Коллективное и индивидуальное обучение математике в сельской школе (из опыта работы)

Разделы: Математика


Математика как учебный предмет является наиболее стабильным среди остальных общеобразовательных дисциплин в содержательном и целеполагающем аспектах, она менее всего подвержена изменениям. Однако за последние годы произошел ряд существенных перемен при проверке накопленного багажа знаний учащихся, изменились требования к подготовке выпускников. Изменение формы итогового контроля за курс основной и средней школы требует обеспечения государственного стандарта по математике всеми учащимися.

Условия в сельской школе таковы, что учитель работает в классах со случайным подбором учеников, имеющих большие различия в уровне подготовленности и мотивации, в готовности к усвоению нового материала, в психологических особенностях, в умении общаться и другие, свойственные индивидууму. И если работать только на среднего ученика то продвинутым учащимся становится скучно, так как темп урока для них слишком низкий, а менее подготовленные учащиеся не успевают работать в таком ритме, перестают верить в свои силы, отвлекаются и мешают другим. Поэтому в таких условиях необходима такая технология, которая бы обеспечивала индивидуальное развитие каждого, способствовала бы активной деятельности, развитию, самообучению.

Целью индивидуализации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.

Развивающая цель индивидуализации – формирование и развитие логического мышления, умений учебного труда.

Воспитательная цель индивидуализации – воспитание личности в широком значении этого понятия, так как она позволяет перенести основную часть воспитательной работы на урок, то есть, от воспитания перейти к самовоспитанию. Преодолевая трудности, ученик формирует себя как личность.

Основным средством индивидуализации обучения и активизации деятельности учащихся является самостоятельная работа.

С другой стороны, учебный процесс можно рассматривать как специально организованное общение между обучающим и обучаемыми. Дьяченко В.К. определяет обучение как общение между теми, кто имеет знание и опыт, и теми, кто их приобретает. Поэтому, в роли обучающего может выступать не только учитель, но и ученики. Технология такой организации обучения называется коллективным способом обучения. В основе коллективного способа обучения лежит принцип общения – речевого взаимодействия между людьми. Общение в данной методике представляет собой общение индивидуальное, парное, групповое. Нетрадиционным является форма в парах сменного состава.

Сформулирую основные принципы обучения, объединяющего технологию индивидуализированного обучения и коллективного способа обучения:

- добровольность участия в этой работе учащихся;

- посильность работы для каждого;

- открытость плана урока и критериев оценок.

Преимущества такой организации учебной деятельности учащихся таковы:

- у большинства появляется заинтересованность,

- улучшается техника чтения и осмысленность изученного,

- каждый работает со своей собственной скоростью.

Это не тормозит работу класса в целом.

- урок можно спланировать так, чтобы у сильных учащихся оставалось время для решения заданий повышенной сложности.

- увеличивается число отметок в журнале.

- отпадает необходимость в динамических паузах (учащиеся достаточно много двигаются по кабинету).

Интеграция коллективного способа обучения и технологии индивидуализированного обучения позволяет минимизировать недостатки обеих технологий при использовании в чистом виде и усилить достоинства каждой. Этому способствуют положительные моменты:

Учитываются индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучености на каждом этапе

Проверяется качество усвоения учащимися теоретического и практического материала

Экономится учебное время учащегося, затрачиваемое на опрос, и учителя, идущее на проверку результатов

Обеспечивается оперативность проверки выполненной работы.

Работа по этой методике обучения математике проводится мною достаточно давно. Она требует от учителя большей, чем обычно концентрации внимания, но и приносит большего удовлетворения. Результативность зависит от системности. Сейчас, проработав более четверти века в общеобразовательной школе, применяю элементы этой методики преподавания математики в профессиональном лицее.

Хочется отметить, что такое обучение является здоровье сберегающим.

Полученная методика способствует развитию самостоятельности, обеспечивает уровень подготовки, достаточный для успешного прохождения итоговой государственной аттестации выпускников. При обучении математике с использованием этих технологий, учебно-воспитательный процесс становится трехсторонним: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними связь.

Структура урока

После объявления темы и соответствующих записей в тетради учащиеся самостоятельно знакомятся с новым учебным материалом по учебнику или по заранее приготовленным текстам на карточках. (Приложение 1) В это время (или заранее) пишу на доске вопросы, на которые ученики должны найти ответы при изучении нового (чаще это контрольные вопросы темы). Вопросов не более 2-3 и 1-2 задания практического характера. Если ученики нашли ответы на вопросы, начинают работать в паре: один задает вопрос, второй отвечает. Затем учащиеся меняются ролями. Когда пара готова отвечать учителю – выходят к доске и по той же схеме отвечают учителю: один читает, другой отвечает. Остальные учащиеся работают со своим партнером или слушают отвечающую пару у доски. Оцениваю ответы учащихся у доски, пара возвращается на место и начинает работать над практическими заданиями – либо это номера из учебника, либо карточки с заданиями. (Приложение 2) Слушаю далее другую пару. Разрешаю учащимся, хорошо ответившим учителю, принимать теоретические вопросы у других пар и, соответственно, выставлять отметки за теорию в таблицу успехов. Вообще, сама принимаю только несколько пар, остальные учащиеся отвечают наиболее подготовленным ребятам. Мониторинг, таким образом, веду с начала урока, поэтому я всегда в курсе успехов учеников.

Практическую часть проверяю так: ребята подходят с каждым решенным заданием и я в тетради или таблице успехов отмечаю “+” за верно решенное задание и “-” за неправильное.

Практическая часть, конечно же, заранее решена. Таким образом, на занятии оцениваются теоретические и практические знания учащихся. (Приложение 3)

При работе в парах учащимся передаются функции учителя, такие как: информационная, организационная, контролирующая, частично оценивающая. Пары могут быть постоянного и сменного характера. Подбор упражнений предполагает переходить от более легкого задания (уровень “3”) к более трудному (уровень “4”, “5”).

Эта методика требует от учителя большей, чем обычно концентрации внимания, но и приносит большего от урока удовлетворения, как учителю, так и ученику.

По моему глубокому убеждению, обучать детей надо математике всеми доступными средствами и формами. В наш век – век компьютерных технологий - применяя эту методику обучения можно научить детей грамотной математической речи, культуре общения, учить их радоваться успехам не только своим, но и других.