Введение
В настоящее время в российских ДШИ и ДМШ сложилась непростая ситуация: ученики несамостоятельны в занятиях, бросают учебу, либо, окончив школу, не играют на своих инструментах. Причин очень много – и в окружающем мире, и в семьях, и в преподавателях, и в системе образования.
В первых классах музыкальной школы ученику преподаются основополагающие знания и навыки. А также, должны формироваться заинтересованность, желание, другие виды мотивации к занятиям музыкой. Однако в реальности большинство детей быстро охладевают к урокам сольфеджио, хотя продолжают положительно относиться к урокам специальности.
Обратимся к великим:
«Сложна не музыка, а способ её записи и методика
изучения последней… Ноты – затрудняющие пение
знаки», – писал Ж.Ж. Руссо в XVIII веке.
«Наипростейшая музыка уже трудна для чтения…»,
– заключил А. Онеггер
«Ноты мне мешали: мешали глядеть, верней не
глядеть на клавиши, сбивали с напева, сбивали с
знанья, сбивали с тайны, как с ног сбивают…», –
вспоминала М. Цветаева.
Итак, знания, которые заложены в преподавателей музыки, и которые считаются очень важными, по праву считаются трудными в освоении.
Что же касается аккордеона, то это сложный в освоении инструмент. Он тяжёлый и не очень удобный. Ученику нужна серьёзная мотивация, чтобы освоить его, преодолев все трудности.
В данный момент в российских музыкальных
школах уроки аккордеона и уроки теории музыки
несколько расходятся в своих целях. На уроках
специальности ученик в основном осваивает
приемы игры на инструменте, на уроках сольфеджио
– развивает слух и память, изучает музыкальную
грамоту. Ученики не понимают взаимосвязи этих
предметов, не пользуются знаниями.
Соответственно, преподавателям нужно стремиться
к большему проникновению теоретических знаний в
уроки аккордеона.
На этом пути актуален вопрос овладения
музыкальной грамотой в классе специальности. И
особенно – в первые годы обучения.
Автор данной работы предлагает к рассмотрению несколько методов овладения музыкальной грамотой на уроках специального инструмента.
Основной раздел. Изложение методов
Метод первый. Тщательный анализ изучаемых произведений
Для старинных, давно сложившихся школ фортепиано и скрипки подобный анализ – норма. В классе аккордеона такой работе обычно уделяется мало времени, и ребёнок не понимает, что он играет.
Предлагается подкреплять знания ученика о музыкальном образе теоретическими знаниями.
В качестве примера предлагается пьеса «Дождик» (Рис. 1)
Рис. 1
Уже из названия пьесы можно предположить, что характер музыки весёлый, ласковый. Возможно, песня детская. В партии правой руки много восьмых нот стаккато – скорее всего, изображающих капельки дождя. Партия левой руки тоже исполняется стаккато. Тональность соль мажор. Темп подвижный.
Вот это и есть – основные знания, которые обычно доступны ученику на уроке специальности. Что ещё можно рассказать об этой музыке?
1. Гармонизация. Мелодию сопровождают тоника (T),
субдоминанта (S) и доминанта (D).
Благодаря обилию T в первых двух тактах, музыка
звучит устойчиво, уверенно, безмятежно. Эти два
такта вообще возможно гармонизовать только
тоническим трезвучием, но это будет звучать
нарочито.
Если гармонизовать мелодию иначе, например,
используя трезвучие VI ступени, характер музыки
изменится. Проиграем для ученика новые варианты
гармонизации.
К слову, гармонизовать, конечно, можно всячески,
но автор предлагает выбирать для проигрывания
наиболее контрастные варианты. Это позволит
ученику услышать разницу и на доступном ему
уровне оценить точность выбора авторами тех
или иных гармоний.
2. Мелодия. В первых двух тактах движется по звукам тонического трезвучия – от квинтового тона к терцовому и далее – к тонике. Можно предложить такую ассоциацию – верхний звук – капля упала на крышу, средний – ударилась о подоконник, нижний – приземлилась. Получается, мелодию привела в тонику «гравитация».
3. Интервалы в мелодии. Первая терция – близкая, уютная. Например, если её обратить в сексту, мелодия станет более драматичной. И так далее.
Так можно затронуть самые разные характеристики произведения – его форму, тональный план, фактуру. Всё зависит от того, какую грань произведения нужно будет раскрыть.
Тщательный анализ не должен превращаться в самоцель, его задача – глубже раскрыть характер музыки.
Следует отметить, что преподаватель должен учитывать возраст ученика и его теоретическую подготовку и преподносить информацию дозированно.
В процессе такой работы:
– ученик узнаёт, как применяются на
практике его теоретические знания;
– крепче и глубже запоминает теорию;
– учится анализировать нотный текст;
– лучше запоминает произведение;
– увереннее его исполняет.
Метод второй. Введение в программу обучения уроков читки нот с листа
На уроках будут осваиваться читка нот с листа и транспонирование, подбор по слуху. Так как пьесы для такой работы подбираются значительно проще, нежели в классе специальности – есть возможность прикоснуться к вопросам теории музыки.
Наряду с преподнесением знаний в традиционной форме, автор данной работы применяет на практике находки профессора РГПУ им. Герцена Нины Александровны Бергер. Её методы – какие-то новые, какие-то уже знакомые, сложены в цельную систему и помогают освоить музыкальную грамоту в щадящем режиме.
В частности, ученикам предлагаются нотные примеры из сборника «Младенец музицирует»
Рис. 2
Книга яркая, с картинками. Нотные примеры записаны особым образом – их удобно читать с листа и транспонировать.
Рис. 3
В нотном примере (Рис. 3) мы видим минимальное количество линеек, соответственно, абсолютную высоту ноты определить нельзя.
Рис. 4
На другой странице (Рис. 4) указаны позиции, в которых ученику будет удобно сыграть эту пьеску от разных нот. При этом можно поговорить о звучании музыки в разных тональностях. Можно научиться играть эту пьеску от других клавиш – от выбранной нотки строить 2 тона. Либо, построить 1,5 тона и сравнить звучание музыки в мажоре и миноре. Можно играть пример от разных нот и учиться определять тональности, а так же подбирать по слуху аккомпанемент, транспонировать с аккомпанементом. Сложность задания зависит от подготовленности ученика и сложности выбранной пьесы.
Метод третий. Постоянный поиск новых способов подачи материала
Преподаватель должен быть готов на любом из уроков объяснить материал доступно, особенно, если ученик не понимает. Я приведу простые интересные примеры из трудов Н.А. Бергер:
1. Размер.
Маленькие ученики часто путаются в определении
размера. Если посмотреть на такую картинку: 34
глазами ребенка или немузыканта мы тоже увидим
не размер, а цифры три и четыре. Можно ученику
предложить вот такой символ: 3. Можно приписывать такой значок в
ноты первое время.
2. Мажор или минор. Смайлик веселый, смайлик грустный (см. рис. 3)
Такой значок можно применить в разных случаях. Например, автор работы с ученицей научились строить от выбранной ноты начало мажорной и минорной тональности. И случился такой диалог: «Настя, там, по-моему, мажор!», – она ответила: «Нет, здесь минор, смайлик грустный», – и показала, где у неё стоят пальцы на клавиатуре.
Можно привести множество таких примеров из работ профессора Бергер. Подобные примеры нужно черпать из методических трудов и придумывать самим учителям. Следует отметить, что ученики с интересом усваивают новый материал, предложенный по методу Н.А. Бергер. Но также, можно предположить, что заинтересованность, живой отклик ученика – это ответная реакция на увлеченность, проникновенность, неравнодушие преподавателя. Возможно, это главное, на что откликаются дети, а сами методы работы имеют второстепенное влияние.
Метод четвертый. Стремление уроков теории музыки к большей взаимосвязи с уроками специальности
Большую пользу может принести пение пьес из
курса специальности на уроках сольфеджио, анализ
этих пьес. Также, большим подспорьем может стать
анализ классических произведений.
Не вызывает сомнений, что поиск и реализация
эффективных методов занятий на уроках теории
музыки в ведении преподавателей этих дисциплин.
Тем не менее, не будет излишне добавить от лица
преподавателей – инструменталистов, что
интересные и практичные уроки сольфеджио очень
нужны в музыкальных школах в наше время.
Заключение
Из вышеизложенного можно заключить, что сложные в изучении предметы из программы музыкальной школы можно преобразить так, чтобы они взаимно дополняли, друг друга и наиболее полно раскрывали мир музыки. Современные преподаватели могут достичь больших успехов на этом пути при условии большой заинтересованности, поиска и постоянной работы над собой. Психолог Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге отмечает: «Существует меткое выражение: талантливый учитель приобщает ученика к науке. Что стоит за метким словом «приобщает»? Скорее всего, имеется в виду способность учителя организовать общие, то есть совместные, переживания. Это переживания красоты мысли, удивления, радости открытий, собственных удач и достижений». Именно к таким, наполненным смыслом урокам и нужно стремиться учителям.
Список литературы:
- Н.А. Бергер «Современная концепция и методика обучения музыке» изд. «Каро», СПб 2004г.
- Н. Бергер, Н. Яцентковская, Р. Алиева «Младенец музицирует», СПб 2004г.