Тип урока: повторительно-обобщающий урок (может быть использован в 9, 11 классах).
Цели урока:
- систематизировать материал по теме;
- овладение учащимися основами знаний о трагическом этапе Отечественной истории;
- в результате исследования источников выяснить причины победы большевиков в гражданской войне;
- развивать умение работать с фактическим материалом, документами;
- развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации.
Оборудование: учебник Левандовский, Щетинов, Мироненко “История России”; компьютер; медиапроектор; интерактивная доска (можно использовать просто экран для воспроизведения презентации, но в этом случае ученики будут выполнять задания на обычной меловой доске или доске с использованием маркеров). При подготовке к уроку использованы материалы сайтов: http://www.1sept.ru; http://history.ru/index.php?option=com_weblinks&catid=29&Itemid=90
Ход урока
Учитель объявляет тему урока (страница-слайд 1, Приложение1) и вопросы, которые предстоит повторить в ходе урока (страница-слайд 2).
Вопрос 1. Утверждение советской власти в центре и на местах.
Назовите дату взятия большевиками власти в стране? (Учитель записывает названную дату на странице-слайде 3)
Ученик выполняет задание у доски (страница-слайд 4) – проверка выполнения задания.
Вопрос 2. Формирование советской государственно-политической системы.
Учитель: Новая власть нуждалась в новых органах управления. Какие органы государственной власти были сформированы большевиками?
Ученик выполняет задание у доски (страница-слайд 5)
Пока ученик готовит ответ у доски, на местах учащиеся выполняют первые 6 заданий теста (Приложение 2). После проверки задания выполненного у доски, рассматриваем следующий вопрос темы урока.
Вопрос 3. Социально-экономическая политика большевиков (страница-слайд 6)
Работа идет по странице-слайду 7:
1) Устно учащиеся объясняют понятия и термины, приведенные на странице.
2) Прочтите приведенные выдержки из газеты “Наш век”, о каких мероприятиях советской власти идет речь в документе? Каковы последствия проведения социально-экономической политики большевиков в 1917-1918 гг.?
Вопрос 4. Внешняя политика Советской России. Брестский мир. (Страница-слайд 8)
Учитель: Какими причинами было вызвано подписание Брестского мира? Когда и на каких условиях он был подписан?
Назовите точки зрения, существовавшие в ЦК РСДРП(б) по поводу подписания мира с Германией. Ученик выполняет задание на доске (страница-слайд 9)
Пока ученик готовит ответ у доски, на местах учащиеся выполняют 6 заданий теста с 7 по12 (Приложение 2). После проверки задания выполненного у доски, рассматриваем следующий вопрос темы урока. Тестовые работы сдаются на проверку.
Вопрос 5. Гражданская война и интервенция. (Страница-слайд 10)
Учитель: Что такое гражданская война? Назовите точки зрения, существующие в истории по поводу периодизации гражданской войны. Какие вопросы при рассмотрении событий гражданской войны в России являются проблемными? (Датировка начала войны, проблема “свои-чужие”). Что такое интервенция, какова ее роль в гражданской войне в России?
Какие основные политические силы были включены в войну? Покажите на карте районы, в которых весной-осенью 1918 года сохранялась советская власть (страница-слайд 11) Учитель: Какие политические силы одержали победу в гражданской войне?
Далее учащиеся представляют подготовленные дома презентации “Гражданская война: белые”
Работа с историческими документами по вариантам.
- Назовите причины поражения белого движения:
вариант 1-й рассматривает выдержки из письма генерала Краснова;
вариант 2-й – из мемуаров Врангеля;
вариант 3-й – из записок Шульгина;
вариант 4-й – из статьи Милюкова.
Учащиеся называют причины, изложенные в документах.. (Документы выводятся на доску – страницы-слайды 12, 13)
Учащиеся представляют подготовленные дома презентации “Гражданская война: красные”.
Учитель: Почему победили красные? (Страница-слайд 14)
Давайте подведем итоги гражданской войны? (Страница-слайд 15)
Учитель зачитывает отрывок из стихотворения М. Цветаевой:
“Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка,
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь прошел, и пропасть пролегла
От правого до левого крыла”. (Страница-слайд 16)
Если бы сейчас вы участвовали в разработке проекта памятника участникам гражданской войны 1918–1920 гг., каким бы вы хотели его видеть? Учащиеся представляют рисунки “Памятник участникам гражданской войны”, выполненные дома.
Итог урока: Мы рассмотрели сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Кратко назовите изменения, произошедшие в России в данный период.