Педагогические цели: посредством наблюдения вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; способствовать развитию внимания, наблюдательности; закреплению умения прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
Планируемые результаты (предметные): знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; уметь прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- Регулятивные: уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
- Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
- Познавательные: уметь делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из 1–2 шагов.
- Личностные: положительно относятся к школе и имеют адекватное представление о ней.
Сценарий урока
I. Организационный момент
– Добрый день, ребята!
– Начинаем урок математики.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука – это математика.
Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку мне, гостям.
II. Актуализация знаний
1) Учитель:
– Ребята, к нам на урок сегодня пришла еще и семья
медведей (на доске рисунок, где изображены
большой и маленький медведи)
– Они принесли с собой звуковое письмо (включаю
магнитофон, на кассете запись – голоса взрослого
медведя и 2-х медвежат)
Взрослый медведь:
– Здравствуйте, ребята. У нас есть двое сыновей.
Они постоянно ругаются!
Старший медвежонок:
– Я первый! Меня мама больше любит!
Младший медвежонок:
– Нет, я первый! Меня любят больше!
Старший медвежонок:
– Первым я должен везде быть, потому что я старше
и больше тебя!
Младший медвежонок:
– Нет, я должен быть везде первым, потому что я
младше и меньше тебя!
Взрослый медведь:
– И так каждый день. А сорока послушала, что у вас
сейчас будет урок, который сможет помочь нам
рассудить наших медвежат.
Учитель:
– Ребята, а вы как думаете, кто должен быть первым
– тот, кто больше или тот, кто меньше? (Дети дают
противоречивые ответы)
Учитель:
– Ну что ж, я вижу, что наш урок будет необходим не
только медвежатам, но и нам самим.
2) Учитель:
– Итак, начинаем.
(на доске записаны примеры)
2+3 3+3
2+2 3+2
– выберите те выражения, где сумма равна 5, не
забывайте контролировать друг друга с помощью
сигнальчиков.
– прочитайте эти выражения разными способами (после
ответов детей рядом с нужными выражениями
прикрепляю цветной магнит)
– что заметили в этих выражениях?
Дети:
– одинаковые знаки, одинаковые слагаемые
3) Учитель:
– Переходим к следующему заданию
2 ? 4 = 4 ? 2
(? написаны на карточках, под ними на доске
написаны +)
– какой знак нужно поставить между числами,
чтобы получить верное равенство? Не забудьте про
сигнальчики.
Дети:
– нужно поставить знак +
Учитель:
– докажите, что именно +
Дети:
– мы не можем поставить –, потому что не можем от
2 отнять 4
– потому, что 2+4=6 и 4+2=6
(убираю карточки с ?, под ними +)
Учитель:
– прочитайте полученное равенство
Дети:
– сумма чисел 2 и 4 равна сумме чисел 4 и 2
Учитель:
Что заметили в этом равенстве?
Дети:
–одинаковые слагаемые
– одинаковые знаки
4) Учитель:
– Что особенного в этих выражениях?
5 + ? = 6 1 + ? = 6
(«окошечки» – листок бумаги, под ним – нужное
число)
Дети:
– ответ одинаковый
– одинаковые знаки
Учитель:
– какое число поставим в первое «окошечко»?
Дети:
– 1
Учитель:
– обоснуйте свой ответ
(после ответа детей убираю 1–й
листок–«окошечко», там цифра 1)
– прочитайте выражение разными способами (дети
читают)
(аналогично ведётся работа с 2–м выражением)
Учитель:
– почему ответ получился одинаковый?
Дети:
– использовались одинаковые знаки
– использовались одинаковые слагаемые
III. Введение новых знаний
1) Учитель:
– Приготовьте счётные кружочки. (Дети
достают из конвертов набор индивидуального
счётного материала – кружочки красного и синего
цвета)
– Составьте число 3 из 2-х слагаемых. (Дети
составляют)
00 + 0
(Вывешиваю на доску карточку 2 + 1)
– У кого так же? (Сигнальчики)
– Как ещё можно выполнить это задание?
0 + 00
(Вывешиваю рядом карточку 1 + 2)
– Кто составил так же? (Сигнальчики)
– Какой знак можно поставить между этими
выражениями?
Дети:
– знак =
Учитель:
– Объясните, почему?
Дети:
– 2+1=3 и 1+2=3
Учитель:
– Прочитайте полученное равенство
Дети:
– сумма чисел 2 и 1 равна сумме чисел 1 и 2
Учитель:
– Поменяйте местами свои кружочки-слагаемые (Дети
передвигают кружочки)
– Что можем сказать о слагаемых?
Дети:
– они не изменились, только поменялись местами
Учитель:
– Что можем сказать о сумме?
Дети:
–она тоже не изменилась
Учитель:
Какой вывод мы можем сделать?
Дети:
– от того, что слагаемые поменялись местами,
сумма не изменилась
IV. Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
V. Работа над новым материалом
2) Учитель:
– А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в
игру «День – ночь»
– День! (прикрепляю на доску рисунок со
снегирями, сидящими на ветке)
0 0 0
0 0 0 0
– Составьте задачу по рисунку
Дети:
– На первой ветке сидело 3 снегиря, на второй
ветке – 4. Сколько всего снегирей сидело на
дереве?
Учитель:
– Что обозначает число 3?
Дети:
– столько снегирей сидело на первой ветке
Учитель:
– Что обозначает число 4?
Дети:
– столько снегирей на второй ветке
Учитель:
– Повторите вопрос задачи
Дети:
– Сколько всего снегирей сидело на дереве?
Учитель:
– Запишите решение задачи с помощью цифр и
знаков из ваших конвертиков (Используется
индивидуальная разрезная касса цифр, набор
необходимых цифр и знаков лежит в конвертике у
каждого ребёнка. Далее ведётся проверка
составления решения задачи с использованием
сигнальчиков, опрашиваются 2 – 3 ребёнка, решение
читается разными способами)
Учитель:
– Назовите ответ задачи
Дети:
– На дереве сидело 7 снегирей.
Учитель:
– Ночь! (Дети закрывают глаза, учитель в это
время переставляет 1 снегиря с нижней ветки на
верхнюю)
0 0 0 0
0 0 0
Учитель:
– День!
– Что заметили?
Дети:
– 1 снегирь с нижней ветки перелетел на верхнюю
Учитель:
– У вас уже есть одно решение задачи. Найдите
способ быстро его изменить.
– Что для этого нужно сделать?
Дети:
– Поменять местами слагаемые 3 и 4
Учитель:
– Почему? (Ответ детей)
Учитель:
– Назовите получившееся решение. (Дети
называют решение задачи, взаимопроверка
осуществляется с помощью сигнальчиков)
– Что произошло со слагаемыми в наших задачах?
Дети:
– Поменялись местами
Учитель:
– Что вы можете сказать о сумме?
Дети:
– Она не изменилась.
3) Учитель:
– Так какой же вывод мы можем сделать?
Дети:
– Если слагаемые поменять местами, сумма не
меняется.
Учитель:
– А теперь давайте прочитаем, как об этом сказано
в учебнике – стр. 14. (Чтение правила в учебнике)
Учитель:
– Давайте повторим его все вместе. (Повторное
проговаривание правила хором)
4) Учитель:
– Ребята, а как вы думаете, могло бы наше
волшебное правило помочь маленьким медвежатам
не ссориться?
– Как оно им поможет?
– А чтобы родителям было легче справиться со
своими спорщиками, давайте пошлём медвежатам
памятку
– Эту работу мы будем выполнять в группах. (Дети
объединяются в 2 группы)
Учитель:
– Покажите с помощью этих геометрических фигур
наше правило перестановки слагаемых. (Каждой
группе даётся наборное полотно и набор
геометрических фигур – по 2 больших и 2 маленьких
квадрата, 2 карточки со знаком +, 1 карточка со
знаком =)
(Дети составляют памятки)
+
=
+
+
= +
Учитель:
– Как вы рассуждали при составлении памятки? (1
представитель от каждой группы отчитывается о
работе всей группы)
Учитель:
– Какое правило вы использовали при составлении
памяток?
Дети:
– Правило перестановки слагаемых.
Учитель:
– Вот, пожалуй, такие памятки мы и пошлём
медвежатам в лес, чтобы они не ругались больше и
помнили, что родители любят их обоих одинаково и
что надо жить дружно и друг другу уступать. (Закрепляю
на доску памятки рядом с рисунками медведей)
VI. Физкультминутка
На моей руке пять пальцев.
Они пишут и хватают,
Моют, чистят и строгают.
Они пилят и что-то берут,
В них таскают и ими дают.
Удивительная семья –
Полюбуйтесь, друзья!
VII. Закрепление нового материала
1) Учитель:
– Ребята, у вас на столах лежат карточки с
заданием. Поработайте над ним вместе, вдвоём.
2+3 1+1 1+4
4+1 2+2
3+3 3+2 4+4
– Найдите все возможные пары из этих выражений
и соедините их стрелками. (Проверка
выполненной работы с использованием
сигнальчиков)
– Составьте из этих пар равенства и запишите их в
тетрадь. (Самостоятельная запись равенств с
последующей проверкой)
– Прочитайте свои равенства.
Дети:
– Сумма чисел… равна сумме чисел…
Учитель:
– Какое математическое правило вы использовали
при составлении этих равенств?
Дети:
– Правило перестановки слагаемых.
2) Учитель:
– Начиная с сегодняшнего дня, мы часто будем
пользоваться правилом перестановки слагаемых.
Оно понадобится вам даже в старших классах.
– Чтобы его лучше понять и запомнить, необходима
тренировка. Вот этим мы сейчас и займёмся.
– Запишите в тетрадь и выполните эти задания.
(до этого момента задания были скрыты)
– Догадаться, у кого какое будет задание, вам
помогут цветные магнитики и звёздочки на ваших
конвертах.
(Рядом с каждым заданием на доске прикреплён
магнит нужного цвета: красный, жёлтый, зелёный).
(На индивидуальных конвертах приклеены
звёздочки того цвета, который соответствует
данной группе учеников в соответствии с
психолого-педагогической характеристикой).
1 группа (красный цвет) 2
группа (зелёный цвет)
2 + 8 = ? + 2 5 + ? = 7
7 + ? = 2 + 7 2 + ? = 7
3 группа (жёлтый цвет)
Стр. 14, №1, 3-й столбик
Учитель:
– Какое правило вы использовали при выполнении
работы?
Дети:
– Правило перестановки слагаемых.
VIII. Подведение итогов урока
Учитель:
– А теперь, ребята, давайте подведём итог урока и
нашей работы на нём.
– Что вы считаете нужным запомнить после этого
урока? (Ответы детей)
– Давайте проговорим ещё раз наше новое правило. (Дети
проговаривают хором правило перестановки
слагаемых)
Учитель:
– Был ли наш урок трудным для вас? (Ответы
детей)
– Достаньте из конвертов карточку с цветными
линеечками (в индивидуальных конвертах у детей
лежат карточки с двумя линеечками – зелёной и
красной)
– На красной линии отметьте, насколько урок был
труден для каждого из вас. (Дети отмечают
крестиком на линейке)
– А что вы можете сказать о своей работе на уроке?
Каковы были ваши личные достижения? (Дети
оценивают свою работу, используя слова:
– я понял, что…
– я научился…
– я запомнил…
– мне понравилось…
– я считаю, что я на этом уроке работал…)
Учитель:
– Оцените свою работу с помощью зелёной
линеечки. (Дети отмечают крестиком на линейке)
– Эти карточки положите в свои конверты и сдайте
вместе с тетрадями.
– Наш урок окончен. Спасибо за хорошую работу.
Расскажите дома родителям, с каким новым
правилом мы сегодня познакомились.