Санкт-Петербург – город, обладающий, всемирно известным, уникальным музейным фондом. Располагая подлинными документами, убедительными и достоверными, музеи являются богатейшей образовательно-воспитательной и научной базой для петербургских школьников.
Цели учебных программ:
- создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями
- укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества
- привести уровень школьного образования в соответствие с уровнем современной науки, техники и культуры
Именно музеи могут помочь школе достичь этих целей. К сожалению, потенциал естественнонаучных музеев нашего города используется недостаточно, несмотря на их очевидную значимость в системе образования. В связи с этим возникла мысль о проекте “Естественнонаучные музеи СПб”.
ФГОС второго поколения строятся на деятельностном подходе. Это значит, что процесс обучения понимается не только как усвоение знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного и социального опыта, формирование толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитание патриотических убеждений. Посещение музеев, обращение к их культурному наследию, поможет достижению необходимого результата.
Изменения в практике отечественного образования происходящие в последние годы не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Для реализации принципов лично-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения. Эти методы обучения должны:
- Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- Развивать в первую очередь общеучебные умения и навыки: самооценочные, исследовательские, рефлексивные;
- Формировать компетенции, т.е. умения сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- Развивать познавательный интерес учащихся;
- Реализовывать принцип связи обучения с жизнью.
Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди таких методов. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы.
В своей работе я чаще использую межмпредметные информационные проекты (биология-информатика). По договоренности с учителем информатики учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета. Польза такого сотрудничества весьма очевидна.
Для учеников:
- возможность к литературным источникам добавить Интернет-ресурсы
- отработать приемы и задачи ИКТ на конкретном учебном материале по биологии
- выполнить проектное задание в учебное время
Для учителей:
- Учащиеся на уроках информатики не просто отрабатывают необходимые навыки и приемы, решают необходимые задачи, а на конкретном биологическом материале
- Возможность выполнения и оформления иформационных поектов в учебное время
Проект “Естественнонаучные музеи СПб” (межмпредметный информационный проект)
Этот проект появился неожиданно. В один из очередных Дней музея в школе учащиеся 8-го класса заспорили о том, сколько естественнонаучных музеев в нашем городе и все ли они посетили. Группа ребят взялась решить эту проблему. Мы вместе подбирали материал, они искали материал в Интернете на уроках информатики и там же оформляли проектную работу.
Цель проекта:
- создать страницу на школьном сайте о естественнонаучных музеях в нашем городе.
Задачи проекта:
- собрать материал о естественнонаучных музеях в нашем городе;
- подобрать иллюстрации;
- найти или разработать маршруты проезда от школы в музеи.
Ребята разделились на пять групп, каждая из которых собирала свою часть материала:
I группа: Научно-просветительские музеи:
- Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Санкт-Петербургский.
- Планетарий.
- Музей космонавтики и ракетной техники.
II группа: Научно-исследовательские музеи:
- Ботанический музей.
- Зоологический музей.
- Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева.
- Музей Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики.
- Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей им. академика Ф.Н. Чернышёва.
- Метеорологический музей главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова.
III группа: Отраслевые музей:
- Центральный музей связи им. А.С.Попова.
- Метрологический музей госстандарта при Всероссийском институте метрологии им. Д.И. Менделеева.
- Центральный музей железнодорожного транспорта.
- Центральный музей Октябрьской железной дороги.
- Музей гигиены Центра медицинской профилактики Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга.
IV группа: Мемориальные музеи:
- Музей М.В. Ломоносова.
- Мемориальный музей-квартира академика И.П. Павлова.
- Мемориальный музей-квартира П.К. Козлова.
- Мемориальный кабинет С.В. Лебедева.
- Мемориальный музей А.С. Попова.
- Мемориальный музей-лаборатория А.С.Попова.
- Музей-архив Д.И. Менделеева.
V группа: Учебные музеи:
- Палеонтолого-стратиграфический музей при кафедре истории геологии СпбГУ.
- Минералогический музей кафедры минералогии СпбГУ.
- Горный музей Государственного горного института им. Г.В. Плеханова.
- Анатомический музей кафедры анатомии Государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.
- Музей лесной энтомологии им. М.Н.Римского-Корсакова и Музей Лесной зоологии им. А.А.Силантьева.
- Зоологический музей РГПУ им. А.И.Герцена.
- Музей кафедры патологической анатомии и судебной ветеринарной экспертизы СПбГАВМ.
- Музей кафедры зоологии беспозвоночных СпбГУ.
- Палеонтологический музей кафедры палеонтологии СпбГУ.
Отчет о работе представляет страницу для школьной книги о естественнонаучных музеях нашего города, которая находится на сайте школы. Классные руководители и учителя предметники часто обращаются к этому материалу, что бы выбрать музей для посещения с учащимися, особенно в преддверии Дня Музея. Дни музея в нашей школе проходят каждую четверть. После посещения учащиеся пишут отзыв или отчет (если было специальное задание учителя предметника).
Сейчас ребята разрабатывают план посещения естественнонаучных музеев СПб для учащихся 6–11-х классов по четвертям и по предметам в соответствии с учебными программами, который тоже будет размещен на сайте школы. В перспективе создание проектов “Музеи гуманитарной направленности”, “Музеи социально-экономической направленности” (темы проектов связаны с реализуемыми профилями в школе).
Список литературы:
- Брыкова О.В. “Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе” – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС “Региональныйцентр оценки качества образования и информационных технологий”, 2007.
- Введенский О.В. “Музеи естествознания и техники Санкт-Петербурга” – СПб.: СПбГУПМ, 2001.
- Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010.
- Сергеев И.С. “Как организовать проектную деятельность учащихся” – М.: АРКТИ, 2007.
Пример страницы созданной учащимися (на сайте эта страница содержит фотографию музея)