Урок русского языка по теме "Устаревшая лексика". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цели урока: ознакомление обучающихся с понятием “устаревшие слова”, с причинами устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений обучающихся о различиях между архаизмами и историзмами.

Задачи урока:

  • Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели (первый уровень коммуникативной компетентности); внимание, память, логическое мышление.

  • Пополнить лексический запас обучающихся.

Оборудование:

  • проектор,
  • компьютер,
  • словарь устаревших слов,
  • раздаточный материал,
  • репродукция картины В. Сурикова “Боярыне Морозова”,
  • карточки для групповой работы,
  • книжная выставка.

План урока:

I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала ранее.
III. Объяснение новой темы.
IV. Закрепление материала.
V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

“Дивишься драгоценности нашего языка:
что ни звук, то и подарок; всё зернисто,
крупно, как и сам жемчуг, и право иное
название ещё драгоценнее самой вещи”

Н.В. Гоголь

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала ранее.

Здравствуйте, ребята! На предыдущих наших уроках мы с вами убедились, что словарный запас русского языка постоянно изменяется и пополняется, также мы убедились, что у некоторых социальных или профессиональных групп может быть своя лексика. Давайте мы сейчас вспомним лексику ограниченных сфер употребления.

Задание:

1. Соотнесите слова по группам:

1

Профессионализмы А кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата

2

Диалектизмы Б клевый, колоссально, прошвырнуться, хелять, обалдеть, домашка.

3

Жаргонизмы В скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска

2. Сформулируйте определения этих понятий. (Ответы обучающихся)

Диалектизмы – это слова, заимствованные литературным языком или конкретным автором в своем произведении из местных говоров (диалектов).

Профессионализм – это слова, употребляемые представителями некоторой профессии, и отличающиеся от общепринятых слов значением или произношением. Или же слово или выражение, употребляемое или происходящее из какой-нибудь профессии

Жаргонизмы – слова, используемые обособленной группой людей, объединённых по социальному признаку.

3. Приведите примеры диалектизмов, которые употребляются в разговоре в вашей местности.

III. Объяснение новой темы.

Сегодня мы с вами на уроке продолжим изучать лексические группы языка. И как мы выяснили ранее, лексический запас языка может быть активным и пассивным.

В каждую эпоху люди пользуются разным набором слов: в каждое время своя активная и пассивная лексика. Это происходит потому, что появляются новые слова, уходят из обихода старые, т.к. язык постоянно изменяется.

На прошлых уроках мы говорили, что к активной лексике – относятся слова, которые постоянно используются в речи людьми в определённую эпоху.

А что же такое пассивная лексика? Какие слова к ней относятся? (ответы обучающихся)

Давайте обратимся к устаревшим словам, которые делятся на две группы: историзмы и архаизмы.

Обратите внимание на вещи, изображенные на слайде (кафтан, онучи, понева, очеп, лучина, ендова). Есть ли среди них предметы, которыми мы сейчас пользуемся? (Нет. Изображенные предметы вышли из употребления).

– Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы? Почему?

Слова уходят из языка по разным причинам. Многие из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление или предмет. Подобные слова называются историзмами.

К ним относятся:

  1. Названия сословия, звания, должности старой России: помещик, лакей, коновал продолжите список своими примерами
  2. Виды производственной деятельности: конка, мануфактура продолжите список
  3. Виды исчезнувших технологий: лужение, медоварение продолжите список
  4. Явления патриархального быта: оброк, барщина продолжите список

Но есть слова, которые забываются из-за того, что для названия того же предмета, признака, действия появляются новые. Например, в древнерусском языке было слово уста. Со временем в этом значении стало употребляться слово губы. Подобные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами.

Отличительная черта этих слов в том, что у историзмов в русском языке нет синонимов, а у архаизмов есть.

Задание: Покажите длань, перст, чело, око, уста, ланиты, выя.

Иногда устаревшие слова начинают жить новой жизнью, приобретая новое лексическое значение. Например, в 1946г. Обрели новую жизнь ранее устаревшие слова министр, министерство.

Так, сравнительно недавно утратили оттенок архаичности слова: лицей, гимназия, департамент, дума (после 1917 года ХХ века они рассматривались как историзмы).

А сейчас ответьте на вопрос: Где можно встретить устаревшие слова? (в художественных произведениях)

Совершенно верно. В художественной литературе устаревшие слова используются с разными целями. Иногда они нужны для характеристики эпохи. Архаизмы могут быть использованы автором для придания повествованию приподнятости, торжественности.

Для того, чтобы узнать понятие устаревшего слова вам необходимо обратится к словарям, которые вы сегодня видите на книжной выставке: “Словарь устаревших слов русского языка”, “Словарь редких и забытых слов”, “Словарь русских историзмов”, “Толковый словарь забытых и трудных слов русского языка”.

Что же содержится в этих словарях? (ответы)

В словари включены историзмы и архаизмы, представлены некоторые устаревшие фразеологические обороты, формы вежливого обращения, названия должностей. В словаре раскрываются значения этих слов, дается их грамматическая и стилистическая характеристика, на примерах - иллюстрациях показано, как они функционировали в речи.

IV. Закрепление материала

1. Найдите лишнее слово

1 амбар ратник лучник игра
2 указы приватизация золотник дьяк
3 кольчуга галерея цирюльник галера
4 сарафан сундук лучина земля

2. Выпишите в два столбика “историзмы” и “архаизмы”: треуголка, веретено, крепостной, дворянин, царица, кафтан, рыбарь, чело, кольчуга, длань,

3. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словарем.

Еда:

 

Посуда:

 

Одежда:

 

Женские головные уборы

 

Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник.

4. Найдите среди данных ниже слов устаревшие слова. Почему они устарели? Проверьте себя по любому толковому словарю русского языка:

Алтын, ендова, грош, братина, рубль, пятак. Дюжина, аршин, верста, сажень, пуд, фунт, локоть. Лавочник, поручик, граф, дворецкий, урядник, гувернантка, дворник, князь, министр, солдат, фельдмаршал.

5. Работа командами.

Запишите как можно больше устаревших слов, изображенных на картине В. Сурикова “Боярыне Морозова”.

6. Найдите устаревшие слова в предложениях и объясните их.

Отрывок из произведения А.Толстого “Князь Серебряный”.

Званные мною на пир не пришли. И я послал на торжища и на исходища путей и повелел призывать елицех, какие обретутся. И се опять есть опричнина.

Устаревшие слова: Торжища, исходища, елицех, обретутся, се, опричнина. Торжище – место для торговли, рынок.

Исходище – место, откуда выходят пути, перекресток.

Обретутся – найдутся.

Се – это.

Елицех – всех.

Опричнина – система внутриполитических мер, предпринятых Иваном Грозным для укрепления самодержавия и разгрома боярско-княжеской оппозиции, а еще одно значение – особое войско для такой борьбы.

Отрывок из басни С.Михалкова “Назойливый комар”.

Комар пиитом возомнил себя.
Пищать он в рифму научился!
И вот, что было сил в свой хоботок трубя,
Терпение зверей испытывать пустился.

Устаревшее слово – пиит. Обозначает поэт.

Отрывок из "Евгения Онегина"

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Составить кроссворд с использованием устаревших слов.