1. Общие положения
Настоящая программа (Приложение
1) разработана на основе анализа
процессов и обобщения опыта преподавательской и
воспитательной деятельности педагогического
коллектива и администрации ГБОУ СОШ № 164 в
направлении подготовки учащихся выпускных
классов к Единому Государственному экзамену
(ЕГЭ) в течение 2010-2012 годов.
Программа разработана в соответствии с
требованиями:
- Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1
- Закона РФ № 17-ФЗ от 09.02.2007 «О внесении изменений в закон российской федерации "Об образовании" и федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена»;
2. Цели и задачи. Ожидаемые результаты.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки учащимся, педагогам и родителям в период подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников;
- Координация взаимодействия преподавателей выпускных классов для равномерного распределения интенсивности учебной нагрузки на всем протяжении учебного года;
- Достижение стабильно высоких результатов аттестации, отражающих качество знаний в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
- Анализ, оценка и внедрение в практику наиболее эффективных методических приемов, обмен педагогическим опытом.
В процессе реализации программы решаются следующие образовательные, воспитательные и методические задачи:
- Достижение уровня информированности участников о процедуре и особенностях ЕГЭ, обеспечивающего сознательное и ответственное отношение к итоговой аттестации;
- Выбор, применение и отработка наиболее успешных приемов подготовки с учетом общих тенденций в освоении предмета и индивидуальных особенностей выпускников;
- Обеспечение промежуточного контроля уровня знаний, выявление «проблемных зон», корректировка этапных целей;
- Обучение учащихся навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах; понижение уровня тревожности у всех участников образовательного процесса, преодоление экзаменационных страхов.
Применение программы позволяет ожидать достижения к ее завершению следующих результатов:
- Осознанный выбор образовательного маршрута с учетом планируемого послешкольного образования.
- Информационная и психологическая готовность всех участников образовательного процесса к итоговой аттестации
- Высокий уровень стрессоустойчивости у выпускников
- Стабильно высокие результаты сдачи ЕГЭ.
3. Особенности аттестации в форме ЕГЭ
Единый государственный экзамен радикально отличается от привычной формы проверки знаний. Наиболее значимые личностные характеристики, которые требуются школьнику в процессе сдачи ЕГЭ:
- высокая мобильность;
- высокий уровень организации деятельности;
- высокая и устойчивая работоспособность;
- высокий уровень концентрации внимания;
- четкость и структурированность мышления, комбинаторность;
- сформированность внутреннего плана действий.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ важны следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Достижение необходимого уровня готовности обеспечивается со стороны школы целенаправленным сотрудничеством администрации, психолога и учителей-предметников.
Информированность участников о процедуре и особенностях ЕГЭ, об их правах и обязанностях, о ресурсах, обеспечивающих необходимые знания и поддержку, является важнейшим компонентом психологической готовности к ЕГЭ.
На данном направлении важно обеспечить субъектов образовательного процесса и родителей необходимой информацией о ЕГЭ, а именно:
- его нормативно-правовых основах;
- сроках и процедуре подачи и получения необходимых документов;
- сроках проведения ЕГЭ;
- правилах и особенностях ЕГЭ;
- требованиях к подготовке учащихся;
- требованиях к результатам ЕГЭ и особенностях их учета и оценки;
- возможностях, правах и обязанностях участников (учащихся, учителей, сопровождающих лиц, экспертов, организаторов);
- процедуре ЕГЭ;
- процедуре и сроках подачи апелляций;
- рекомендуемых для подготовки пособиях и электронных ресурсах;
- курсах и услугах по подготовке к ЕГЭ (с профессиональной оценкой их возможностей и предположительной эффективности);
- информационных ресурсах, где можно получить консультации, помощь, разъяснения по вопросам, ресурсах, помогающих в предметной и психологической подготовке к ЕГЭ;
- изменениях в ЕГЭ на текущий год, в том числе изменениях в требованиях, формулировке заданий, системе оценивания, условиях поступления в вузы, льготах для различных категорий выпускников;
- системе запретов (что нельзя или невозможно делать на ЕГЭ);
- факторах и условиях успешности сдачи ЕГЭ;
Предметная готовность учащихся является компетенцией учителя. Реализуя программу преподавания учитель-предметник обязан добивается овладения учащимися обязательного минимума содержания образования в соответствии со стандартами, а также давать наиболее способным учащимся возможность достичь такого уровня владения знанием предмета, который позволил бы им решать повышенного уровня сложности и получить оценку соответствующую их возможностям. Успеха в достижении предметной готовности учитель может добиться, выделив в своей работе 2 направления:
- Максимальное усвоение учащимися теоретических знаний и практических навыков по предмету;
- Умение работать с тестами (правильное применение знаний).
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим возникает необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету. Система работы в данном направлении в старших классах включает в себя выполнение тестовых заданий разного уровня сложности на уроках обобщения материала и при контроле знаний, знакомство с типологией заданий уровня В и С (тесты развивающего и контролирующего характера), а также возможность использования тестов обучающего характера при изучении нового материала. Использование на уроках тренировочных тестов может выработать навык обращения с ними. Знание типовых конструкций тестовых заданий поможет учащимся практически не тратить время на понимание конструкции, а также на то, чтобы успокоиться. Такие тренировки выполнения тестовых заданий научат школьников мобилизовать себя в решающей ситуации.
Психологическая готовность учащегося к ЕГЭ включает в себя:
- сформированность у выпускника самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование;
- наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования и будущей профессией, высокий уровень мотивации на достижение наибольшего балла по итогам аттестации;
- наличие умений, необходимых для принятия решений в ситуации выбора (определение альтернатив, оценка преимуществ и недостатков, выбор наилучшего варианта из имеющихся)
- стабильный интеллектуально-эмоциональный статус, способствующий успешному прохождению экзамена (снижение уровня тревожности, преодоление страха, позитивный настрой, уверенность в своих силах, высокий уровень концентрации внимания, развитое логическое мышление, способность работать самостоятельно, эффективно расходовать время и т.п.)
Решению задачи обеспечения психологической готовности к экзамену уделяется внимание как в преподавательской деятельности учителя – предметника так и во внеклассной работе классного руководителя, школьного психолога, управленческой и организационной работе администрации. Психологическая подготовка учащихся может осуществляться в форме спецкурса (или элективного курса). Цели такого курса: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.
Методы проведения занятий разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике.
4. Заключительные положения
Программа утверждается Директором ОУ и является основополагающим документом для текущего планирования образовательной деятельности школы в направлении подготовки итоговой аттестации выпускников. В соответствии с программой тематика мероприятий, а также осуществляется контроль деятельности по направлению.
Участниками программы являются преподаватели – предметники, занятые в выпускных классах, учащиеся и родители выпускников. Координатором деятельности по программе является заместитель директора по УВР, контроль осуществляет директор школы.
Опыт показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:
- системности (подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, подготавливающая учащихся по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);
- гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся).
Список литературы
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1
- Закон РФ № 17-ФЗ от 09.02.2007 «О внесении изменений в закон российской федерации "Об образовании" и федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена»;
- Филакова Е. М., Шабатина Ю. А. "Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ", https://urok.1sept.ru/articles/569551/
- Барышев А.Ю. Программа психологической подготовки к ЕГЭ, http://www.c-psy.ru/index.php/if/ekzamen/ege/5703-2011-01-23-15-59-16
- Неделина С.В. Психологическая подготовка выпускников к Единому государственному экзамену (для методической и психологической служб школы, учителей, учащихся, родителей): методические рекомендации по работе с выпускниками. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011.