Конспект урока русского языка в 9-м классе

Разделы: Русский язык


Цели:

  • повторить основной признак литературного языка – наличие системы общепризнанных норм;
  • обобщить сведения о стилях литературного языка; продолжить работу над навыками стилевого разбора текста;
  • развивать устную и письменную речь обучающихся; воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Оборудование: таблица «Стили речи», выставка книг по культуре речи.

ХОД УРОКА

I. Синтаксическая «пятиминутка»

Запишите данное предложение в форме прямой речи, разорванной словами автора, составьте схему полученного предложения:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный язык!».

(К. Паустовский)

–  О чём говорит писатель в предложении?

–  Послушайте  ещё одно высказывание –  стихотворение в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева. (Читает наизусть подготовленный ученик:  «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»)

–  Для того, чтобы русский язык оставался могучим и великим, чтобы он сохранил свою волшебную силу, его необходимо беречь. Как вы понимаете выражение «беречь язык»?

–  Да, беречь язык – значит правильно произносить слова, умело пользоваться богатейшими языковыми средствами, выбирая именно те, которые уместны в определённой ситуации.
Именно этому посвящён  наш сегодняшний урок.

II. Русский литературный язык

1. Сообщение ученика «Русский литературный язык и его нормы».
Задание классу: прослушать сообщение, составить его план, уметь ответить на вопрос «Какой язык называется литературным, его основной признак?»

Примерный план

  • Литературный язык – основа русского национального языка.
  • Литературный язык – язык книг, газет, театров, го. Учреждений.
  • Русский литературный язык – язык нормированный. Нормы языка –это общие правила произношения, употребления, правописания слов.

2. Проверка планов, беседа по вопросам:

–  Что  такое литературный язык?
–  Его основной признак?
–  Какие нормы литературного языка мы должны соблюдать?

III.Тренировочные упражнения

1. Произнесите слова в соответствии с нормами устой литературной речи: вы прАвы, аргумЕнт,вЫборы, вЫборов, пОнял, жалюзИ, киломЕтр,досУг, слУчай, процЕнт, квартАл, докумЕнт,щавЕль, каталОг, звонИт, тОрты.

2. Выберите нужную форму употребления слова, запишите правильный вариант в тетради.

Я(кладу, ложу) книгу на место.
Сегодня же ( поезжай, ехай) к бабушке.
Они (хочут, хотят) ехать в город.
(Ихняя, их) машина сломалась.

3. Исправьте в соответствии с нормами ошибки в употреблении слов, запишите исправленный вариант.

1) Спортсмены нашей школы одержали первенство в соревнованиях по волейболу (одержали победу или завоевали первенство). 2) Чтение играет большое значение в жизни человека(имеет значение). 3) Он предпринял усилия, чтобы успешно закончить учебный год(прилагал усилия).

4. А теперь послушайте небольшой диалог.(Подготовленные ученики).

–  Привет.
–  Привет. Клёвая вчера дискотека была.
–  Ну, классная. А помнишь ту швабру?
–  Ещё бы! Здорово мы её прикололи, да?
–  Ага, в натуре.

–  Какие слова (отступления от литературной нормы) использованы в диалоге?
В диалоге использованы жаргонные слова. Они составляют небольшой процент по отношению к лексике литературного языка. Жаргонизмы засоряют язык. Поэтому надо бороться против проникновения в речь слов жаргонных, вульгарных, «словесного хлама», как называл такие слова М.Горький. Для этого необходимо всё время работать над обогащением своего словаря.

IV. Рекомендация книг по культуре речи (выставка)

–  Помощниками в овладении нормами литературного языка являются книги: словари (толковые, словообразовательные, орфоэпические и др.) Также помогут овладеть правильной, красивой речью  книги по культуре речи, занимательные книги о русском языке.

Подготовленные ученики аннотируют  несколько книг.

Примерный перечень книг.

Шанский Н. М. Русский язык: Лексика. Словообразование.–  М. 1975. С. 210-211
Чуковский К. И. Живой, как жизнь. –  М., 1966. С. 181-182.
Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: Весёлый наборщик. Кто это? Что это? Волшебные цепочки. –  М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательн. этимол. слов. –  М.:АСТ-ПРЕСС, 1996.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –  СПб.: Просвещение, 1995.
Шанский Н.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. –  М.:Дрофа, 1996.

V. Обобщение сведений о стилях литературного языка

1. Слово учителя, беседа по материалам упр 180 учебника.

– Нарушением норм литературного языка является употребление в тексте слова или выражения иной стилевой окраски. Прочтём тексты упр.179.
– Какие слова употреблены здесь неуместно? (I –  лимит. II – зелёный массив, в курсе, деталей, момент, по какому вопросу).
(К какому стилю принадлежат эти слова? А тексты? Какие ещё стили языка вы знаете?

2. Работа по таблице «Стили речи».

–  Вспомните, как называется стиль, если его основная функция – общение? Сообщение? Воздействие на читателя, слушателя?

–  Назовите сферу применения разговорного стиля? Научного? Делового?
–  О каком стиле мы с вами не вспомнили? (Стиль художественной литературы)
–  Что вы знаете о нём?

VI. Самостоятельная работа. Стилевой анализ текстов.

Вы много знаете о стилях речи. Примените эти знания на практике. Прочитайте тексты (см. Приложение), ответьте на вопросы, определите стилистическую принадлежность. На выбор спишите один из абзацев.

1. Выполнение работы.
2. Проверка работ.

VII.Обобщение. Итоги