Урок окружающего мира "Как люди считают время". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: познакомить детей с системой исторического счета времени.

Задачи:

  1. формировать умение ориентироваться в счете времени от выбранной точки отсчета;
  2. развивать историческое мышление;
  3. воспитывать интерес к истории своей родины.

Ход урока

I. Сообщение темы урока, постановка проблемы.

1. Отгадывание загадки.

– Отгадайте загадку, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока:

Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Время.)

Сегодня мы будем говорить о времени.

2. Работа с рисунком.

– Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? (Приборы для измерений.)

Назовите их. Что можно измерить с их помощью? (Длину, вес, температуру, время.)

Что означают числа на приборах? (Количество единиц измерения.)

Как мы измеряем величины: длину, вес? (От нуля.)

Вывод: Все измерения начинаются от начала.

На каких приборах есть нуль? На часах нуля нет, а где тогда начинается время? Можно сказать, что его не было, а потом оно появилось?

Вывод: У времени нет начала.

Какое возникло противоречие? (У времени начала нет, но мерить его нужно от начала.)

Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: Как люди считают время?

II. Поиск решения.

1. Актуализация знаний.

Рассмотрите схему в учебнике на стр. 12.

Давайте выясним, что мы знаем о времени, а чего еще не знаем. (По мере беседы заполняется таблица.)

Что мы знаем о времени Что мы не знаем о времени
Время измеряют в часах, минутах, днях, годах.

Время бесконечно: у него нет начала и конца.

Время делится на прошлое, настоящее, будущее.

От какой точки ведется отсчет времени.

Что такое эра.

Как определить к какому веку относится тот или иной год.

В каких единицах измеряется время?

На какую геометрическую фигуру похожа река времени? Каким свойством обладает кривая? (Бесконечность.)

На какие отрезки делится время? (Прошлое, настоящее, будущее.)

Мы уже выяснили, что не знаем от какой точки вести отсчет времени.

Найдите на реке времени на отрезке прошлого какой термин вам не понятен? (Эра.)

2. Открытие нового знания.

1) Точка отсчета времени – рождение Иисуса Христа.

– Начнем поиск ответов на вопросы, с понятия “эра”. Для того, чтобы узнать, что под ним скрывается прочтем статью из словаря.

Эра – это…

– Посмотрите, что за значок скрывается под понятием эра. Кто знает, что это за знак? Как он может быть связан с эрой? Найдем ответ в тексте учебника стр.13.

– Итак, какое событие взяли за точку отсчета времени? Как вы думаете, будет называться наша эра? (Христианская вера.)

– Давайте еще раз вспомним, что такое христианство, послушаем доклад.

2) Счет исторического времени.

– Нам осталось ответить на последний вопрос, как определить к какому веку относится тот или иной год. Для этого найдите в учебнике страницу 15. Прочитайте правила про себя.

Кто может соединить начало и конец правил?

Если число заканчивается на два нуля, то первая цифра, или первые две цифры, это номер века.
Если вместо нулей появляются другие цифры, то к первой цифре, или к двум первым цифрам нужно прибавить “1” и получится номер века.

III. Решение проблемы.

– Можем ли мы ответить на вопрос нашего урока: как считать время, если у него нет начала?

 Нужно выбрать точку отсчета, считать время с помощью разных временных отрезков: век, год и т.д.

IV. Первичное применение знаний.

Работа в тетради стр.4, задание 1, стр. 4, задание 2. (Фронтально.)

V. Итог урока.

Что вам понравилось на уроке?

Оцените свою работу.

Домашнее задание: стр. 16, вопрос 1–3.