Цели урока: ознакомление обучающихся с понятием “устаревшие слова”, с причинами устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений обучающихся о различиях между архаизмами и историзмами.
Задачи урока:
Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели (первый уровень коммуникативной компетентности); внимание, память, логическое мышление.
Пополнить лексический запас обучающихся.
Оборудование:
- проектор,
- компьютер,
- словарь устаревших слов,
- раздаточный материал,
- репродукция картины В. Сурикова “Боярыне Морозова”,
- карточки для групповой работы,
- книжная выставка.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала ранее.
III. Объяснение новой темы.
IV. Закрепление материала.
V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
“Дивишься драгоценности нашего языка:
что ни звук, то и подарок; всё зернисто,
крупно, как и сам жемчуг, и право иное
название ещё драгоценнее самой вещи”
Н.В. Гоголь
Ход урока
I. Организационный момент.II. Повторение изученного материала ранее.
Здравствуйте, ребята! На предыдущих наших уроках мы с вами убедились, что словарный запас русского языка постоянно изменяется и пополняется, также мы убедились, что у некоторых социальных или профессиональных групп может быть своя лексика. Давайте мы сейчас вспомним лексику ограниченных сфер употребления.
Задание:
1. Соотнесите слова по группам:
1 |
Профессионализмы | А | кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата |
2 |
Диалектизмы | Б | клевый, колоссально, прошвырнуться, хелять, обалдеть, домашка. |
3 |
Жаргонизмы | В | скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска |
2. Сформулируйте определения этих понятий. (Ответы обучающихся)
Диалектизмы – это слова, заимствованные литературным языком или конкретным автором в своем произведении из местных говоров (диалектов).
Профессионализм – это слова, употребляемые представителями некоторой профессии, и отличающиеся от общепринятых слов значением или произношением. Или же слово или выражение, употребляемое или происходящее из какой-нибудь профессии
Жаргонизмы – слова, используемые обособленной группой людей, объединённых по социальному признаку.
3. Приведите примеры диалектизмов, которые употребляются в разговоре в вашей местности.
III. Объяснение новой темы.
Сегодня мы с вами на уроке продолжим изучать лексические группы языка. И как мы выяснили ранее, лексический запас языка может быть активным и пассивным.
В каждую эпоху люди пользуются разным набором слов: в каждое время своя активная и пассивная лексика. Это происходит потому, что появляются новые слова, уходят из обихода старые, т.к. язык постоянно изменяется.
На прошлых уроках мы говорили, что к активной лексике
– относятся слова, которые постоянно используются в речи людьми в определённую эпоху.А что же такое пассивная лексика? Какие слова к ней относятся? (ответы обучающихся)
Давайте обратимся к устаревшим словам, которые делятся на две группы: историзмы и архаизмы.
Обратите внимание на вещи, изображенные на слайде (кафтан, онучи, понева, очеп, лучина, ендова). Есть ли среди них предметы, которыми мы сейчас пользуемся? (Нет. Изображенные предметы вышли из употребления).
– Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы? Почему?
Слова уходят из языка по разным причинам. Многие из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление или предмет. Подобные слова называются историзмами.
К ним относятся:
- Названия сословия, звания, должности старой России: помещик, лакей, коновал продолжите список своими примерами…
- Виды производственной деятельности: конка, мануфактура продолжите список…
- Виды исчезнувших технологий: лужение, медоварение продолжите список…
- Явления патриархального быта: оброк, барщина продолжите список…
Но есть слова, которые забываются из-за того, что для названия того же предмета, признака, действия появляются новые. Например, в древнерусском языке было слово уста. Со временем в этом значении стало употребляться слово губы. Подобные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами.
Отличительная черта этих слов в том, что у историзмов в русском языке нет синонимов, а у архаизмов есть.
Задание: Покажите длань, перст, чело, око, уста, ланиты, выя.
Иногда устаревшие слова начинают жить новой жизнью, приобретая новое лексическое значение. Например, в 1946г. Обрели новую жизнь ранее устаревшие слова министр, министерство.
Так, сравнительно недавно утратили оттенок архаичности слова: лицей, гимназия, департамент, дума (после 1917 года ХХ века они рассматривались как историзмы).
А сейчас ответьте на вопрос: Где можно встретить устаревшие слова? (в художественных произведениях)
Совершенно верно. В художественной литературе устаревшие слова используются с разными целями. Иногда они нужны для характеристики эпохи. Архаизмы могут быть использованы автором для придания повествованию приподнятости, торжественности.
Для того, чтобы узнать понятие устаревшего слова вам необходимо обратится к словарям, которые вы сегодня видите на книжной выставке: “Словарь устаревших слов русского языка”, “Словарь редких и забытых слов”, “Словарь русских историзмов”, “Толковый словарь забытых и трудных слов русского языка”.
Что же содержится в этих словарях? (ответы)
В словари включены историзмы и архаизмы, представлены некоторые устаревшие фразеологические обороты, формы вежливого обращения, названия должностей. В словаре раскрываются значения этих слов, дается их грамматическая и стилистическая характеристика, на примерах - иллюстрациях показано, как они функционировали в речи.
IV. Закрепление материала
1. Найдите лишнее слово
1 | амбар | ратник | лучник | игра |
2 | указы | приватизация | золотник | дьяк |
3 | кольчуга | галерея | цирюльник | галера |
4 | сарафан | сундук | лучина | земля |
2. Выпишите в два столбика “историзмы” и “архаизмы”: треуголка, веретено, крепостной, дворянин, царица, кафтан, рыбарь, чело, кольчуга, длань,
3. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словарем.
Еда: |
|
Посуда: |
|
Одежда: |
|
Женские головные уборы |
Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник.
4. Найдите среди данных ниже слов устаревшие слова. Почему они устарели? Проверьте себя по любому толковому словарю русского языка:
Алтын, ендова, грош, братина, рубль, пятак. Дюжина, аршин, верста, сажень, пуд, фунт, локоть. Лавочник, поручик, граф, дворецкий, урядник, гувернантка, дворник, князь, министр, солдат, фельдмаршал.
5. Работа командами.
Запишите как можно больше устаревших слов, изображенных на картине В. Сурикова “Боярыне Морозова”.
6. Найдите устаревшие слова в предложениях и объясните их.
Отрывок из произведения А.Толстого “Князь Серебряный”.
Званные мною на пир не пришли. И я послал на торжища и на исходища путей и повелел призывать елицех, какие обретутся. И се опять есть опричнина.
Устаревшие слова: Торжища, исходища, елицех, обретутся, се, опричнина. Торжище – место для торговли, рынок.
Исходище – место, откуда выходят пути, перекресток.
Обретутся – найдутся.
Се – это.
Елицех – всех.
Опричнина – система внутриполитических мер, предпринятых Иваном Грозным для укрепления самодержавия и разгрома боярско-княжеской оппозиции, а еще одно значение – особое войско для такой борьбы.
Отрывок из басни С.Михалкова “Назойливый комар”.
Комар пиитом возомнил себя.
Пищать он в рифму научился!
И вот, что было сил в свой хоботок трубя,
Терпение зверей испытывать пустился.
Устаревшее слово – пиит. Обозначает поэт.
Отрывок из "Евгения Онегина"
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Составить кроссворд с использованием устаревших слов.