Развитие речи на уроках русского языка в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Одной из главных задач в деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешности ее реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.

Всестороннее развитие речи положено в основу начального курса русского языка. Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методике обучения грамоте; грамматические теории (о частях речи, словосочетании, предложении) являются базой для методики обучения грамоте; на лексику и другие дисциплины, изучающие речь, опирается методика развития речи. Все вместе они составляют лингвистические основы методике обучения русскому языку.

Как увлечь ребят изучением языка, сделать урок русского языка любимым, интересным? Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях начальной школы. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о языке.

В начальной школе закладываются основы языковой культуры.

С первых уроков русского языка учащиеся должны четко осознавать роль занятий по русскому языку: русский язык учат для того, чтобы научиться выражать свою мысль грамотно, точно, выразительно и убедительно. Эта установка нуждается в постоянном эмоциональном настрое. Каждый урок русского языка – это шаг к формированию культуры речи детей. В любом грамматико-орфографическом упражнении можно найти возможность поработать над отдельным словом, словосочетанием, предложением, но непременно осознавая цель и реакцию ребенка.

Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, следовательно, и составная (практическая) часть уроков чтения.

Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий, по развитию речи, единой и для уроков чтения.

Потребность высказываться порождает речь, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. Проблему мотивации школьников детально раскрыли в дидактике Г.И. Щукина, Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова, А.К. Маркова и другие. Речь идет о внутренних побуждениях, которыми руководствуется ученик в процессе общения.

Среди внутренних побуждений младшего школьника наиболее существенную роль играет познавательный интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы с помощью речевых упражнений распознавать, поддерживать и формировать интересы детей.

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. Мотивы речи и учебная ситуация в процессе занятий многократно меняется.

Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика, умеющего передать замысел простыми словами.

Творческое воображение детей необходимо постоянно развивать, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представляет себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет. Развивая речь ребенка, надо все время поощрять его к высказыванию, вызывать его на разговор.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Вот почему так важно заниматься развитием речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно.

Первым из условий речевого развития ребенка – это потребность в общения. Но общение возможно только с помощью слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создавать речевую среду. Это второе условие речевого развития ребенка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи.

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это особый способ познания действительности. Богатство речи ребенка во многом зависит от обогащения его различными  представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иначе говоря, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития.

Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем успешнее он познает сложные связи в природе и в обществе. Для ребенка хорошая речь залог успешного обучения и развития. Ведь не секрет, что дети с плохо развитой речью всегда отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

М.Р. Львов выделяет три основных задачи школы по развитию речи учащихся. Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых значений уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети в устной дошкольной речевой практике совсем не употребляли.

Здесь нужна система учебных воздействий на учащихся, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал, нужно соблюдение ступеней в формировании речи.

Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом. Это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, лексики, грамматики, орфографии. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все шибки и недочеты, обычные у младших школьников.

Третье направление работы школы по развитию речи – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи учеников, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей. Таковы в общих чертах задачи школы по развитию речи учащихся.

Речь представляет собой широкое поле деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии:

–  работа над словом;
–  работа над словосочетанием и предложением;
–  работа над связной речью.

Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, изложению, сочетанию проводится подготовительная работа над словом и предложением.

Систематичность – важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были по возможности равномерно представлены все доступные виды работ: пересказ, близкий к тексту, пересказ сжатый, рассказ по наблюдениям и т.д.

Но все эти упражнения дадут эффект лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон речевого развития. Это атмосфера постоянного внимания к языку и речи, и интереса к нему, здоровая речевая среда, которую создает школа.

Развитие речи – это долгая кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно дает плоды. Малый успех приводит к большому, речь совершенствуется и обогащается.