Наполеона 26 августа 1812 г. был пункт… |
20. | «…Полк князя Андрея был в резервах,
которые стояли позади Семеновского в
бездействии, под сильным огнем артиллерии…»
Л.Н. Толстой «Война и мир» Траекторией баллистического движения является… |
21. | Открытие какого звукового явления спасло честь маршала Груши, которого французы считали предателем в битве при Ватерлоо? |
Правильные ответы на вопросы
Рис. 2
Подведение итогов. Слова учителя: Почему война 1812 года – Отечественная? Потому, что в ней участвовали все слои населения. И хотя с тех пор прошло 200 лет, люди до сих пор помнят доблесть тех, кто сражался за нашу Родину. Отечественная война – освободительная справедливая, всенародная война против иноземных захватчиков. Хотите узнать свою оценку за тему? Вам поможет «Лист успеха»! (Приложение 1)
Ответьте на вопрос: какие физические явления объясняют мифы и реальность наполеоновских войн? Рассчитайте свою рейтинговую оценку. (Приложение 2)
Подведем итоги. Информация о домашнем задании (Приложение 8).
Рефлексия. Ученики в группах составляют синквейн по теме игры.
Пример создания синквейна
В первой строчке тема называется одним словом (существительное) | Явления |
Во второй строчке два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. | физические, исторические |
В третьей строчке три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. | помогут нам понять |
В четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. | мифы и реальность наполеоновских войн. |
В пятой строке – слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы на эмоциональном или философско-обобщенном уровне. | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». |
Награждение победителей. До новых встреч! Спасибо за внимание.
Итог: в ходе занятия (с элементами технологии критического мышления) ученики овладевают различными приемами работы с информацией, учатся делать выводы, формулировать свою точку зрения, внимательно относиться к аргументам оппонента. Интерактивные методы обучения изменяют роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Таким образом, реализуется цель занятия (формирование ключевых компетенций обучающихся).
«Открытые задания» проблемного
характера позволяют организовать работу
учащихся так, чтобы они смогли развивать
личностные, предметные и метапредметные умения,
навыки и креативные способности. Учитель
выступает в роли консультанта, обеспечивает
мотивацию, контролирует лишь ключевые моменты
выполнения проекта. Отсутствие заранее
известного решения, готового ответа стимулирует
школьников к реализации своего творческого
потенциала [8].
Согласно развивающему дифференцированному
обучению, ученики по желанию выполняют
индивидуальное домашнее задание. Это помогает
оценить степень их познавательного интереса и
усвоения темы. С учетом мониторинга, который
ведется в течение игры, выставляется рейтинговая
оценка.
При проведении занятия также реализуются цели изучения физики на ступени основного общего образования: освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях; методах научного познания природы; овладение умениями применять полученные знания для объяснения природных явлений; развитие познавательных интересов, творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний с использованием информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни.
Опыт показывает, что подобные занятия по формированию целостного мировоззрения и ключевых компетенций улучшают эмоциональное состояние учащихся, эффективны в достижении конечного результата. Использование занимательности обосновано тем, что «эмоционально окрашенный учебный материал и материал, заученный с хорошим настроением лучше усваивается» [9].
Внедрение в учебный процесс элементов игры создаёт психологически комфортную среду, обеспечивающую каждому ученику творческую свободу. Это позволяет улучшить психологический климат и качество образования.
Заключение
Система оценки знаний нацелена на полноту и объективность уровня знаний учащихся. Ее внедрение повышает активность учащихся в учебном процессе, что особенно актуально в 9 классах. Позитивная конкуренция в выпускном 9 классе снимает напряженность в процессе игры.
Дополнительные баллы активизируют развитие способностей учащихся, мотивируют школьников к участию в олимпиадах, исследованиях, проектной деятельности.
Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается в росте социальной активности учащихся; в признании равноценности различных образовательных траекторий. Дальнейшее использование рейтинговой системы позволяет производить анализ обученности, как одного учащегося, так и класса или параллели по освоению предмета в течение года [10].
Список литературы и Интернет-ресурсов
- @ Майкрософт. «Белая книга» - часть 2. «Обучая граждан 21 века» / http://www.it-n.ru/materials.aspx?cat_no=241&d_no=2520
- Шатова И.В. Методологические подходы к организации тестовой формы контроля знаний учащихся 5–11-х классов с учетом возрастных особенностей. [www документ] — URL:https://urok.1sept.ru/articles/521325/
- Сайт «Коллекция рефератов Revolution». Возрастные, физиологические и психологические особенности школьников 7-9 кл., организация учебной деятельности. [www документ] — URL: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00359699_0.html
- Зайцева Е.Н.Оценка эффективности самостоятельного обучения студентов в телекоммуникационной среде средствами непараметрической статистики. - IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Kazan. Russia, 9-12 August 2002.
- Киселева А. В. Критерии оценки знаний учащихся по физике // Фізіка: праблемы выкладання. – 2002. – № 2.
- Сайт Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Информационные технологии в преподавании физики [www документ] — URL: http://www.loiro.ru/files/users_27_itvfizike.pdf
- Тучково | Тучково.су. Сайт города. История Тучково. [www документ] — URL: http://www.tuchkovo.su/stranicy-istorii/istoriya-tuchkovo.htm
- Андрианова Г.А. Открытые задания как компонент личностного содержания дистанционного обучения. ЦДО «Эйдос», 2005.
- Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
- Абакарова Т. М.Рейтинговая система оценки успеваемости учащихся на уроках информатики и ИКТ в условиях экспериментальной деятельности. [www документ] — URL: https://urok.1sept.ru/articles/609033/