Подготовка к школе

Разделы: Работа с дошкольниками


Мы живём в сложное время, время перемен и исканий. Зачастую нам приходится бороться за место под солнцем, испытывать трудности. Но каждый из нас надеется, что в будущем его ребёнок  добьется большего и обязательно станет счастливым. Практически все уверены в одном: детям необходимо дать достойное образование.

Чуть ли не с момента рождения  ребёнка заботливые родители начинают обсуждать проблему обучения. И первым шагом становится определения ребёнка в ясли. Но большинство родителей ожидают от детского дошкольного учреждения, главным образом,  интеллектуального развития, а ведь в данный период, важнее научить малыша застёгивать пуговицы, чистить зубы, пользоваться  ложкой. И чем старше ребёнок, тем больше усиливается и ужесточается гонка за престижным образованием.  И появляется главное противоречие воспитание: родители строят светлое будущее, а ребёнок хочет и вправе получать удовольствие от сегодняшнего дня  –  от общения с мамой и папой, от игр с друзьями и интересных занятий. Взрослые утверждают, что усиленная подготовка к школе – необходимость. А для ребёнка главное – не освоить счёт, письмо и чтение, тоесть, получить конкретные учебные навыки, а развить те качества, которые пригодятся ему для освоения этих навыков в дальнейшем. И обязательно ли  для этого водить ребёнка на подготовительные курсы, или  к репетиторам?  Ведь из века в век эти качества формировались у ребят во время игры, и ежедневно во взаимодействии с окружающим миром. Многие из нас в вопросе готовности ребёнка к школе хотят быть впереди планеты всей, добиться блестящих результатов. И право каждого – решать, нужна подготовка к школе или нет. Но все, же люди решают, что усиленная подготовка – не дань моде, а необходимость. Стоит задуматься ещё над одним вопросом: «А какова цена такой подготовки?»

Что может включать в себя подготовка к школе?  Прежде всего, знание возрастной психологии, с особенностями развития детей предшкольного возраста. Важно знать о том, что к детям пяти, шести, семи годам необходимо различные подходы. О том, что учёт возрастных особенностей (физических и психических) поможет ребёнку стать успешным, обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер, стиль познания, способ получения и переработки информации. Следует учесть: цель обучения в школе каждый видит по-своему.

Какую бы форму подготовки к школе вы не выбрали, главное, чтобы она была эффективной, а для этого необходимо соблюдать ряд условий:

  • нагрузка, которая ляжет на малыша, должна быть адекватной его возрасту и возможностям;
  • условием эффективности подготовительных занятий – является их систематичность.
  • для некоторых детей одной из самых сложных проблем – становится выполнение домашних заданий.
  • не забывать, что ведущей деятельностью ребёнка шести – семи лет является игровая деятельность, именно, во время игры, он лучше всего усваивает информацию.

Для лучшей подготовки к школе, осуществляется индивидуальный подход в обучении. Результативней с этим справляются, именно, заинтересованные родители. Ведь не один учитель на свете не знает малыша лучше, чем мамы и папы. Поэтому польза от совместных занятий родителей и детей велика. Стоит учесть, что выполнение заданий из-под  «палки» –  верный путь к нарушению взаимоотношений между родителем и ребёнком, к семейным конфликтам и разногласиям. Родителям и другим взрослым надо помнить следующее: 

  • «не перекармливать» ребёнка  занятиями, давать столько новой информации, сколько он способен воспринять.
  • определить периоды большей работоспособности.
  • помочь ребёнку узнать о своих сильных сторонах, это придаст ему уверенности.
  • опирайтесь на сильные стороны ребёнка в процессе обучения.
  • не обещайте, что занятия будут только интересными и весёлыми. Учёба это труд.
  • говорите ребёнку, что оценивая качества его работы, будут не только хвалить, но и высказывать замечания.
  • после занятий поговорите с ребёнком, спросите, что ему понравилось больше всего.
  • принимайте ребёнка таким, какой он есть.
  • демонстрируйте свою уверенность в том, что у ребёнка всё получится.

Развивая и обучая ребёнка, прежде всего, надо ориентироваться на его возрастные , а также индивидуальные особенности. Чтобы добиться больших успехов, мы должны помнить, что игра – любимый вид деятельности старшего дошкольника.

В сюжетно-ролевых играх ребёнок проживает заинтересовавшие его стороны окружающей действительности – отношение между людьми. После шести лет получает развитие так называемая режиссёрская игра, которая носит и коллективный характер, позволяет моделировать сюжеты, опираясь на личные впечатления и главное – воображение.

Интеллектуальное развитие ребёнка – далеко не единственная предпосылка к успешному обучению. Всё свидетельствует о том, что именно детской игре мы, взрослые, должны отдавать предпочтение и уделять внимание при подготовки ребёнка к школе. Важная сторона жизни ребёнка – его общение со сверстниками и взрослыми. Ближе к шести годам появляется потребность в признании, желание убедиться в собственной значимости. В возрасте шести – семи лет возникает потребность в сопереживании и взаимопонимании.

Очень важная задача взрослых – формирование у ребёнка адекватной самооценки.

Следует показать ребёнку, чего он достиг, чему он научился. Дать возможность почувствовать радость и гордость от успешных самостоятельных действий.

Навыки самонаблюдения помогут дошкольнику поверить в собственные силы и возможности, разовьют интерес к самостоятельному исследованию окружающего мира.

Уважение ребёнком себя как личности, поможет ему строить отношения со сверстниками и взрослыми: развитие децентрации, тоесть, способности понять и принять другую точку зрения – ещё одну из условий познаний мира, мира людей, а кроме того – один из факторов социальной готовности ребёнка к школе. Таким образом, разностороннее гармоничное развитие ребёнка и предполагает его готовность к школе, которое включает в себя:

  • психофизическую;
  • интеллектуальную;
  • личностную (в том числе, социальную картину  развития мальчика или девочки).

Познавательная  активность может быть успешным фундаментом,  как для интеллектуального, так и для социально – личностного развития ребёнка.

Говоря о психологической готовности ребёнка к обучению в школе, специалисты, как правило, имеют ввиду уровень сформированности различных сфер психической деятельности:

  • познавательной;
  • мотивационной;
  • волевой;
  • эмоциональной.

Однако возникает вопрос: что необходимо развивать у будущего школьника? На что надо обращать внимание и учителю, и родителям, готовя ребёнка к школе. Необходимо признавать значимость развития всех представленных выше психических сфер и их отдельных компонентов, тоесть, подбирать упражнения, задания, игры, способствующие развитию ощущений, эмоций, внимания, памяти, мышления, воли и т. д. Тогда сам процесс подготовки к школе станет занимательным и полезным.

Чтобы избежать множество ошибок, взрослые должны заботиться  об эмоциональном состоянии ребёнка. Невозможно избежать негативных эмоций в нашей жизни, да и не к чему. Лучше научить малыша понимать собственные чувства и эмоции, выражать их словами и уметь принимать не только победы, но и поражения.

Любые действия человека носит произвольный характер. Волевые качества, необходимые школьнику, –  целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, решительность – являются предпосылками формирования дисциплинированности, способности регулировать и соотносить свои желания с условиями жизни. Ребёнку, у которого не развиты волевые качества, трудно усидеть на уроке  в течение  сорока пяти минут.

Уже в четыре года малыш начинает осознавать свои желания и потребности, они неоднозначны по степени своей важности для него. Появляются устойчивые интересы и предпочтения, таким образом, складывается индивидуальная мотивационная система. На пороге школы у детей становится значимым мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Несомненно, лучшее для ребёнка если окружающая его развивающая и социальная среда будет способствовать зак4реплению в его мотивационной системе программы на достижение успеха. Обучение – это процесс, подразумевающий принятие решений обучающимся, и перемена в действиях в ответ на получаемую им обратную связь. Именно, поэтому  так важно научить ребёнка принимать решения, научить его думать.

Познавательная сфера включает в себя:

  • ощущения и восприятие,
  • внимание,
  • память,
  • мышление и речь.

Для развития чувствительности не нужны специальные пособия и тренажёры, чем богаче окружающая среда, чем больше возможности ощутить её появляется у ребёнка, тем богаче будет опыт, приобретённый им, тем успешнее станет его будущее обучение.

Внимание – характеризуется целым рядом свойств. Это устойчивость, объём, концентрация, переключаемость, распределение. Управление своим вниманием – шаг к улучшению памяти.

Чтобы ребёнок был успешным в школе, прежде всего надо определить индивидуальные особенности его памяти. Дошкольное детство – лучший период для развития памяти. Укреплять память надо не от случая к случаю, а с помощью систематических упражнений.

Развивать мышление – значит давать пищу для ума. Развивая способность сравнивать, анализировать предметы и явления, попросите ребёнка рассказать о них.

Говоря о готовности ребёнка к школе, хочется отметить, что успех в обучении будет зависеть не только от самого дошкольника, его способностей и возможностей, и от учителя, который встретит его на пороге школы, но во многом будет зависеть и от участия родителей в жизни первоклассника. От того, как будет организован режим школьника, и от того, какая атмосфера будет царить в доме.