Цели урока:
- Образовательная: повторить и закрепить изученный материал по теме: Права человека и гражданина. Формировать целостное представление о важности соблюдения прав и обязанностей гражданина.
- Развивающая: развивать умение прослеживать причинно-следственные связи, пользоваться различными источниками информации, решать проблемные задания, анализировать, делать вывод, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
- Воспитательная: помочь школьникам составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества; способствовать развивать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.
Оборудование. Конституция РФ, презентация, медиапроектор
ХОД УРОКА
1. Жизнь и деятельность людей определяются различными нормами – особыми правилами поведения, регулирующими их взаимоотношения между собой. Именно благодаря такому регулированию возможно взаимодействие людей в обществе, поэтому эти нормы называют общественными или социальными. СЛАЙД 1
Социальная норма – правило поведения, регулирующее отношения между людьми в процессе их совместной жизни и деятельности, выработанное обществом в целом или его отдельной группой.
Социальные нормы различны не только по своему содержанию, но и по способам их установления и поддержания.
– Мы с вами ведём разговор о правовых нормах.
Что характерно для них, чем они отличаются от
других с. норм?
Мы живём в мире правовых отношений, в
своеобразном правовом пространстве. В этой сфере
личность обладает правовым статусом. СЛАЙД
2
Правовой статус личности состоит из нескольких
элементов. СЛАЙД 3
– Назовите элементы правового статуса
личности.
1-й элемент – Гражданство – СЛАЙД 4
2-й элемент – правоспособность. ЧТО это такое?
Когда возникает у человека?
3-й элемент – Права человека и гражданина
– Что такое права человека ? Что такое права
гражданина?
– Откуда можно узнать о правах человека? Где они
записаны ?
В ходе беседы обобщаются знания учащихся о
правах человека и документах, их
содержащих, учащиеся подводятся к
выводу : «Права человека принадлежат любой
личности изначально и государство лишь охраняет
их от незаконных посягательств. Права человека –
неотъемлемое свойство человека. Если человек не
обладает правами, то тем самым уничтожается сама
природа человеческого существа.
Права человека принадлежат человеку, а не
государству. Поэтому они не могут
рассматриваться как «дар» государства.
Государство способно обеспечить их или
уничтожить. В первом случае речь идет о правовом
государстве, а во втором – об
антидемократическом.
В отличие от этого права гражданина охватывают
сферу его отношений с государством, в которой он
рассчитывает на защиту своих прав от незаконных
посягательств и на активное содействие
государства в их реализации. Организация
Объединенных Наций определяет права человека
как «права, которые присущи нашей природе и без
которых мы не можем жить как люди». Права
человека называют также «общим языком
человечества» – и не без оснований. СЛАЙД
5
Существуют многообразные классификации прав человека СЛАЙД 6
Самой же разработанной и распространенной
является классификация прав и свобод в
соответствии с предварительным выделением
наиболее важных сфер общественной жизни, в
которых возникают и реализуются права и свободы.
Другими словами, это подразделение прав и свобод
по их социальному назначению. По этому основанию
выделяют четыре большие группы прав и свобод:
политические, социально-экономические, личные,
культурные. СЛАЙД 7
При этом грань, проводимая между этими группами
прав и свобод, достаточно условна, поскольку все
они характеризуют единую, целостную систему
общественных отношений. А многие конкретные
права и свободы одновременно могут быть отнесены
к двум различным категориям прав. СЛАЙД
8
СЛАЙД 9 – вы видите здесь
определения разновидностей прав человека по
общепринятой классификации.
Однако жизнь человека в обществе – это не только
предоставленные ему возможности, но должное
поведение в соответствии с нормами СЛАЙД
10
Мыслители заявляли – СЛАЙД 11
СЛАЙД 12 – вспомним основные обязанности гражданина РФ
Чтобы существовала реальная возможность
пользоваться своими правами и осуществлять свои
обязанности, государство разработало систему
гарантий СЛАЙДЫ 13-14
Еще на заре цивилизации человек вынужден был
вставать на защиту своих прав. Так, наши далекие
предки, отбивая набеги диких кочевников,
защищали основное право человека – свое право на
жизнь. СЛАЙД 15 – Какими
способами возможно осуществить защиту прав
человека?
СЛАЙД 16 – Судебная защита прав
человека в РФ
СЛАЙД 17 – другие способы защиты.
Важную роль в этом деле играет и институт
омбудсмена, выступающего в роли своеобразного
адвоката общества перед государством.
По мере усложнения организации человеческого сообщества, складывалась и юридически оформлялась целая система защиты прав человека. СЛАЙДЫ 18-20
– Сегодня, в какой бы стране не жил человек, его
права находятся под защитой мирового сообщества.
После Второй мировой войны был принят ряд
международных документов, обязывающих
государства, подписавшие их, соблюдать
базовые права человека без каких-либо
исключений. СЛАЙД 21
Как известно, угроза правам человека может
исходить из двух основных социальных источников.
Это – государство и сам человек. Точнее –
чиновники и человеческие пороки, среди которых
особо следует отметить алчность и агрессивное
властолюбие.
За соблюдением этих обязательств следит не
только множество общественных правозащитных
организаций, но и международные органы СЛАЙД 22
Верховный комиссар по правам человека – СЛАЙД 23
Комитет по правам человека ООН – СЛАЙДЫ
24-27
Совет Европы и Европейский суд по правам
человека – СЛАЙДЫ 28-30.
3. Для дискуссии можно предложить следующие проблемы:
- Можно ли считать, что гражданское общество и правовое государство создают условия для реального соблюдения прав человека?
- В 1948 г. ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Что надо сделать в государстве, чтобы эти права могли реализовать граждане?
- Как соотнести право на жизнь с глобальными проблемами человечества: экологическими, экономическими, проблемами разоружения
- С точки зрения защиты прав человека, как оценить такое решение суда в отношении приговоренного к смертной казни: «Приговор окончательный и обжалованию не подлежит»