Россия в 1917–1920 годах

Разделы: История и обществознание


Тип урока: повторительно-обобщающий урок (может быть использован в 9, 11 классах).

Цели урока:

  • систематизировать материал по теме;
  • овладение учащимися основами знаний о трагическом этапе Отечественной истории;
  • в результате исследования источников выяснить причины победы большевиков в гражданской войне;
  • развивать умение работать с фактическим материалом, документами;
  • развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации.

Оборудование: учебник Левандовский, Щетинов, МироненкоИстория России”; компьютер; медиапроектор; интерактивная доска (можно использовать просто экран для воспроизведения презентации, но в этом случае ученики будут выполнять задания на обычной меловой доске или доске с использованием маркеров). При подготовке к уроку использованы материалы сайтов: http://www.1sept.ru; http://history.ru/index.php?option=com_weblinks&catid=29&Itemid=90

Ход урока

Учитель объявляет тему урока (страница-слайд 1, Приложение1) и вопросы, которые предстоит повторить в ходе урока (страница-слайд 2).

Вопрос 1. Утверждение советской власти в центре и на местах.

Назовите дату взятия большевиками власти в стране? (Учитель записывает названную дату на странице-слайде 3)

Ученик выполняет задание у доски (страница-слайд 4) – проверка выполнения задания.

Вопрос 2. Формирование советской государственно-политической системы.

Учитель: Новая власть нуждалась в новых органах управления. Какие органы государственной власти были сформированы большевиками?

Ученик выполняет задание у доски (страница-слайд 5)

Пока ученик готовит ответ у доски, на местах учащиеся выполняют первые 6 заданий теста (Приложение 2). После проверки задания выполненного у доски, рассматриваем следующий вопрос темы урока.

Вопрос 3. Социально-экономическая политика большевиков (страница-слайд 6)

Работа идет по странице-слайду 7:

1) Устно учащиеся объясняют понятия и термины, приведенные на странице.

2) Прочтите приведенные выдержки из газеты “Наш век”, о каких мероприятиях советской власти идет речь в документе? Каковы последствия проведения социально-экономической политики большевиков в 1917-1918 гг.?

Вопрос 4. Внешняя политика Советской России. Брестский мир. (Страница-слайд 8)

Учитель: Какими причинами было вызвано подписание Брестского мира? Когда и на каких условиях он был подписан?

Назовите точки зрения, существовавшие в ЦК РСДРП(б) по поводу подписания мира с Германией. Ученик выполняет задание на доске (страница-слайд 9)

Пока ученик готовит ответ у доски, на местах учащиеся выполняют 6 заданий теста с 7 по12 (Приложение 2). После проверки задания выполненного у доски, рассматриваем следующий вопрос темы урока. Тестовые работы сдаются на проверку.

Вопрос 5. Гражданская война и интервенция. (Страница-слайд 10)

Учитель: Что такое гражданская война? Назовите точки зрения, существующие в истории по поводу периодизации гражданской войны. Какие вопросы при рассмотрении событий гражданской войны в России являются проблемными? (Датировка начала войны, проблема “свои-чужие”). Что такое интервенция, какова ее роль в гражданской войне в России?

Какие основные политические силы были включены в войну? Покажите на карте районы, в которых весной-осенью 1918 года сохранялась советская власть (страница-слайд 11) Учитель: Какие политические силы одержали победу в гражданской войне?

Далее учащиеся представляют подготовленные дома презентации “Гражданская война: белые”

Работа с историческими документами по вариантам.

- Назовите причины поражения белого движения:

вариант 1-й рассматривает выдержки из письма генерала Краснова;

вариант 2-й – из мемуаров Врангеля;

вариант 3-й – из записок Шульгина;

вариант 4-й – из статьи Милюкова.

Учащиеся называют причины, изложенные в документах.. (Документы выводятся на доску – страницы-слайды 12, 13)

Учащиеся представляют подготовленные дома презентации “Гражданская война: красные”.

Учитель: Почему победили красные? (Страница-слайд 14)

Давайте подведем итоги гражданской войны? (Страница-слайд 15)

Учитель зачитывает отрывок из стихотворения М. Цветаевой:

“Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка,
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь прошел, и пропасть пролегла
От правого до левого крыла”. (Страница-слайд 16)

Если бы сейчас вы участвовали в разработке проекта памятника участникам гражданской войны 1918–1920 гг., каким бы вы хотели его видеть? Учащиеся представляют рисунки “Памятник участникам гражданской войны”, выполненные дома.

Итог урока: Мы рассмотрели сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Кратко назовите изменения, произошедшие в России в данный период.